среда, 12 июля 2017 г.

Можно ли было сохранить идеологию марксизма-ленинизма?


Можно ли было сохранить марксизм-ленинизм в качестве государственной идеологии?

Вопрос непростой.

Возможность сохранения марксизма-ленинизма в качестве государственной идеологии отчасти связана с вопросом сохранения плановой экономики (вопрос №6) - если ее можно было сохранить и развивать, тогда вполне возможно, что народ продолжал бы относиться к марксизму-ленинизму как к прогрессивной концепции, которая обеспечивает развитие страны.

Дело в том, что народ смотрит на любую государственную идею через призму своей бытовой устроенности или наоборот неустроенности. Грубо говоря, на любую идею народ смотрит через холодильник. Если в холодильнике есть пиво с колбасой - народ считает идею правильной. Если пиво в холодильнике оказывается без колбасы или наоборот колбаса без пива - народ начинает посмеиваться над несоответствием, что идеологи вроде бы обещают то и другое, а по факту чего-то нехватат. Если же из холодильника пропадает и колбаса и пиво - народ начинает относиться к идеологии строго отрицательно, а к идеологам и вовсе враждебно. Особенно если сами идеологи при этом жрут в три горла.

Но сводить вопрос сохранения идеологии марксизма-ленинизма к одной только экономике - тоже неверно.

Дело еще и в том, что в 70-е годы идеология марксизма-ленинизма в СССР была превращена в набор лозунгов, которые стали механически повторяться по поводу и без. Идеология как бы омертвела, превратилась в систему бессмысленных ритуалов, некое идолопоклонство, причем нарочитое, показное. На месте идеологии возник самый настоящий культ.

Можно сказать, что на смену культу личности Сталина пришел культ идеологии марксизма-ленинизма. При этом, если по поводу Сталина было очень верно сказано, что был культ, но была и личность, то культ идеологии получился... как бы это сказать... каким-то безсодержательным, мертвым.

Культ марксизма-ленинизма принял гротескные формы, превратился в пародию на сам марксизм-ленинизм, закостенел, одеревенел, начал покрываться мхом и вызывать отвращение.

Служители культа, какими были партийцы 70-х и 80-х, своим истовым служением, лозунгами на каждом углу, обязательным изучением Маркса и Ленина в школах и ВУЗах - добились строго противоположного эффекта, а именно - пренебрежения, отторжения и отвращения к идеологии.

Грубо говоря, перекормили народ и добились устойчивой аллергии.

И идеологии как таковой не стало, ее место занял именно культ - догматичный, уродливый, лишенный души, за ритуалами и символами которого не стало видно содержания.

Поэтому на поставленный вопрос о сохранении идеологии марксизма-ленинизма я отвечу так:

Идеологию можно было сохранить лишь в том случае, если бы народ видел в ней содержание и эффективность, в первую очередь экономическую. Но и сама идеология должна была трансформироваться, жить, ее должны были нести прогрессивные люди, личности, а не бронзовые попугаи, которые только и способны, что механически повторять лозунги, по поводу и без.

Живую идеологию сохранить было бы можно, а уродливый культ, в который партийные приспособленцы превратили марксизм-ленинизм, сохранить было нельзя.

А чтобы идеология оставалась живой и трансформировалась, чтобы ее несли личности, а не бронзовые попугаи - нужно было очищать КПСС от приспособленцев и паразитов, давать дорогу личностям. И делать это надо было еще в 60-е годы, в 70-е стало поздно - идолопоклонники, приспособленцы и бронзовые попугаи уже взяли верх. А в 80-е культ марксизма-ленинизма стал и вовсе обречен, потому что у народа выработалась устойчивое неприятие, аллергия, а на фоне экономических проблем даже ненависть к служителям этого культа и государству, чьей идеологией он был.

Превращение идеологии марксизма-ленинизма в культ - уродливый, догматичный - стало одной из причин провала советского проекта и поражения СССР в Холодной войне. Однако не надо забывать, что у этой причины есть своя причина - деградация советской партэлиты, которая и превратила идеологию в культ, сделав его уродливым и догматичным.

Идеология должна быть привлекательной, популярной, модной, а для этого она должна быть живой и ее должны нести личности - только тогда идеология ведет страну вперед, объединяет массы, заряжает их энергией. Так собственно и было в 20-е и 30-е годы, тогда марксизм-ленинизм был модным, его несли личности, а не заговаривающиеся попугаи.

И это касается любой идеологии, а не только марксизма-ленинизма.

Продолжение: Можно ли было сохранить КПСС?

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий