воскресенье, 30 апреля 2017 г.

Минные тральщики Вермахта


Чего только Германия не успела выдумать за годы войны и ранее. Вот посмотрите на этот агрегат ! Как вы думаете, что это ? А вот я вам и расскажу …
С самого начала Второй Мировой войны перед немецкими военными стоял вопрос проделывания проходов в минных полях. Эти действия вменялись в обязанности саперам, но со временем появились и минные тралы. Кроме того, уже в ходе войны было создано несколько оригинальных и интересных самоходных машин подобного назначения.
История создания бронированных минных тралов в Германии в годы Второй Мировой войны даже в наше время весьма туманна и не изобилует какими-либо точными фактами. К настоящему моменту известны две такие машины, разработанные фирмами Alkett и Krupp. Если о трале фирмы Krupp вся информация «осела» где-то у бывших союзников, что о машине фирмы Alkett известно гораздо больше, благодаря сохранившемся документам о её испытаниях в СССР…
Первым был Alkett Minenraumer. В 1941 году фирма Alkett при содействии Krupp и Mercedes-Benz приступила к созданию самоходного минного тральщика. По задумке инженеров, эта машина должна была самостоятельно уничтожать противопехотные мины противника путем банального наезда на них. Для этого бронемашина была оснащена тремя колесами. Передние два были ведущими и имели диаметр порядка 2,5 метров, а заднее управляемое было в два раза меньше. Для того чтобы после каждого взрыва не нужно было менять все колесо, на ободе размещались трапециевидные опорные платформы, по десять на ведущих колесах и 11 на рулевом. Действовала система так. Установленные на шарнирах платформы буквально наступали на мину и приводили в действие ее нажимной взрыватель.


Противопехотная мина взрывалась, но не наносила ущерб самой машине, а лишь деформировала платформу. Корпус аппарата Alkett Minenraumer имел в своей основе бронекорпус танка PzKpfv I. От танкового корпуса оставили переднюю половину, а остальное сделали заново. Вместе с характерными обводами лба танка Minenraumer получил и башню с двумя пулеметами. В «приделанной» к половине танкового корпуса части тральщика разместили моторно-трансмиссионное отделение с двигателем Maybach HL120 мощностью в 300 л.с. Экипаж машины состоял из механика-водителя и командира-стрелка.


В 42-м году Alkett Minenraumer отправился на испытания. Документов с их результатами не сохранилось, но единственный построенный образец после войны был испытан в Кубинке. При выезде на мягкий грунт аппарат довольно быстро увяз и 300 «лошадей» мотора не смогли обеспечить даже расчетные 15 км/ч. Кроме того, вызвала сомнения сама идея «давить» мины колесами, ведь при подрыве экипаж подвергается нескольким неблагоприятным воздействиям. Советские инженеры признали проект бесперспективным. Судя по отсутствию Minenraumer на полях Второй Мировой, немецкие ответственные лица посчитали так же. Единственный опытный экземпляр отправили в дальний угол полигона, где он был обнаружен красноармейцами.

Официальное обозначение: Vs.Kfz.617
Альтернативное обозначение: Minenraumer Alkett, Alkett Räumer S
Год начала работ: 1941
Год постройки первого прототипа: 1942
Стадия завершения работ: построен один прототип.


Одной из возможных причин появления таких машин можно рассматривать кампанию 1940-го года на Западном фронте. Засеянные минами пространства вдоль «Линии Мажино» внушали определенные опасения и в будущем, с большой долей вероятности, рассматривался вариант использования специализированных минных тралов, способных проделывать проходы непосредственно в боевых условиях. В то время наиболее распространенными были противотанковые пушки калибра 25-45 мм, поэтому защищенность трала вполне могла ограничиться 30-40 мм бронированием.

Неизвестно, выдавалось ли точное техническое задание, но фирма Alkett подошла к процессу проектирования минного трала более чем творчески. Основной замысел заключался в том, что обладавшая внушительной массой машина должна была давить мины колесами. Для этой цели была выбрана оригинальная схема шасси с двумя передними колесами диаметром 1900 мм, который монтировались на консольной части массивной трубы, проходившей через корпус. Каждое из колёс оснащалось десятью металлическими «башмаками» соединявшиеся между собой промежуточными звеньями. На внешней поверхности колес были выполнены зубья, за которые производилось зацепление «башмаков». Заднее колесо диаметром 1460 мм также оснащалось десятью «башмаками» аналогичной конструкции, но меньших размеров. Опорная поверхность «башмака» на ведущих колёсах составила 630х630 мм, а на направляющем колесе – 630х315 мм.

Весьма оригинально был выполнен корпус, по компоновке напоминавший танковый. В передней части корпуса располагалось отделение управления, совмещенное с боевым отсеком. Лобовые бронелисты устанавливались под углами наклона от 30 до 75 и имели толщину 35-40 мм. Толщина бортовой брони не превышала 20 мм. Место водителя располагалось слева, командира машины – справа. Помимо своих непосредственных задач командир также обслуживал два пулемета типа MG34, которые устанавливались в башне заимствованной у серийного танка Pz.Kpfw.I Ausf.B. Чтобы обеспечить приемлемые сектора обстрела башня устанавливалась со смещением на правый борт на подбашенной коробке, закреплённой при помощи уголков на болтах. Толщина бронелистов коробки составляла 10-35 мм. Для наблюдения за метсностью экипаж мог воспользоваться телескопическим прицелом и шестью смотровыми щелями.


Трансмиссия бронированного трала размещалась в средней части корпуса и состояла из следующих элементов:
- главный фрикцион;
- гитара;
- коробка передач с демультипликатором (8 передач вперед и 2 назад);
- главной и промежуточной передач;
- бортовой передачи;
- системы управления поворотом;
- ленточные тормоза.
В моторном отсеке, занимавшем кормовую часть корпуса и отделенным от трансмиссионного отделения перегородкой, поперечно располагался бензиновый двигатель Maybach HL-120. Маслобак устанавливался на двигатель с правой стороны картера. Водяные радиаторы размещались вместе с осевыми вентиляторами по бортам боевого отделения. Топливный бак находился в кормовой нише корпуса. Чтобы обеспечить защищенность нижней части корпуса днище было выполнено двойным. Толщина наружного бронирования (из двух бронелистов соединяемых встык под углом) составляла 40 мм, внутреннего – 20 мм. В образовавшемся пространстве с внутренней стороны днище усиливалось трем поперечными и девятью продольными ребрами жёсткости толщиной 20 мм. Высота рёбер была непостоянная, уменьшаясь о центра к бортам. Внутреннее днище было выполнено съёмным и крепилось на болтах.

В каких условиях проходила постройка этой машины пока остаётся не выясненным. Из сохранившихся сведений известно, что бронированный самоходный трал получил заводское обозначение Vs.Kfz.617, а в зарубежных источниках его называютMinenraumer Alkett или Alkett Räumer S. Единственный опытный образец предположительно был собран в 1942 году. О дальнейшей судьбе трала сейчас ходят самые разнообразные легенды:
- доставлен на Курскую Дугу летом 1943 года и затем закопан немцами по причине невозможности эвакуации;
- брошен при отступлении летом 1944 года в Белоруссии;
- брошен при отступлении летом (осенью) 1944 года в Польше;
- брошен в Германии и отправлен на свалку одной из воинских частей, откуда извлечен в 1950-е гг.


В общем, недостатка в версиях не наблюдается. А вот настоящая история Alkett Räumer S оказалась несколько прозаичнее. Весной 1945 года трал был обнаружен советскими войсками на территории Германии в практически нетронутом виде. Судя по всему, эта машина настолько не интересовала самих немцев, что они даже не удосужились вывести её из строя. Благодаря этому советские специалисты получили возможность не только детально ознакомиться с её конструкцией, но и провести полный цикл испытаний на полигоне в Кубинке.

Когда именно проводились тесты сказать затруднительно, но составленный «по горячим следам» отчет датирован 31-м июля 1947 года. На испытаниях выяснилось, что при полосе траления 3170 мм образуются три не сплошные полосы общей шириной 1900 мм. Таким образом, пропуски между рабочими колесами составляли по 635 мм, что составила 40% от полосы траления. Не слишком удачным оказалось размещение пулеметной башни, обладавшей большими «мертвыми зонами». Впрочем, самыми крупными недостатками оказались низкая подвижность трала не только на местности, но и на твердом грунте, а также слабое бронирование, не выдерживавшее попадание бронебойного снаряда калибра больше 20 мм.

Несмотря на столь разочаровывавшие данные было решено провести боевое траление. Правда, трал двигался не самостоятельно, а буксировался за танком. Взрыв противотанковой мины Alkett Räumer S действительно выдержал, однако механик и водитель получили сильную контузию. На этом испытания было решено закончить. Прототип трала был вначале отправлен на временное хранение и впоследствии его передали музею бронетанковой техники.

Прототип минного трала был захвачен американскими войсками в Хиллерслебене (Hillersleben) весной 1945 года и отбуксирован на пункт сбора трофейной техники. Его полномасштабные испытания не проводились, а в послевоенный период Krupp Räumer S был разобран.

Примерно через год фирма Krupp, учтя все недостатки трехколесного противоминного средства, представила свой проект. На этот раз машина представляла собой нечто среднее между Alkett Minenraumer и тягачом LW-5. 130-тонный (проектная полная масса) четырехколесный монстр тоже должен был в прямом смысле давить мины. Принцип действия был позаимствован у ранее описанного тральщика, с той разницей, что Krupp Raumer-S (так назвали эту машину) имел неподвижные опорные платформы.
Официальное обозначение: Krupp Räumer S (Selbstrantrieb)
Альтернативное обозначение: Schweres Minenraumerfahrzeug

Год начала работ: 1943
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: построен один прототип, в боевых действиях не применялся.


Из двух минных катковых тралов, дошедших до стадии практической реализации, не меньшей интерес представлял образец, созданный инженерами фирмы Krupp. Никакой подробной информации об этой машине до сих пор не найдено.
Общий принцип применения Krupp Räumer S (Selbstrantrieb) был весьма прост – обладая высоким удельным давлением на грунт трал должен был в буквальном смысле этого слова давить мины, расчищая тем самым проходы для боевой техники и пехоты. Не исключено, что при создании этой машины использовались наработки, полученные в ходе проектировании Räumer S фирмы Alkett.
Трал имел сочлененную двухкорпусную конструкцию. Каждый из корпусов оснащался 12-цилиндровым двигателем Maybach HL90 мощностью 360 л.с. , размещенного в кормовой части, и индивидуальным постом управления, который был вынесен далеко вперед за колесную ось. Место водителя располагалось с левой стороны. Стальные колеса диаметром 2700 мм, в совокупности с высоко поднятым корпусом (клиренс составлял больше 1 метра), должны были обеспечить хорошую защищенность рабочих мест экипажа и основных агрегатов трала. Также предполагалось, что Krupp Raumer S будет обладать хорошей подвижностью на местности.
Поскольку обеспечить нормальный поворот колес при массе в 130 тонн не представлялось возможным, конструкторы компании «Крупп» применили сочлененную схему. Правда, в отличие от LW-5, не было предусмотрено узлов для «удлинения» машины. Зато при необходимости Raumer-S мог работать тяжелым тягачом, для чего имел соответствующее оборудование. Примечательно, что конструкторы сразу понимали низкие показатели маневренности будущей машины. Поэтому, скорее всего, для более удобного и быстрого возвращения с минного поля, оснастили Raumer-S двумя кабинами в передней и задней части. Таким образом, один механик-водитель проделывал проход в минном поле, а второй возвращал машину обратно, не теряя время на развороты.


По имеющейся информации, Krupp Raumer-S успел поездить по полигону. Однако его преследовали ровно те же проблемы, что и тральщик от Alkett. Большая масса и низкая удельная мощность делали из оригинальной идеи нечто сложное и неповоротливое. К тому же вызывала вопросы боевая живучесть – вряд ли противник станет спокойно смотреть на то, как непонятная машина ездит по минному полю перед его позициями. Так что Raumer-S не спасла бы даже вторая кабина – свои два-три снаряда он «поймал» бы задолго до окончания разминирования прохода. Одновременно с этим были сомнения и в сохранении здоровья экипажа после подрыва мин. В итоге по результатам испытаний еще один проект минного тральщика был закрыт. Иногда встречается информация о том, что Krupp Raumer-S успел поучаствовать в боевых действиях на Западном фронте, но документальных подтверждений тому нет. Единственный изготовленный 130-тонный гигант стал трофеем союзников.


Поняв бесполезность казавшейся когда-то перспективной идеи, на фирме Krupp вернулись к проекту другого тральщика, более простой и привычной по нынешним меркам конструкции. Еще в 1941 году было предложено взять серийный танк и сделать для него трал. Тогда проект посчитали ненужным и заморозили, но после неудач Raumer-S к нему пришлось вернуться. Собственно трал был чрезвычайно прост – несколько металлических катков и рама. Все это нужно было крепить к танку и проход проделывался без особого риска для бронемашины. В то же время, еще помнились особенности боевой работы экипажа Raumer-S, который то и дело рисковал получить травмы. Поэтому было решено взять в качестве основы танк PzKpfw III и сделать из него более приспособленную к разминированию машину. С этой целью ходовая часть исходного танка была значительно переработана, что позволило увеличить клиренс почти в три раза. Помимо преимуществ в деле сохранения здоровья экипажа такое решение придало готовому тральщику Minenraumpanzer III характерный внешний вид.


В 1943 году Minenraumpanzer III привезли на полигон и начали испытывать. Трал работал превосходно. Уничтожались почти все типы существовавших в то время мин с взрывателями нажимного действия. А вот к «носителю» трала возникли вопросы. Так, высокий центр тяжести заставлял сомневаться в устойчивости бронемашины на поворотах, а диски трала имели свойство разрушаться после нескольких уничтоженных мин. Осколки дисков при неблагоприятном стечении обстоятельств могли пробить лобовую броню Minenraumpanzer III и привести к печальным последствиям. Так или иначе, по совокупности результатов полигонных испытаний новый тральщик также не был запущен в серию.


Напомню вам еще необычные образцы немецкой техники: как вам вот этот Штурмтигр (Sturmtiger). Один из тральщиков мне напомнил вот этот автомобиль - Самый длинный автомобиль в мире
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий