среда, 10 мая 2017 г.

История создания фильма «Челюсти» («Jaws») 1974г

Жанр: приключения, триллер, фильм ужасов
На берегу острова Эмити, где расположен небольшой курортный городок, в самый разгар сезона найдена мертвая девушка. Шеф местной полиции Мартин Броуди и его помощник в недоумении, но предполагают, что в прибрежных водах завелась большая белая акула. Никто и не предполагал себе, насколько же она огромна… Ни рыбак Квинт, ни эксперт из национального института океанографии Мэтт Хупер, которые вместе с Мартином отправились на поиски акулы, продолжавшей завтракать людьми…

В фильме снимались: Рой Шайдер, Роберт Шоу, Ричард Дрейфус, Лоррэйн Гэри, Мюррэй Хэмилтон, Карл Готтлиб, Джеффри Крамер, Сьюзан Бэклайни, Джонатан Филли, Тед Гроссмэн, Крис Ребелло, Джэй Мелло

Режиссер: Стивен Спилберг
Сценаристы: Питер Бенчли, Карл Готтлиб, Джон Милиус, Ховард Сэклер
Оператор: Билл Батлер
Композитор: Джон Уильямс
Художники: Джо Элвес, Джеймс Фарго
Продюсеры: Дэвид Браун, Ричард Д. Занук
Страна: США
Производство: Zanuck/Brown Productions, Universal Pictures
Год: 1974
Премьера фильма состоялась:18 июня 1975

НАГРАДЫ

Премия «Оскар»
Лучший звук
Лучший монтаж
Лучший оригинальный саундтрек

Золотой глобус, 1976 год
Лучший саундтрек

Британская академия, 1976 год
Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму

Сатурн, 1976 год
Лучшая реклама
Награда за Выдающийся Фильм


Когда Питер Бенчли напечатал первое предложение своего первого романа: «Огромная рыба бесшумно рассекала ночную воду, слегка взмахивая серповидным хвостом», он, сам того не ведая, породил легкую рябь, которая со временем превратилась в мощную волну денег, славы и благоговейного ужаса. Роман назывался «Челюсти». В списках бестселлеров 1974 года он продержался рекордно долгое время.


С самого начала было очевидно, что роману суждено стать фильмом. Гигантская акула держит в страхе курортный городок, — подобная история казалась продюсерам Ричарду Зануку и Дэвиду Брауну подарком судьбы. Увы, сделать из нее фильм оказалось не так-то просто.
Как снимать кино об акуле-людоеде длиной семь с половиной метров? Ясно, что живая рыбина здесь не подойдет. Большие белые акулы в неволе не живут: помещенные в цистерну с водой, эти циклопы начинают так биться об стенки, что в итоге погибают. Значит, акула должна быть ненастоящей, но при этом плавать и работать челюстями она должна не хуже живой.


К делу привлекли двух лучших голливудских кудесников. Придумывать макет чудовища продюсеры поручили художнику Джо Элвзу. На долю Боба Мэтти, в прошлом возглавлявшего отдел спецэффектов компании Walt Disney, выпала задача на основе макета построить акулу и вдохнуть в нее жизнь.

Пять месяцев ушло на создание механической акулы — точнее, акул, потому что в итоге было изготовлено три экземпляра. Одна акула была целой, ее тело было сделано из стальных труб, заключенных в кожу из полиуретана. Две других — «левая акула» и «правая акула» — были наполовину акулами, наполовину панелями управления. Рассчитанные на съемку только с одной стороны, они умели по первой команде двигать челюстями и глазом, поворачивать голову и шевелить хвостом.

John Williams – Jaws (Soundtrack OST «Jaws»)

Реквизит обошелся продюсерам в 225 тысяч долларов. Часть суммы была потрачена на 16-тонную подводную платформу, которую планировалось соединить с акулой пнев-матическим поршнем.


Все свои действия рыбина должна была совершать по командам, которые будут передаваться поршню по воздушным шлангам, отходившим от огромного воздушного компрессора на дистанционной панели управления.

Было решено, что фильм будет сниматься не на съемочной площадке, а на настоящем курорте. Команда специалистов объехала все пляжи от Лонг-Айленда до Кейп-Кода и остановила выбор на острове Мартас-Винъярд у побережья штата Массачусетс.

Потом начались бесконечные поездки на остров с целью убедить членов городского совета, что Занук с Брауном исправно платят по счетам, всегда получают официальное разрешение, прежде чем снимать в каком бы то ни было месте, и что они оставят остров ровно в том виде, в каком он был до их приезда.


К апрелю жители острова уже были информированы о надвигавшемся голливудском вторжении. Строители возводили на пустыре предусмотренную сценарием рыбацкую лачугу. Для этого пришлось внести залог в 150 тысяч долларов на случай, если до 15 июня лачуга не будет снесена.
На пляже как грибы росли живописные домики и беседки. Для маленького актерского состава и большой съемочной группы в гостиницах Эдгартауна было забронировано более 70 номеров. Ассистент по подбору актеров проинтервьюировал сотни местных жителей, чтобы отобрать из них 400 для участия в массовке.

Второго мая начались съемки. По плану они должны были продлиться 58 дней и закончиться 29 июня — до начала туристического сезона. План был превосходный, но жизнь распорядилась иначе.


В первый день все прошло хорошо. На второй зарядил дождь, и за десять часов работы удалось отснять сто сорок секунд фильма. На третий из-за шторма пришлось отменить съемки морской сцены, в которой были задействованы десятки лодок, набитых статистами. Потом зачастили утренние туманы. Время шло, а дело не двигалось с мертвой точки.

В середине июня вконец измученные продюсеры устроили совет: стоит ли сделать перерыв до осени? Решено было продолжать — главным образом из-за того, что соленая вода неумолимо разъедала оборудование, начиная с лодок и заканчивая акулами. И хотя «Челюсти» и так уже отхватили от бюджета изрядный кусок, посчитали, что разумнее будет продолжать съемки.

Тридцатого июня, в день, когда изначально планировалось закончить съемки, все собрались на пляже для съемок сцены «День независимости»: 400 статистов в купальных костюмах должны были резвиться в волнах, пока всеобщее веселье не будет прервано внезапным появлением акулы; тут все должны были в панике выбираться на берег. Бегство получилось весьма натуральным: температура воды была всего 18 градусов.


Самой захватывающей сценой фильма должна была стать охота на акулу, предпринятая тремя героями на рыболовном катере «Орка». Для съемки этой сцены все актеры и съемочная группа вышли в море. Среди 14 с лишним судов этой разномастной флотилии была баржа с режиссером, помощником режиссера и операторами на борту, там же были устроены плавучие загоны, в которых держали двух акул.

Третья заняла позицию над подводной платформой. На второй барже находился Мэтти с водолазами: они управляли акулами с пункта управления рядом с резервуаром воздушного компрессора.

Само собой разумеется, это зрелище не могло не заинтриговать проходившие мимо прогулочные суда. Представьте себе картину: скрупулезно выстраивается сложнейший кадр. Актер Роберт Шоу стоит на борту «Орки» с гарпуном в руке. «Шаг вперед, Боб! Еще правее!» — кричит в мегафон режиссер Стивен Спилберг.


«Пускайте акулу!» — кричит в другой мегафон его ассистент, и вот монстр уже мчится навстречу Шоу. Тот нацеливает свой гарпун, и в этот самый момент в поле обзора камеры бесцеремонно влезает какой-то любопытный с вопросом: «Эй! А что это вы тут делаете?»
Природа тоже то и дело подбрасывала проблемы. Однажды прямо во время съемок внезапный порыв ветра развернул «Орку»; пока катер возвращали в исходную позицию, из строя вышла акула, потому что буксирный трос зацепился за направлявший ее подводный поршень. В другой раз кто-то из съемочной группы заметил, что челюсти акулы забиты водорослями, и водолазу пришлось лезть в воду, чтобы их очистить.

Когда все наконец было расставлено по своим местам, случилась очередная напасть — ежегодная регата нью-йоркского яхт-клуба. Бесконечные яхты вереницей пересекали линию «пустого» горизонта.


Не успели пройти яхты, как на горизонте нарисовалась еще одна регата: на этот раз парусники направлялись в Ньюпорт, откуда должны были стартовать гонки Кубка США. Так было потеряно еще десять дней.

Утешало одно — когда «звезда» фильма вела себя прилично, зрелище получалось чрезвычайно реалистичным. Беда в том, что темпераменту этой «звезды» позавидовала бы оперная примадонна. Однажды она с такой яростью врезалась в собственную баржу, что разбила себе морду, и несколько дней ушло на то, чтобы вернуть ей пристойный вид.

В другой раз она протаранила «Орку». Катер стал тонуть. Две камеры удалось уберечь от губительного воздействия соленой воды, но третья, снимавшая приближение акулы под пологим углом, полностью ушла под воду. Пленку чудом удалось спасти.

Между тем на остров толпами ехали журналисты, которых съемки фильма интриговали не меньше, чем какое-нибудь крушение на железной дороге. И если съемочной группе наплыв репортеров причинял одни неудобства, то практичных жителей острова чрезвычайно радовал сопутствующий приток долларов.

Лишь в конце сентября съемочная группа покинула остров, пробыв там почти пять месяцев вместо запланированных двух. Бюджет картины, который первоначально оценивался в 3,5 миллиона долларов, превысил восемь миллионов.

Но все это было не важно: ведь совсем скоро «Челюсти», затаив дыхание, смотрел весь мир. Подобно акуле-убийце, фильм гнал перепуганных отдыхающих прочь с пляжей — прямиком в кинотеатры.

Давайте я вам напомню История создания фильма «Спартак» (Spartacus) Стэнли Кубрика

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий