пятница, 28 апреля 2017 г.

Загадка красавицы с портрета: кем была знатная дама, изображенная Брюлловым



К. Брюллов. Портрет М. А. Бек, 1840 

Она позировала лучшим портретистам первой половины XIX в., но самым известным стал ее портрет кисти Карла Брюллова. Все, что знает о ней большинство наших современников, – только имя: Мария Аркадьевна Бек, урожденная Столыпина. А в начале XIX в. она заставляла о себе говорить выдающихся людей своего времени. Они восхищались ее красотой и обаянием, хотя, по мнению многих, сам Брюллов не разделял всеобщего восхищения.



Дед Марии Столыпиной, адмирал Мордвинов. Портреты кисти А. Варнека и Д. Доу 

Марию соединяли родственные связи со многими выдающимися людьми того времени: она была внучкой адмирала Николая Мордвинова, дочерью обер-прокурора, сенатора Аркадия Столыпина, двоюродной теткой Михаила Лермонтова. В их доме бывали Карамзин, Кюхельбекер, Грибоедов, Рылеев, Сперанский. Брат Марии Алексей слыл первым красавцем Петербурга и был сослуживцем и приятелем Лермонтова.



П. Орлов. Портрет М. А. Бек, урожденной Столыпиной, 1839 

Когда Марии было 6 лет, скоропостижно скончался ее отец, а мать осталась одна с 7 детьми. А в 14-летнем возрасте Мария лишилась и матери. Дети переехали к дедушке с бабушкой. В доме Мордвиновых часто бывали известные художники, поэты и композиторы. Детям прививали любовь к музыке, литературе и живописи. 



К. Брюллов. Портрет М. А. Бек, 1840 

Многие представители рода Столыпиных отличались незаурядной красотой. Мария Аркадьевна тоже часто слышала в свой адрес комплименты. Один из современников так о ней отзывался: «Не запомню красоты, подобной её. Это была прекраснейшая мраморная статуя величайшего из художников, оживленная изящным сочетанием грации и величия... Её наружность напоминала двух женщин: величественную королеву средних веков и библейскую женщину, покорную и святую… Её появление приносило в комнату точно луч света; она садилась, светлая и спокойная, и около неё установлялась ясная погода, веяло миром прекрасной души и чистой, как у младенца, совести».



К. Брюллов. М. А. Бек с дочерью, 1840 

Когда Мария Аркадьевна начала выезжать в свет, она тут же обратила на себя внимание. Ценитель женской красоты Николай I хотел сделать ее фрейлиной при дворе, но адмирал Мордвинов поспешил выдать внучку замуж, дабы она избежала участи многих придворных красавиц. Выбор за нее сделали родственники, со своим будущим мужем Мария не была знакома. Ей было всего 17, и она «растерялась, чуть ли не заплакала и не сразу поняла, в чем дело. Жениха представили, возражений не допустили, и свадьба состоялась».



К. Брюллов. И. А. Бек

Ее мужем стал богатый помещик и дипломат Иван Бек. Он был человеком одаренным и разносторонним: писал стихи, занимался живописью и музыкой, был видным государственным деятелем. Однако брак, заключенный помимо воли невесты, не принес ей счастья и продлился недолго. Через 5 лет после свадьбы Иван Бек скончался.



В. Гау. М. А. Вяземская, урожденная Столыпина, в первом браке Бек

После смерти мужа Мария Аркадьевна унаследовала большое состояние, она вела светскую жизнь, часто бывала на балах. В 1847 г. она оправилась за границу и в Константинополе познакомилась с князем Павлом Вяземским, сыном известного поэта и друга Пушкина Петра Вяземского. Вскоре она вышла за него замуж. Петр Вяземский выбор сына одобрил, он писал о Марии: «Она красавица, лицом и душою благонравная, благочестивая». 



Слева – неизвестный художник. Венчание М. А. Бек (Столыпиной) с П. П. Вяземским, 1848. Справа – П. П. Вяземский, 1860-е гг.

В свете княгиня Вяземская имела большой вес, она занималась благотворительностью и была награждена знаком отличия Красного Креста. О ней говорили как о женщине справедливой и прямолинейной, чуткой и восприимчивой, а Лев Толстой называл ее «прелестной представительницей русских женщин».



Усадьба Остафьево, в которой Вяземские проводили летние месяцы. Художник В. Кочеткова 

Тем не менее среди искусствоведов бытует мнение о том, что Брюллов по каким-то причинам не разделял всеобщего восхищения Марией Аркадьевной. Художник писал немало заказных портретов, но именно в этом «парадная официальная интонация не оставила места естественности и даже приязни художника к модели». По свидетельству современников, Брюллов называл свою модель «Бекшей» и не испытывал к ней теплых чувств. По мнению критиков, «свое равнодушие к героине портрета Брюллов возместил чрезвычайной тщательностью в исполнении деталей туалета и интерьера. Подчеркивая красоту светской дамы, он придал ей безжизненный, кукольный характер».



Усадьба Остафьево, в которой Вяземские проводили летние месяцы. Художник А. Шильникова

Остается только гадать об истинных причинах такого отношения Брюллова. Возможно, это объясняется его неприятием официальной торжественности, из-за чего художник не захотел становиться придворным портретистом. Совсем другое настроение чувствуется в еще одном загадочном портрете: кем на самом деле была «Всадница» Карла Брюллова 

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий