К. Брюллов. Всадница, 1832. Фрагмент
Во время своего пребывания в Италии Карл Брюллов написал один из самых загадочных портретов. «Всадница» вызвала множество споров о том, кого на самом деле изобразил художник – свою возлюбленную графиню Ю. Самойлову или же ее воспитанниц Джованину и Амацилию.
К. Брюллов. Автопортрет, ок. 1833. Фрагмент
Картину Брюллову заказала его возлюбленная, графиня Юлия Павловна Самойлова – одна из самых красивых и богатых женщин начала XIX в. Граф Ю. Литта – второй муж ее бабушки, графини Е. Скавронской, – оставил ей огромное состояние. Из-за развода, скандальной репутации и дерзкого поведения в беседе с императором Самойловой пришлось покинуть Россию и переехать в Италию. Там она жила на широкую ногу, покупала виллы и дворцы, устраивала приемы. У нее собирался весь цвет итальянского общества: композиторы, художники, артисты, дипломаты. Частыми гостями графини были Верди, Россини, Беллини, Пачини.
К. Брюллов. Всадница, 1832. Фрагмент
Для своих вилл Самойлова часто заказывала скульптуры и картины. Одной из них стал парадный портрет, выполненный Брюлловым. Коллекция графини пользовалась в Италии большой популярностью: нередко ценители искусства специально приезжали в Милан ради того, чтоб увидеть ее собрание картин и скульптур.
К. Брюллов. Всадница, 1832. Фрагмент
К. Брюллов написал «Всадницу» в 1832 г., тогда же картина экспонировалась на выставке в Милане. «Всадница» имела большой успех в Италии. В газетах писали: «Отличный живописец в этом году появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошел все ожидания. Манера, которою исполнен этот портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса».
К. Брюллов. Всадница, 1832
Разногласия по поводу того, кто же был изображен на портрете, породил сам художник. Самойловой в 1832 г. было около 30 лет, а изображенная на портрете девушка выглядит значительно моложе. Но она не похожа и на юных воспитанниц графини, изображенных на других портретах того времени, в частности, на портрете Ю. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, созданном в 1834 г.
К. Брюллов. Портрет Ю. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, 1834
К. Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини, 1839-1840
Брюллов писал портреты графини Самойловой неоднократно, и на всех картинах чувствуется его теплое отношение к позирующей. А. Бенуа писал: «Вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, ему удалось выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной вся сатанинская прелесть его модели...».
К. Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой. Фрагмент
Джованина и Амацилия были приемными дочерьми Самойловой, хотя официально они удочерены не были. Есть версия, что Джованина – это племянница второго мужа Самойловой, оперного певца Перри, рожденная вне брака. По другой версии, обе девочки были дочерьми композитора Пачини. Своих детей у графини не было, и она взяла на воспитание Джованину и Амацилию.
К. Брюллов. Портрет Джованины Пачини, ок. 1831
Когда Джованина вышла замуж за австрийского офицера, Самойлова обязалась выделить ей приданое в сумме 250 тысяч лир и оставить в наследство миланский дом. Однако на склоне лет графиня разорилась и последние дни провела в нищете. А Джованина пыталась взыскать обещанную сумму через адвоката.
К. Брюллов. Автопортрет, 1848. Фрагмент
Опера отца Амацилии, композитора Д. Пачини, – «Последний день Помпеи» – вдохновила Брюллова на создание одноименной картины. Тайны жизни и гибели древнего города: за что боги покарали Помпеи
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий