вторник, 11 июля 2017 г.

10 фильмов с цифрами в названии

Вместе с порталом Film.ru мы задумались о фильмах, в названии которых фигурирует некое число. Раз его так явно выделяют, следовательно, оно что-то значит, ведь так?

11-11-11 (2011) / 11-11-11


После смерти жены и сына писатель Джозеф Кроун отправляется в Барселону, где живут его брат Сэмюэл и находящийся при смерти отец. По приезду в столицу Каталонии Джозефа начинает буквально преследовать число 11, а затем к этому наваждению добавляется и материализация демонов. Почитав соответствующую литературу, писатель приходит к выводу, что 11 ноября 2011 года человечество ждет ни больше ни меньше пришествие самого дьявола, и с этим нужно срочно что-то делать.

После весьма успешной работы над бесконечными сиквелами «Пилы» Даррен Линн Боусман решил расширить горизонты, режиссируя фильмы за пределами знаменитой франшизы. Сначала он поставил «Генетическую оперу», которая не могла похвастаться финансовыми показателями, зато стала культовой. Затем был жестокий и абсурдный (в хорошем смысле этого слова) «День матери».

После этого Даррен захотел снимать по собственным сценариям и в 2011-м выдал на-гора сразу два фильма: «11-11-11» и «Пустошь». У Боусмана есть одна характерная особенность: он отлично делает жанровые аттракционы, достаточно точно угадывая, чего именно ждет от картины публика. Однако от его собственных сюжетов за версту разит чистой и неразбавленной вторичностью. И если «Пустошь» еще можно за что-то похвалить, то «11-11-11» – это классический пример второсортного мистического триллера (не сказать хоррора). И дело не в том, что он как-то по-особенному плох, отнюдь. Просто фильм предсказуем, а посему – скучен, в нем нет свежих наработок, а даже то хорошее, что есть, не выполняет свою функцию в рамках конкретного проекта.

Зато к нашему топу кино подходит идеально: никаких букв, одни цифры.

Роковое число 23 (2007) / The Number 23


23-й фильм Джоэла Шумахера повествует о Уолтере Спэрроу (не капитане), который начал читать роман «Номер 23» и навсегда потерял покой. Мало того что теперь ему повсюду мерещится треклятое число, так еще и события книжки подозрительно похожи на жизнь самого Уолтера. Слишком похожи. А когда главный герой романа совершает убийство, Спэрроу с головой ныряет в воды паранойи и навязчивой тревожности.

Фильм стал очередной картиной Джима Керри, в которой именитый комик не меняет выражение лица по 20 раз за минуту, а концентрируется на вполне реалистичном образе. К сожалению, Уолтера в исполнении Керри сложно похвалить (актер был близок к тому, чтобы отхватить «Золотую малину» за свой перформанс), да и сама история достаточно быстро перестает волновать как детектив. То же справедливо и для режиссуры Шумахера: режиссер не держит за горло мертвой хваткой напряжения, а скорее гладит по подбородку, что для триллера вовсе не комплимент. А вот что по-настоящему хорошо – это Вирджиния Мэдсен. И блондинка, и брюнетка.

3000 миль до Грейсленда (2001) / 3000 Miles to Graceland


Майкл (Рассел) и Мерфи (Костнер) вместе с группой проверенных людей совершают невероятно дерзкое ограбление: в одном из самых крупных казино Лас-Вегаса проводится слет подражателей Элвиса, и, облачившись в одежды Короля рок-н-ролла, заправская команда опустошает хранилище игорного заведения. Но не так тяжело провернуть дело, как поделить награбленное: оказывается, Мерфи изначально не горел желанием делиться тремя миллионами, и вот уже он лихо раздает пули в лоб бывшим товарищам. Майклу удалось избежать незавидной участи, и теперь перед ним встает нетривиальная задача: догнать Мерфи и каким-то образом забрать причитающиеся деньги, стряхнуть с хвоста федеральных маршалов и разобраться с внезапно начавшимися отношениями с матерью-одиночкой Сибил.

Дэмиен Лихтенштайн настолько старательно пытался сделать свой фильм стильным, что переборщил: перестрелки, десятки трупов (некоторые сцены были слишком кровавы для боевика, и их оставили лежать на полу монтажной), слоумо, нарочито яркие цвета. Да еще и вкупе с периодически появляющейся комедией, общей условностью сценария и явными сюжетными дырами. Американский зритель такой подход не оценил, и картина безобразно провалилась в прокате, а в мировом бокс-офисе не собрала и 3 миллионов, не сумев покрыть даже затраты на маркетинг. Не говоря уже о том, что фильм подвергся шквальному огню со стороны кинокритиков и номинировался на антипремию «Золотая малина» аж в пяти номинациях. При всем при этом назвать «3000 миль до Грейслэнда» плохой картиной язык не поворачивается: да, это китч, но с собственным шармом, да и технически сделан отлично (что подтверждают три номинации на «Тельца» – награду мирового сообщества каскадеров).

Формула 51 (2001) / Formula 51


Элмо МакЭлрой должен был стать выдающимся химиком-фармацевтом, но его поймали с косячком, и о легальной карьере пришлось забыть. Теперь Элмо пашет дизайнером наркотиков на сумасбродного наркодельца Ящера. Зная не понаслышке, что из этого бизнеса просто так не выйдешь, МакЭлрой взрывает своего работодателя и прямой наводкой летит в Лондон, чтобы загнать там партию супернаркотика, а на вырученные деньги прикупить себе замок, о котором давно мечтал. Но не все так просто: Ящер выживает при взрыве и направляет по следам Элмо своего лучшего киллера, а про наркосделку века в Лондоне пронюхивает весь преступный мир британской столицы, от нацистских скинхедов до коррумпированных полицейских.

Оригинальное название апеллирует к презрительному прозвищу Великобритании, которым ее наделили янки, – 51-й штат. Отечественные переводчики решили не играться с деталями и назвали фильм «Формула 51» в честь названия того самого супернаркотика (ЗСВ-51). Вне зависимости от перевода у Ронни Ю получился бурлящий кислотный коктейль из ситуационной комедии, криминального боевика и классической лав-стори, обильно сдобренный британским колоритом, многочисленными стереотипами и ложкой с горкой матюгов. Смотрится кино очень динамично и клипово, и это как раз тот случай, когда «клиповый» служит в качестве комплимента.

Но захватывает фильм не только благодаря яркой картинке: актерский состав подобран и перемешан по самому высшему разряду. Сэмюел Л. Джексон в килте, Мит Лоуф в роли психопатического Ящера, Роберт Карлайл в футболке «Ливерпуля» под пиджаком, Эмили Мортимер с винтовкой, прекрасный до омерзения (или омерзительный до прекрасности) Шон Пертви и, конечно, Рис Эванс во всей своей психоделической красе. Пару строк стоит отдельно посвятить саундтреку: динамичный нарратив скрашивают самые разные оттенки музыки начала нулевых. Электроника (Thrillseekers, Warrior), хип-хоп (Run DMC, House Of Pain), бодрящая альтернатива (Saliva) и гимн мерсисайдцев You’ll Never Walk Alone.

30 дней ночи (2007) / 30 Days of Night


В 2002-м Стив Найлз выпустил серию комиксов 30 Days Of Night о вампирах, которые спят рядышком с самым северным городом США Барроу, дожидаясь полярной ночи. Будучи уязвимыми к солнечному свету, местные кровососы компенсируют длительную спячку эпохальной резней: в окрестностях Барроу ночь длится целый месяц, и в это время ничто не может помешать упырям корректировать человеческий генофонд по своему усмотрению.

Комикс получил широкую известность, и в 2007-м Сэм Рейми и Роберт Тэйперт решили все это действо экранизировать, посадив в режиссерское кресло Дэвида Слэйда, двумя годами ранее сделавшего себе имя на триллере «Леденец». Получилось неплохо, но с оговорками.

У «30 дней ночи» есть видные имена на постере (в первую очередь Джош Хартнетт и Бен Фостер), однако толку от них немного: несмотря на многочисленные ниточки, связывающие одного персонажа с другим, героям картины очень недостает дополнительной проработки. С нарративом Слэйд также не смог сладить: саспенс у него растекается, концентрируясь не всегда там, где надо, а драматические моменты никак не акцентированы, в результате чего второй и третий акты фильма ощутимо провисают. Однако когда доходит до прямой конфронтации, Слэйда не удержать: ярко-красная жидкость течет рекой, грим в высшей степени симпатичен, а камера, конечно, отворачивается, но лишь после того, как явит кровавые подробности зрителю.

А уж вампиры вышли – залюбуешься! Никакого нарочитого сексапила, никакой фальшивой слащавости! Лидер кровососов Марлоу и его кодла одеты в архаичные одежды, общаются друг с другом на каркающе-шипящем неведомом языке и повадками ближе к животным, чем к людям. Отдельное спасибо Дэнни Хьюстону за изображение одного из самых ярких вурдалаков третьего тысячелетия.

11:14 (2003) / 11:14


Фактически фильм рассказывает о том, что произошло однажды вечером в 23:14 в городке Миддлтон, когда судьбы совершенно разных персонажей неожиданно пересеклись. Но чтобы история выглядела полноценной, нам чуть подробнее рассказывают о героях и о том, что их привело к показанным на экране событиям.

На бумаге выглядит достаточно прозаично: какой смысл изобретать велосипед, когда есть «Беги, Лола, беги»? Однако в дебютном фильме Грега Маркса наиболее интересна форма, а не содержание: уж больно лихо тогда еще совсем молодой режиссер раскручивает шестеренки своего повествования, сталкивает героев друг с другом, ставит переходы… Маркс прекрасно понимает, что зритель ждет от истории, и словно предвосхищает ожидания. Поэтому даже там, где темп слегка замедляется, не возникает и намека на провисание сюжета или излишней затянутости.

Актеры под стать режиссуре – как на подбор! Перечислять не будем, все и так наверху написано, а вот про саундтрек отдельно упомянуть все же стоит. Можно даже без эпитетов – и так все ясно: Ramones, Dramarama, Endo, Angry Johnny & The Killbillies. Одним словом, красота! Во всех аспектах.

13 (2010) / 13


Авторемейк Гелы Баблуани в данном топе предпочтительнее оригинала не только тем, что в его названии одни цифры (первоисточник озаглавлен буквенно). Очень уж было интересно, как будет восприниматься цветная версия с актерами первой величины: изначальная картина была монохромной и предельно минималистской.

Сюжет этого неонуара рассказывает историю Винса, чья семья находится в крайне уязвимом финансовом положении. Отец в больнице, а лечение в США – штука возмутительно дорогостоящая, вот и приходится мальцу нелегально подрабатывать электриком. Как-то раз Винс подслушивает очень интересный разговор, а потом и крадет письмо с инструкциями, которое потенциально может помочь разбогатеть. Правда, для этого нужно сыграть в адское подобие русской рулетки, где шансы на выживание, прямо скажем, невелики.

Несмотря на то что черное и белое раскрасили коричневым; несмотря на то что Францию перенесли в штат Нью-Йорк; несмотря на Фифти Сента, Джейсона Стэтэма и Микки Рурка вместо никому не известных лиц, Баблуани удалось сохранить атмосферу обреченности и неистового нервного напряжения. И это дорогого стоит: настолько увлечь зрителя историей, что она заслоняет всемирно известных актеров. На лампочку смотреть!

1408 (2007) / 1408


Марк Энслин работает разрушителем легенд. Стоит владельцам какого-нибудь уездного отеля для привлечения туристов придумать историю, что у них-де призраки водятся, как Энслин тут как тут. Так Марк и живет, выпуская один за другим путеводители по фейковым домам с привидениями. По долгу службы протагонист заезжает в отель «Дельфин», в номере 1408 которого, по слухам, водится такая нечисть, что еще ни один постоялец живым оттуда даже не выползал. Ни уговоры, ни взятки, ни заставляющие стынуть кровь в жилах фотографии, которыми снабжает Энслина любезный менеджер, не могут отговорить писателя. А зря: в номере-то действительно не все спокойно, и очень скоро Марк проклянет и свой скепсис, и свое ремесло.

Ответственный за экранизацию скандинав Микаэль Хофстрем известен прежде всего как фестивальный режиссер. Однако, перебравшись в Голливуд, Микаэль плотно взялся за жанровое кино: затрапезный триллер «Цена измены», хоррор «1408», боевик «План побега»… В данном случае Хофстрем полностью положился на психологический аспект ужаса, играя как с ожиданиями персонажа Джона Кьюсака, так и со зрителями. И делает это очень уверенно: классическая долгая завязка в стиле 80-х, неторопливое снабжение зрителя информацией (как это любит делать Кинг), постепенное нагнетание саспенса, а затем, когда неизвестное уже определено, резкое взвинчивание темпа повествования. Отдельный поклон Кьюсаку: актер не только убедительно перевоплощается вместе с протагонистом, но и отлично чувствует все его оттенки. Подобные вещи не пропишешь в сценарии, их приходится передавать.

Экранизацию оценил и сам автор: фильм получил вящее одобрение, а игру Кьюсака Король ужасов особо отметил как «выдающуюся».

127 часов (2010) / 127 Hours


Экранизация невероятной истории Арона Ральстона, который как-то отправился полазать по горам и вместо веселого времяпрепровождения оказался зажат в расщелине на те самые злополучные 127 часов. Арон выжил, но чтобы спастись, ему пришлось отрезать себе руку тупым перочинным ножом.

В отличие от байопиков, где уже проложены жанровые рельсы патетики и эпоса, экранизация данной автобиографии потребовала от Бойла упора на тактильные ощущения. Главной задачей режиссера было не только донести до зрителя эмоции персонажа (от страха до отчаяния), но и передать физические страдания героя – и все это с помощью видеоряда. Дэнни Бойл не подвел: он смешал великолепный перформанс Джеймса Франко, меланхолично-прогрессивный саундтрек А.Р. Рахмана, свою фирменную кинематографию и продуманный саунд-дизайн в одну единую массу, очень близко подобравшись к синестезии. «127 часов» – не просто кино, а достаточно сложная конструкция элементов, поддерживающих друг друга, чтобы не расплескать упомянутое эфемерное «ощущение», которое необходимо донести до удобно устроившегося в кресле зрителя. Остается лишь жалеть, что фильм не собрал в своей копилке видных наград: один эпизод с нервом чего стоит!

28 дней спустя (2002) / 28 Days Later…


После дохлых для зомби-жанра 90-х ожившие мертвецы поднялись из могил с новыми силами и невиданной ранее мощью, за что следует сказать спасибо в первую очередь Дэнни Бойлу и его «28 дням спустя». Вместо зомби у него, правда, фигурируют зараженные и относительно живые люди, но не суть: главное, Бойл не побоялся рушить многолетние каноны. Именно в этой картине неумершие впервые попробовали себя в качестве спринтеров, что окончательно стало новой нормой уже в «Рассвете мертвецов» Зака Снайдера.

Надо сказать, что Бойл не только менял правила игры в угоду возросшим требованиям зрителей к динамике, но и отдавал должное старым добрым социальным заветам Ромеро. Как и у дедушки Джорджа, в «28 днях спустя» люди оказываются гораздо гаже зараженных, да и актуальный комментарий относительно прямой акции «зеленых» имеется (в самом начале фильма).

Но не социальщиной единой красна картина. Ключевых персонажей разыгрывают отборные британские актеры (Киллиан Мерфи, Наоми Харрис, Брендан Глисон), меняющиеся ракурсы – один другого красивее; а смазкой служит прекрасный саундтрек от Джона Мерфи.

В наш топ фильм вошел благодаря цифре в названии, а меж тем ленте давно уже обеспечен классический статус.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий