суббота, 29 апреля 2017 г.

История создания фильма «Ва-банк» (Va Banque)

Жанр: комедия, криминальный фильм
Действие происходит в Польше в 1930-х годах. Знаменитый медвежатник Хенрик Квинто выходит из тюрьмы. Квинто узнаёт, что умер его друг, с которым они играли в джазовом оркестре. В смерти друга виновен Крамер, по чьей вине Квинто попал в тюрьму. И тогда Квинто выходит на тропу мести — с помощью трех подельников устраивает налет на банк, но так, что за решеткой оказывается жадный Крамер.

В фильме снимались: Ян Махульский, Леонард Петрашак, Витольд Пыркош, Яцек Хмельник, Кшиштоф Кершновский, Эва Шикульска, Здислав Кузняр, Юзеф Пара, Эльжбета Зайонцувна, Зофия Харевич, Хенрик Биста, Януш Михаловский, Леон Немчик, Влодимеж Мусял, Лена Вильчиньская, Рышард Котыс, Збигнев Гейгер, Здзислав Вардейн, Януш Кубицкий, Мирослав Шонерт, Мечислав Яновский, Станислав Ярошинский, Гжегож Хероминьский, Эугениуш Корчаровский, Яцек Рекниц
Режиссер: Юлиуш Махульский
Сценарист: Юлиуш Махульский
Оператор: Ежи Лукашевич
Композитор: Хенрик Кузняк
Художник: Ежи Скшепиньский
Страна: Польша
Производство: Zespól Filmowy «Kadr»
Год: 1981
Премьера: 1 марта 1982 (Варшава), апрель 1984 (Москва)


Что такое ограбление по-польски? Это плохой банкир и благородный грабитель плюс элегантная комбинация, в результате которой потерпевший становится главным подозреваемым. Двадцать пять лет назад самый известный в Польше взломщик сейфов пан Квинто вышел из тюрьмы с намерением «завязать». Но сделать это ему не позволили.


Эту историю Юлиуш Махульски придумал, когда еще только поступил в киношколу в Лодзи. Вскоре был написан сценарий, а на последних курсах Юлиуш стал снимать свой первый фильм. «Сам себе не поможешь – никто не поможет», – шутил он.

Сюжет картины достаточно прост: взломщик сейфов с музыкальной фамилией Квинто, выйдя из тюрьмы, узнает, что его друг убит по приказу вора-банкира Крамера. И чтобы отомстить, Генрик Квинто решает ограбить банк Крамера, а к тому же сделать банкира подозреваемым в преступлении.

«Разумеется, события должны были происходить в довоенной Польше, потому что после войны уже не было ни серьезных денег, ни квалифицированных взломщиков, да и банки остались только государственные», – вспоминал режиссер.


Пальто жалко!

Еще на стадии написания сценария, когда 20-летний Юлиуш изучал в библиотеке подшивки газет 30-х годов, он наткнулся на упоминания о некоем жулике Квинто, который провернул несколько лихих дел вместе со своим другом Дунчиком по прозвищу Датчанин. Имена понравились молодому режиссеру, и он решил дать их своим героям.

На роль благородного взломщика сейфов он пригласил своего отца – театрального актера Яна Махульского. «Самое забавное, что мой отец в театре играл исключительно положительных персонажей.

Он был весь такой правильный – как раз то, что нужно, чтобы сыграть моего грабителя банков. Актера на роль его друга Датчанина я подбирал долго. Хотелось, чтобы пара была контрастной, но в то же время не нарочито комичной. Когда на пробы пришел Витольд Пыркаш, я понял: все, можно снимать, пара готова», – рассказывал режиссер.

Когда Яна Махульского спросили, что для него было самым приятным в картине, он, не задумываясь, ответил: «У меня было чертовски удобное пальто, теперь такие не шьют. Если бы жена не сказала, что я буду выглядеть в нем в жизни лет на сто, я бы обязательно оставил его себе после съемок».


А вот играть на трубе Ян Махульски не умел. Ему показали, как надувать щеки, как двигать пальцами, – и получилось очень убедительно! «Ваш отец зря не концертирует», – говорили после премьеры режиссеру профессиональные музыканты. И не хотели верить, когда тот отвечал, что папаша играть на духовых инструментах не умеет, в юности упражнялся лишь на ударных.

Упрямая миска

Довоенную Варшаву для съемок фильма нашли в Лодзи. Там был и подходящий ресторанчик, в котором Квинто работал как трубач. Тот же ресторанчик, только «загримированный», сыграл и роль банка. Сложных декораций в картине не было. Лишь один момент потребовал от декораторов инженерных знаний. Когда снималась сцена проникновения в банк через трубу, решили не мучиться с натурой и построили трубу в павильоне.

Дублеры на съемках вообще не потребовались. Небольшие трюки вроде падения из окна и пробежки по крыше актеры выполняли сами. Так же как и водили ретроавтомобили. Кстати, практически все машины, показанные в фильме, принадлежали частным владельцам и, что самое удивительное, были в отличном состоянии и на ходу!


Правда, один трюк, который режиссер хотел вставить в кадр, так и не получился. В начале фильма, когда Квинто идет по тюремному коридору, он несет в руках стопку вещей, на которой лежит алюминиевая миска. Она с грохотом падает, и Квинто должен был ловко подцепить ее ногой и снова закинуть на эту стопку.

На эту сцену ушел целый день, но упрямая миска не желала подчиняться Яну Махульскому. Тогда Юлиуш плюнул на эту затею, и сняли все проще: миска падает, охранник смотрит на упавшую миску, потом на Квинто и… миска приземляется на стопку вещей. Ее бросил на стопку ассистент режиссера за кадром.
Танец за бутылку

В главных женских ролях снялись уже достаточно известная к тому времени Эва Шикульска и дебютантка Эльжбета Зайонцувна. Эва с ее бездонными глазами внесла в картину лирическую нотку, а вот Эльжбета, сыгравшая приманку для негодяя банкира, добавила легкого эротизма.

Одна из сцен с их участием была снята совсем не по сценарию. В конце фильма вся компания налетчиков отмечает успех в ресторане, попивая шампанское под музыку. «У Витольда Пыркаша, сыгравшего Датчанина, было какое-то событие, и на съемки этого эпизода он пришел уже изрядно навеселе, – вспоминает режиссер.

– Но сцена сидячая, и съемки решили не отменять. И вдруг он понес отсебятину. Оператор и я так растерялись, что не остановили камеру. А Витольд обращается к компании, говорит, что просто обязан это сделать, и, к нашему удивлению, тащит Эльжбету танцевать.

И это у него вышло совсем неплохо. Когда я отсмотрел материал, то решил все так и оставить. На следующий день пан Пыркаш пришел извиняться, а я ему за эту сцену вручил бутылку вина и сказал, что все было великолепно».

В начале 90-х годов польской полиции удалось поймать шайку, которая лихо грабила богатые квартиры, проникая в дома через встроенные в квартиру мусоропроводы. Среди вещей, изъятых у преступников, оказалась и кассета с фильмом «Ва-банк». Узнав об этом, режиссер Юлиуш Махульски признавался, что ему польстило такое признание профессионалов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий