вторник, 30 мая 2017 г.

К Белому морю. Река Онега

О поездке к Белому морю. Я был поражен красотой природы Архангельской области, а также наличием большого количества архитектурных памятников прошлых столетий. А вы когда-нибудь видели столько памятников деревянного зодчества?


Из деревни Конево я продолжаю путь на север вдоль реки Онега. Останавливаюсь на заправке возле Плесецка. Здесь непривычно многолюдно - хоть какая-то цивилизация, продаются даже гамбургеры, сосиски и кофе. Далее за многие десятки километров я встречу лишь десяток машин и немногим более - людей...


Наслаждаюсь еще тридцатью километрами асфальта, чтобы потом съехать на 170-ти километровый печано-гравийный "автобан". Хорошо, что пока нету дождя, грозовой фронт медленно двигается где-то за моей спиной.

 
На обратном пути, уже на размытой дождем дороге, «посчастливилось» съехать в кювет… Радует то, что успел сбросить скорость и два колеса остались на трассе. Через час земляных работ по «срыванию» обочины выехал сам. Не люблю я такое дорожное месиво, но и слишком медленно ездить не хочется...


Вокруг красота: бесконечные леса, озера, речушки и "заснеженные" болота, покрытые пушицей. Хоть бы одну машину или населенный пункт встретить... Но на протяжении почти 50-ти километров - ничего.

 
Наконец показался крутой ярнемский спуск и я снова выкатился к берегу Онеги. Вот и первая деревня - Ярнема. Вполне себе жилая с населением под 200 человек. Но на улице народу почти не видно. Встретил только стадо буренок, которые неспешно гуляли и жевали молодую онежскую травку.

 
Далее дорога будет еще интереснее, а открывающиеся с нее виды более прекрасными.
С постоянной периодичностью теперь появляются призраки заброшенных и полупустых деревень.


Следующую остановку делаю в деревне Нермуша. Она объединила в себе семь соседствующих деревень, но от этого по количеству жителей (40 человек) мегаполисом не стала.


Число заброшенных хозяйств тут примерно сопоставимо с числом жилых домов.



В Нермуше находится небольшая часовня Георгия Победоносца (1779г.). Естественно, делаю остановку возле нее.


На противоположном берегу виднеется Погост Турчасово.

 
Турчасовский церковный ансамбль включал в себя церковь Благовещения (1795 г.), Преображенскую (1781 г.) и колокольню (1793 г.). Пожар, возникший от удара молнии в 1964 г., уничтожил лучшую из этих церквей — Благовещенскую. А это вид на этот же Погост из следующей деревни Целягино.


В нее я въехал по деревянному "шоссе". Надо сказать что машина по такому (новому для меня) покрытию идет мягко и плавно, но быстро ехать не получается. По обе стороны от дороги стоят огромные брошенные избы, которые скорее всего в ближайшем будущем разберут на щепки и сделают продолжение дороги.


Возле одного из домов, вытянув шеи и шипя, меня атаковала компания агрессивно настроенных гусей.


Следом вышел и их хозяин. Поговорил с ним минут десять. Все как всегда: в деревне осталось "напостоянку" несколько человек. Молодежь едет в город работать и не возвращается. В деревне одни пенсионеры. Живут в основном хозяйством. Иногда ездят в райцентр. Школа одна на 100 деревень, если не больше.


Честно говоря, я уже как предсказатель - все его слова знал заранее. Ничего нового.
Такая она - классика современной русской деревни.

Из Целягино можно перевравиться на лодке в Турчасово. Изначально такие мысли у меня были, но времени в обрез. Моста туда, к сожалению, нету. Поэтому полюбуюсь красотой с этого берега и поеду дальше.

Еще 40 километров пролетаю, не успев заметить. Пияла - так называется следующая деревня, в которой я остановился. Благодаря потрясающим памятникам деревянного зодчества: 45-ти метровой Вознесенской церкви (1651 г.) и рядом стоящей колокольни (1700 г.). Она очень популярна среди тех редких туристов, которые сюда добираются. Очень красивое место с великолепным видом на Онегу.


Обратите внимание, что колокольня стоит у самого обрыва. Река постепенно, год за годом, отвоевывает у берега территорию. Говорят, что если ничего не предпринять, в ближайшее время колокольня рухнет. И может так получиться, что это будут одни из последних кадров уникального деревянного ансамбля.

 
В деревню Большой Бор заскочил по пути буквально на пару минут, чтобы с фотографировать
церкви Георгия Победоносца (1882 г.) и Церковь Илии Пророка (1855 г.).

 
Из машины даже не выходил, поэтому и фотки не "супер".


Переезжаю через речку Кодину и сворачиваю в село Сырья. Здесь находится крошечная Часовня Кирилла Сырьинского (1883 г.)...


...и Церковь Николая Чудотворца (1867г.).

 
Когда-то они были частью Кирилло-Сырьинского Успенского монастыря, а сейчас стоят сами по себе. До полуразрушенной церкви никому нету дела.

 
Деревня Митинская (Верховье) находится на правом берегу реки Мудьюга. Все мосты, на которых можно было заехать туда на машине, разрушены.

 
По всей видимости, рухнувший мост отрезал дачников от большой дороги, а кран в эту глухомань заказывать дороже, чем стоили эти раритеты. Теперь они навечно прикованы в своим участкам.

 
Иду пешком по заросшим улицам. У некоторых домов припаркованы авто. Хорошо живут люди подумает читатель... Только все авто эти авто примерно в одинаковом состоянии.


Заканчивается тропинка, заканчиваются дома. В заросшем поле стоит часовня Смоленской иконы Божией Матери (1900 г.).


С трудом пробрался к ней. Заглянул во внутрь - кроме строительного мусора ничего интересного.

 
Еду дальше. Наконец, грунтовку сменяет асфальт, на котором разогнаться особо не получается.
"Лежачие полицейские" периодически появляются прямо посреди леса без предупреждения.


Я уже почти доехал до города Онега. Делаю последнюю остановку в деревне Амосовская. На противоположном берегу на вершине Жеребцовой горы стоит величественная церковь Владимирской иконы Божьей Матери.


Дело идет к вечеру. Лодочная маршрутка высадила последних пассажиров из села Медведевская и отчалила назад. Мне же нужно успеть к последней переправе в Онегу...

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий