пятница, 28 июля 2017 г.

Как русский писатель-революционер вдохновил Этель Войнич на создание романа, или История о прототипе «Овода»

Сергей Степняк-Кравчинский и Этель Лилиан Войнич 

57 лет назад, 28 июля 1960 г. в Нью-Йорке скончалась писательница Этель Лилиан Войнич. На тот момент ей было 96 лет, и ни на родине, ни в США, где она провела почти 40 лет жизни, о ней почти никто не слышал. А в это же время в СССР ее считали одной из самых популярных зарубежных писательниц, а ее роман «Овод» был трижды экранизирован. Но даже самые горячие поклонники писательницы не подозревали о том, что и сам роман, и его главный герой вряд ли появились бы, если б Войнич не познакомилась с русским революционером и литератором Сергеем Степняком-Кравчинским, с которым ее связывали очень близкие отношения.

Автор романа *Овод* Этель Лилиан Войнич 

Лили Буль родилась в Ирландии в 1864 г. в семье известного математика Джорджа Буля. Девушка занималась музыкой и закончила консерваторию по классу фортепиано. В 17 лет она впервые попала в Париж и увидела в Лувре портрет итальянского юноши кисти художника Франчабиджо. Девушка была натурой романтической и несколько экзальтированной – она влюбилась в изображенного и до конца дней не расставалась с копией этой картины.

Революционер Степняк-Кравчинский 

Не меньшее восхищение у нее вызывали революционеры и романтика революционной борьбы. В детстве мать рассказывала ей о двух итальянских бунтарях, которых она в юности приютила у себя в доме. Лили рисовала в своем воображении такие же сюжеты и носила все черное, подражая итальянскому карбонарию Джузеппе Мадзини – революционеру, который поклялся не снимать траура по своей угнетенной родине. Он стал одним из первых прототипов главного героя будущего романа Этель.

Писательница и революционер, вдохновивший ее на создание романа *Овод* 

Россия представлялась восторженной девушке «колыбелью мировой революции». К ней в руки попала книга «Подпольная Россия», из которой она узнала имена российских революционеров. Однажды Этель услышала о том, что в Лондоне находится русский эмигрант Степняк-Кравчинский – тот самый, который среди бела дня на улице заколол кинжалом шефа жандармов Мезенцева. Она не раздумывая отправилась на встречу со знаменитым революционером. Сергей Степняк действительно был революционером со стажем: он боролся против турецкого ига на Балканах, участвовал в вооруженном восстании в Италии. После убийства Мезенцева ему чудом удалось избежать ареста и уехать из страны.

Писательница Этель Лилиан Войнич 

В одних источниках утверждается, будто Этель была без памяти влюблена в Сергея Степняка, но он разбил ее сердце и остался верен жене, в других пишут, что у них случился бурный роман (революционер нежно называл свою молодую подругу Булочкой). Однако и та, и другая версия имеют, скорее, характер предположений и догадок. В официальных биографиях говорится лишь о том, что они были близкими друзьями и очень тепло друг к другу относились. Как бы то ни было, именно Степняк убедил Этель в необходимости заняться литературной деятельностью и посетить Россию.

Этель и ее муж Михаил Войнич 

С 1887 по 1889 гг. Этель провела в России, где работала гувернанткой и посещала собрания народовольцев. Эта поездка произвела на нее сильное впечатление. По возвращении на родину она вступила в созданное Степняком «Общество друзей русской свободы», устроилась на работу в редакцию эмигрантского журнала «Свободная Россия» и принялась за роман «Овод». Ее главным идейным вдохновителем оставался Степняк. Он и сам был писателем, его перу принадлежат произведения «Подпольная Россия» и «Андрей Кожухов».

Олег Стриженов в фильме *Овод*, 1955 

В 1890 г. в доме Степняка Этель познакомилась с польским революционером Михаилом Войничем и вскоре вышла за него замуж. Работу над романом она окончила через 7 лет. Артур Бертон – собирательный образ, у которого было несколько прототипов, но его появление вряд ли было бы возможно без влияния Степняка. Но сам он так и не прочитал роман – за два года до этого революционер погиб под колесами поезда. В Англии и США публикация романа не имела большого резонанса, а в России его ждал невероятный успех. Правда, узнать об этом писательнице было суждено только на склоне лет.

Олег Стриженов в фильме *Овод*, 1955

В начале ХХ в. Этель Лилиан Войнич выпустила еще несколько романов, не привлекших большого внимания публики, занималась переводами произведений русских писателей, а затем оставила занятия литературой и революционные мечты и вернулась к музыке. В 1920 г. они с мужем переехали в США, где у Михаила Войнича был книжный бизнес, а Этель работала над созданием оратории «Вавилон», посвященной свержению самодержавия в России.

Андрей Харитонов в роли Артура Бертона, 1980

В США о ней никто не знал как о писательнице. После смерти мужа в 1930 г. она вела уединенный образ жизни и умерла бы в полной безвестности, если бы в середине 1950-х гг. ее не разыскали советские журналисты. До этих пор в СССР считали, что автор романа – мужчина, и он давно погиб. Благодаря литературоведу Евгении Таратуте Войнич узнала, насколько она популярна среди советских читателей.

Кадр из фильма *Овод*, 1980 

Создательница «Овода» умерла 28 июля 1960 г. в возрасте 96 лет. Согласно ее завещанию, тело кремировали, а прах развеяли над центральным парком Нью-Йорка.

Писательница Этель Лилиан Войнич 

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий