После поражения Испании в Американо-испанской войне 1898 года Куба попала под влияние США. Фактически испанских колонизаторов сменили американцы.
В 1903 году был заключён договор между США и тогдашними кубинскими властями об аренде территории, прилегающей к заливу Гуантанамо площадью 118 квадратных километров, что соответствует прямоугольнику размером 9×13 км.
Соединённые Штаты располагают правом использования 37 квадратных километров водной поверхности залива Гуантанамо. Ранее на этой территории располагалась испанская военно-морская база.
Залив Гуантанамо является самым крупным заливом на юго-восточной оконечности Кубы. Залив окружён крутыми горами.
В договоре срок аренды был оговорен формулировкой «на период времени, который потребуется». Для реализации этого в Конституцию Кубы в качестве приложения была включёна специальная поправка. В этом договоре, в частности, была установлена фиксированная цена аренды — «2000 песо в золотой валюте Соединенных Штатов» в год. Сам же договор является «бессрочным» и может быть, расторгнут «только по обоюдному согласию сторон, либо же при нарушении условий аренды».
Вскоре на этой арендованной Кубинской территории началось строительство американской военно-морской базы.
Нынешний статус базы регламентируется договором от 1934 года, заключённым после ряда государственных переворотов на Кубе в начале 1930-х годов. В результате плата за использование базы была поднята до $3400. Эти средства выплачивались Кубе, пока в результате народного восстания проамериканский режим диктатора Фульхенсио Батисты не был свергнут. Стоит отметить, что за подобные базы на Тайване и Филиппинах в 1950-1970-е годы, США платили соответственно 120 и 140 млн. долл. в год.
После победы революции 1959 года кубинское государство отказалось с 1961-го принимать от США смехотворную плату за аренду этой базы, потребовав ее ликвидации или, в противном случае, увеличения арендной платы в 50 раз. В том же году Гавана односторонне вышла из американо-кубинского соглашения 1934 года, подтверждающего условия аренды. Но США вообще отказались от переговоров с Гаваной по этим вопросам, наращивая своё военное присутствие в Гуантанамо.
Обострившиеся американо-кубинские отношения едва не привели мир к ядерной войне. После разрешения Карибского кризиса (1962 г.) США пообещали Москве, что с территории военно-морской базы Гуантанамо не будут осуществляться вылазки кубинских эмигрантов-противников Кастро. Это обещание до сих пор выполняется Вашингтоном.
А в ответ Москва пообещала удерживать Гавану от действий против Гуантанамо, что тоже удалось. Поэтому даже в советский период база и занимаемый ею район не включались советскими делегациями в ООН, в отличие от китайских, в перечень колониальных и зависимых территорий.
Ни один советский государственный деятель в своих выступлениях ни на Кубе, ни в СССР, ни единым словом никогда не упоминал об этой базе и незаконности ее существования. А кубинским руководителям, посещавшим СССР, представители Кремля «советовали» как можно меньше, а лучше вообще не упоминать о ней в публичных выступлениях.
В 70-е годы албанские, северокорейские и китайские представители в ООН резко критиковали Москву за замалчивание вопроса о незаконной американской базе в Гуантанамо. Эта критика порой была столь резкой, что представителям СССР в ООН зачастую приходилось покидать в знак протеста зал заседаний.
Не в последнюю очередь позиция СССР по этому вопросу повлияла на то, что американская база до сих пор незаконно пребывает на территории Кубы. По очень многим взаимосвязанным причинам Соединённые Штаты не только продолжают оккупировать часть кубинской суверенной территории, но и использовать её для контроля весьма обширного региона.
Тем не менее, в прошлом американские военные регулярно проводили учения по экстренной эвакуации личного состава и техники с Гуантанамо. В то же время кубинские подразделения в годы холодной войны проводили регулярные военные маневры в районах, прилегающих к базе.
Нет никакого сомнения, что в случае необходимости кубинцы быстро бы ликвидировали американскую базу, другой вопрос, что это неминуемо привело бы к непредсказуемым последствиям. Понимая это, обе стороны, несмотря на взаимную неприязнь, воздерживались от опрометчивых действий. Во многом фактором, сдерживающим американцев, являлось присутствие на «Острове свободы» советского военного контингента. Агрессия против Кубы автоматически бы означало вооруженную эскалацию с СССР.
Кубинское правительство заявляет о незаконности размещения американской базы, ссылаясь на статью 52 Венской конвенции 1969 года, по которой неравноправные международные договоры (заключённые под угрозой применения военной силы) считаются недействительными. Однако власти США ссылаются на статью 4 той же конвенции, согласно которой действие конвенции не распространяется на ранее заключённые соглашения.
Во время советско-американского противостояния военно-морская база в Гуантанамо на Кубе имела ключевое значение в морской стратегии США в регионе и служила краеугольным камнем американской военной операции в зоне ответственности 4-го флота. ВМБ Гуантанамо сыграла существенную роль в операциях ВМС США на Гренаде, Панаме и Гаити.
Фактически США осуществляют свой государственный суверенитет на данной территории безусловно и в полном объёме, а юрисдикция Кубы носит чисто формальный характер, что признано Верховным судом США. «С практической точки зрения Гуантанамо — это не заграница», постановили судьи.
По своей площади База ВМФ Гуантанамо является крупнейшей американской военной базой на иностранной территории. На ней расположены две взлётно-посадочные полосы, способные принимать все типы летательных аппаратов.
На суше находится свыше 1500 служебных и жилых объектов, механизированный порт, судоремонтные мастерские, имеется плавучий док, склады продовольствия, боеприпасов, горюче-смазочных материалов.
Здесь в комфортных условиях может разместиться до 10 тысяч человек военного персонала. Базу регулярно посещают крупные боевые корабли ВМС США.
Для обеспечения нормальных условий проживания постоянного контингента база располагает развитой гражданской инфраструктурой, включающей увеселительные клубы, теннисные корты, бейсбольные площадки, плавательные бассейны, пляжи, ипподром, рыболовные суда и яхты.
Скандальную известность Гуантанамо получила в 2002 году, когда на её территории была создана тюрьма для « подозреваемых в террористической деятельности против США и союзников». До этого на данном участке базы был фильтрационный лагерь для беженцев с Кубы и Гаити.
В январе 2002 года туда были доставлены из Афганистана первые 20 человек, обвиняемых «в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов» — талибов.
За четыре года с момента поступления первых заключённых через тюрьму в Гуантанамо прошло более 750 «подозреваемых», захваченных американскими войсками в ходе операций на территории Афганистана и Ирака. Все они, по утверждению американских военных, участвовали в операциях на стороне «Аль-Каиды» или движения «Талибан». Впоследствии около трети из них освободили, перевели в другие тюрьмы или выдали странам, гражданами которых они являются (среди них было семь граждан России). Все россияне были задержаны осенью 2001 года во время боевой операции против талибов. В феврале 2004 года семеро заключенных были экстрадированы в Россию. Шестеро из них впоследствии были приговорены к заключению по обвинениям в различных преступлениях. Еще один — Руслан Одижев — был убит в Нальчике в 2007 году.
С 2002 года из лагеря временного содержания на открытом воздухе тюрьма превратилась в полноценное пенитенциарное учреждение, через которое прошли 779 человек из 42 стран в возрасте от 15 до 62 лет. В настоящее время в Гуантанамо содержатся в заключении около 160 человек.
В июне 2013 года администрация США направила в конгресс список самых опасных узников тюрьмы. Как сообщает газета "Майами геральд", в число "бессрочных заключенных, которых слишком опасно переправлять в другие тюрьмы или страны, но нельзя судить из-за недостатка доказательств", изначально входили 48 человек. Двое из них уже скончались: один покончил с собой, второй умер в результате сердечного приступа. Из оставшихся 26 являются гражданами Йемена, 10 — Афганистана, 3 — Саудовской Аравии, по 2 — Кувейта и Ливии, еще по одному — Кении, Марокко и Сомали.
Так как территория базы не входит ни в один из американских судебных округов, содержащиеся там лица находятся вне зоны американской юрисдикции. В соответствии с указом президента США Джорджа Буша от ноября 2001 года "О юридическом статусе пленных, захваченных в Афганистане" их считают не "арестованными" и не "военнопленными", на которых распространяются определенные нормы международного права, а "задержанными", которым официально не предъявлены обвинения.
На практике это означает, что они могут содержаться в тюрьме бессрочно. Многие заключенные утверждали, что к ним применялись такие запрещенные методы дознания как лишение сна, воздействие экстремальных температур, громкая музыка, имитации утопления. По мнению правозащитников, содержание заключенных в таких условиях является нарушением принятой в 1984 году Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
На второй день после вступления в должность 21 января 2009 года, выполняя предвыборные обещания, президент США Барак Обама подписал приказ о расформировании тюрьмы. Однако до сих пор тюрьма не закрыта. Такой подход американских властей к международным нормам и так любимым ими «правам человека» в очередной раз демонстрирует приверженность США «двойным стандартам».
Источник
В 1903 году был заключён договор между США и тогдашними кубинскими властями об аренде территории, прилегающей к заливу Гуантанамо площадью 118 квадратных километров, что соответствует прямоугольнику размером 9×13 км.
Соединённые Штаты располагают правом использования 37 квадратных километров водной поверхности залива Гуантанамо. Ранее на этой территории располагалась испанская военно-морская база.
Залив Гуантанамо является самым крупным заливом на юго-восточной оконечности Кубы. Залив окружён крутыми горами.
В договоре срок аренды был оговорен формулировкой «на период времени, который потребуется». Для реализации этого в Конституцию Кубы в качестве приложения была включёна специальная поправка. В этом договоре, в частности, была установлена фиксированная цена аренды — «2000 песо в золотой валюте Соединенных Штатов» в год. Сам же договор является «бессрочным» и может быть, расторгнут «только по обоюдному согласию сторон, либо же при нарушении условий аренды».
Нынешний статус базы регламентируется договором от 1934 года, заключённым после ряда государственных переворотов на Кубе в начале 1930-х годов. В результате плата за использование базы была поднята до $3400. Эти средства выплачивались Кубе, пока в результате народного восстания проамериканский режим диктатора Фульхенсио Батисты не был свергнут. Стоит отметить, что за подобные базы на Тайване и Филиппинах в 1950-1970-е годы, США платили соответственно 120 и 140 млн. долл. в год.
После победы революции 1959 года кубинское государство отказалось с 1961-го принимать от США смехотворную плату за аренду этой базы, потребовав ее ликвидации или, в противном случае, увеличения арендной платы в 50 раз. В том же году Гавана односторонне вышла из американо-кубинского соглашения 1934 года, подтверждающего условия аренды. Но США вообще отказались от переговоров с Гаваной по этим вопросам, наращивая своё военное присутствие в Гуантанамо.
Обострившиеся американо-кубинские отношения едва не привели мир к ядерной войне. После разрешения Карибского кризиса (1962 г.) США пообещали Москве, что с территории военно-морской базы Гуантанамо не будут осуществляться вылазки кубинских эмигрантов-противников Кастро. Это обещание до сих пор выполняется Вашингтоном.
А в ответ Москва пообещала удерживать Гавану от действий против Гуантанамо, что тоже удалось. Поэтому даже в советский период база и занимаемый ею район не включались советскими делегациями в ООН, в отличие от китайских, в перечень колониальных и зависимых территорий.
Ни один советский государственный деятель в своих выступлениях ни на Кубе, ни в СССР, ни единым словом никогда не упоминал об этой базе и незаконности ее существования. А кубинским руководителям, посещавшим СССР, представители Кремля «советовали» как можно меньше, а лучше вообще не упоминать о ней в публичных выступлениях.
В 70-е годы албанские, северокорейские и китайские представители в ООН резко критиковали Москву за замалчивание вопроса о незаконной американской базе в Гуантанамо. Эта критика порой была столь резкой, что представителям СССР в ООН зачастую приходилось покидать в знак протеста зал заседаний.
Не в последнюю очередь позиция СССР по этому вопросу повлияла на то, что американская база до сих пор незаконно пребывает на территории Кубы. По очень многим взаимосвязанным причинам Соединённые Штаты не только продолжают оккупировать часть кубинской суверенной территории, но и использовать её для контроля весьма обширного региона.
Тем не менее, в прошлом американские военные регулярно проводили учения по экстренной эвакуации личного состава и техники с Гуантанамо. В то же время кубинские подразделения в годы холодной войны проводили регулярные военные маневры в районах, прилегающих к базе.
Нет никакого сомнения, что в случае необходимости кубинцы быстро бы ликвидировали американскую базу, другой вопрос, что это неминуемо привело бы к непредсказуемым последствиям. Понимая это, обе стороны, несмотря на взаимную неприязнь, воздерживались от опрометчивых действий. Во многом фактором, сдерживающим американцев, являлось присутствие на «Острове свободы» советского военного контингента. Агрессия против Кубы автоматически бы означало вооруженную эскалацию с СССР.
Кубинское правительство заявляет о незаконности размещения американской базы, ссылаясь на статью 52 Венской конвенции 1969 года, по которой неравноправные международные договоры (заключённые под угрозой применения военной силы) считаются недействительными. Однако власти США ссылаются на статью 4 той же конвенции, согласно которой действие конвенции не распространяется на ранее заключённые соглашения.
Во время советско-американского противостояния военно-морская база в Гуантанамо на Кубе имела ключевое значение в морской стратегии США в регионе и служила краеугольным камнем американской военной операции в зоне ответственности 4-го флота. ВМБ Гуантанамо сыграла существенную роль в операциях ВМС США на Гренаде, Панаме и Гаити.
Фактически США осуществляют свой государственный суверенитет на данной территории безусловно и в полном объёме, а юрисдикция Кубы носит чисто формальный характер, что признано Верховным судом США. «С практической точки зрения Гуантанамо — это не заграница», постановили судьи.
По своей площади База ВМФ Гуантанамо является крупнейшей американской военной базой на иностранной территории. На ней расположены две взлётно-посадочные полосы, способные принимать все типы летательных аппаратов.
На суше находится свыше 1500 служебных и жилых объектов, механизированный порт, судоремонтные мастерские, имеется плавучий док, склады продовольствия, боеприпасов, горюче-смазочных материалов.
Здесь в комфортных условиях может разместиться до 10 тысяч человек военного персонала. Базу регулярно посещают крупные боевые корабли ВМС США.
Для обеспечения нормальных условий проживания постоянного контингента база располагает развитой гражданской инфраструктурой, включающей увеселительные клубы, теннисные корты, бейсбольные площадки, плавательные бассейны, пляжи, ипподром, рыболовные суда и яхты.
Скандальную известность Гуантанамо получила в 2002 году, когда на её территории была создана тюрьма для « подозреваемых в террористической деятельности против США и союзников». До этого на данном участке базы был фильтрационный лагерь для беженцев с Кубы и Гаити.
В январе 2002 года туда были доставлены из Афганистана первые 20 человек, обвиняемых «в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов» — талибов.
За четыре года с момента поступления первых заключённых через тюрьму в Гуантанамо прошло более 750 «подозреваемых», захваченных американскими войсками в ходе операций на территории Афганистана и Ирака. Все они, по утверждению американских военных, участвовали в операциях на стороне «Аль-Каиды» или движения «Талибан». Впоследствии около трети из них освободили, перевели в другие тюрьмы или выдали странам, гражданами которых они являются (среди них было семь граждан России). Все россияне были задержаны осенью 2001 года во время боевой операции против талибов. В феврале 2004 года семеро заключенных были экстрадированы в Россию. Шестеро из них впоследствии были приговорены к заключению по обвинениям в различных преступлениях. Еще один — Руслан Одижев — был убит в Нальчике в 2007 году.
С 2002 года из лагеря временного содержания на открытом воздухе тюрьма превратилась в полноценное пенитенциарное учреждение, через которое прошли 779 человек из 42 стран в возрасте от 15 до 62 лет. В настоящее время в Гуантанамо содержатся в заключении около 160 человек.
В июне 2013 года администрация США направила в конгресс список самых опасных узников тюрьмы. Как сообщает газета "Майами геральд", в число "бессрочных заключенных, которых слишком опасно переправлять в другие тюрьмы или страны, но нельзя судить из-за недостатка доказательств", изначально входили 48 человек. Двое из них уже скончались: один покончил с собой, второй умер в результате сердечного приступа. Из оставшихся 26 являются гражданами Йемена, 10 — Афганистана, 3 — Саудовской Аравии, по 2 — Кувейта и Ливии, еще по одному — Кении, Марокко и Сомали.
Так как территория базы не входит ни в один из американских судебных округов, содержащиеся там лица находятся вне зоны американской юрисдикции. В соответствии с указом президента США Джорджа Буша от ноября 2001 года "О юридическом статусе пленных, захваченных в Афганистане" их считают не "арестованными" и не "военнопленными", на которых распространяются определенные нормы международного права, а "задержанными", которым официально не предъявлены обвинения.
На практике это означает, что они могут содержаться в тюрьме бессрочно. Многие заключенные утверждали, что к ним применялись такие запрещенные методы дознания как лишение сна, воздействие экстремальных температур, громкая музыка, имитации утопления. По мнению правозащитников, содержание заключенных в таких условиях является нарушением принятой в 1984 году Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
На второй день после вступления в должность 21 января 2009 года, выполняя предвыборные обещания, президент США Барак Обама подписал приказ о расформировании тюрьмы. Однако до сих пор тюрьма не закрыта. Такой подход американских властей к международным нормам и так любимым ими «правам человека» в очередной раз демонстрирует приверженность США «двойным стандартам».
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий