Если ты тронут прочтением блога, нестерпимо возжелал в знак благодарность закинуть автору бабла за его трудоработы неземные, то я с радостью пойду тебе навстречу, оставив свой PayPal tvin270584@mail.ru. А дальше ты знаешь что делать, бро!
суббота, 21 мая 2016 г.
«Учитель для России»: бомба замедленного действия
С сентября 2015 года в ряде школ Московской и Воронежской областей появились необычные учителя. Программа «Учитель для России» – локализованная версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай. Из числа лучших выпускников вузов отбираются «агенты», которые после прохождения обучения направляются в российские школы, чтобы в течение двух лет работать там учителями. Всё это время свежеиспечённые педагоги будут получать стипендию – 35 тысяч рублей в дополнение к учительской зарплате.
«Работа, которая изменит твою жизнь и общество, в котором ты живёшь», – именно так – привлекательно и загадочно – звучит слоган проекта, размещённый на официальном сайте. Пойдут ли эти изменения на пользу российскому обществу? Изучив материалы журналистского расследованияИгоря Прокопенко (РЕН ТВ), мы решили составить о проекте «Учитель для России» собственное мнение.
Что ждёт участников?
Жизнь молодого человека, ставшего участником программы, действительно резко меняется: молодые люди, которые никогда не думали работать учителями, после пятинедельного тренинга отправляются преподавать в 5-9 классах неблагополучных школ. При этом организаторы рекомендуют им сменить место жительства, «чтобы лучше понять местный контекст и иметь больше времени на общение с детьми, их родителями, другими учителями школы».
«Мы ищем тех, кто сможет стать «агентом перемен» в сфере образования. По опыту других стран, 40–70% выпускников программы продолжают деятельность в сфере образования. Кто-то остается преподавать в школе; кто-то становится директором школы; кто-то открывает свои учебные центры и создает технологические стартапы; кто-то делает корпоративную карьеру и поддерживает образовательные проекты со стороны бизнеса; многие становятся чиновниками в сфере образования, политиками и общественными деятелями», – рассказала организатор программы Алёна Маркович в интервью изданию The VilLage.
Общение с потенциальными участниками программы происходит в социальных сетях, однако ни на один конкретный вопрос организаторы не дают чёткого ответа, всё сводится к схеме «присылайте анкету, приходите на презентацию, мы с вами свяжемся». По замыслу организаторов, недостаток навыков молодые люди быстро доберут прямо в ходе проекта на бесплатных тренингах, а все возникающие проблемы им будут помогать решать приставленные к ним менторы и инструкторы из числа известных политиков, предпринимателей и бизнесменов. Кроме того, участники программы направляются в школы группами по два-три человека, чтобы «чувство команды» помогло избежать «проблем с интеграцией в коллектив».
Формулировка о судьбе прошедших программу молодых людей очень обтекаема: «Программа сотрудничает с работодателями, разделяющими миссию проекта, а ведущие профессионалы выступают менторами начинающих учителей. Независимо от того, решат ли они остаться в образовании или выберут для себя другой путь, участники программы будут востребованы на рынке труда». Но это «прекрасное далёко» будет потом, а сейчас участников программы ждёт работа, к которой они, мягко говоря, не готовы. Впрочем, смотря к чему их готовят.
«Мы не ставим задачу воспитать столько учителей, люди не могут всю жизнь делать то, что им не подходит, – говорит организатор проекта Лена Ярманова. – Через год мы подберём им менторов из той сферы, к которой они более склонны, через два года они выберут, чем хотят заниматься, но опыт работы в школе изменит их и даст навыки, полезные в любых сферах деятельности».
На сайте программы указано, что два года — это минимальный срок, за который участник программы может «добиться заметных результатов в своей работе и вынести максимальную пользу от участия в программе для собственного развития».
Что ждёт школы и школьников?
Итак, с личным развитием участников программы более-менее понятно: действительно, два года преподавания, материальная поддержка неких благотворительных фондов и многочисленные тренинги, скорее всего, помогут им развить некие качества, условно называемые лидерскими. Возможно, через два года они значительно продвинутся по карьерной лестнице, где смогут применять на практике освоенные компетенции. А что же получают от реализации программы школы, согласившиеся на участие, и ничего не подозревающие школьники, над которыми ставят эксперимент? Удивительно, но и на сайте программы «Учитель для России», и в словах участников проекта слишком мало внимания уделяется тому, что ждёт тех, на ком практикуются участники проекта.
«Ощущения у меня, будто я агент Джеймс Бонд, – рассказывает (видео доступно на YouTube – profiok.com) о проведении урока участница проекта Настя Сатушева, преподающая английский язык в московской школе №2115. – Часы ведут обратный отсчёт, ещё чуть-чуть – и будет взрыв. Мне нужно быстро собрать свои навыки и умения, чтобы сымпровизировать что-то такое, чтобы дети сказали «Like», а не «Dislike». Я могу разжечь или потушить у учеников желание учиться, но ответственности этой я не боюсь, наоборот, вижу в ней новые возможности».
«Каждый ребёнок в классе — это проект с конкретным измеримым результатом, к которому этого ребёнка участники программы должны привести за два года», – откровенничает Алёна Маркович на страницах The Village.
«Появление в школах Учителей для России – волшебный подарок для детей, с которыми они начали сегодня работать. В жизнях этих детей - уже сегодня и навсегда - станет меньше страха, тоски и отчаяния, их мир станет ярче и интересней, они приобретут веру в себя и доверие друг к другу. И когда эти дети вырастут, наш общий мир станет больше и добрей», – пишет о начале программы Фёдор Шеберстов, один из организаторов проекта, основатель крупной рекрутинговой компании Odgers Berdtson, кстати, позиционирующей себя как «мирового лидера в подборе руководителей высшего звена».
Выходит, жизнь школьников, к которым приходят чудо-учителя, до сих пор была полна тоски, страха и отчаяния? Оригинальный тезис. Да и про освоение школьной программы в восторженном сообщении нет и слова. На официальном сайте проекта «Учитель для России» сказано, что дети из «наиболее нуждающихся школ» получат возможность «учиться у лучших выпускников страны», но ни слова не говорится о том, чему именно они будут учиться.
Можно ли подготовить полноценного учителя из неспециалиста за пять недель тренинга? Кто проверяет у кандидатов уровень знания предметов, которые они готовы преподавать? Кто исследует их психологическую адекватность, здоровье, наконец, систему ценностей? Есть ли гарантия, что необычные учителя собираются сеять в российских школах разумное, доброе, вечное?
Целый ряд экспертов полагает, что эти вопросы никого не волнуют, поскольку задачи программы не имеют ничего общего ни с улучшением системы образования в России, ни с повышением образовательного уровня в конкретных школах.
Без «заграничных деньжищ»?
«Я считаю эту программу просто чудовищной для российского образования. Это программа подготовки агентов влияния, программа воздействия на молодёжь России, начиная с самого раннего возраста», – цитирует портал Накануне.RUруководителя Центра изучения общественных прикладных проблем Александра Жилина.
Если вдуматься, ситуация действительно выглядит подозрительно. Молодая и успешная питерская команда открывает аналог распространённого в десятках стран мира американского проекта и организует обучение в Московской и Воронежской областях. Финансируют всю эту благодать Сбербанк и благотворительный фонд «Дар». «Заграничных деньжищ брать, увы, нельзя», – сожалеет в соцсети о сложности финансовых схем всё тот же Фёдор Шеберстов. При этом организаторы получают зарплаты в размере 100 тысяч рублей, платят стипендии, проводят тренинги, разворачивают PR-активность, обещают помочь участникам с реализацией собственных проектов, выделив гранты… Неужели всё это для того, чтобы дети Московской и Воронежской областей в течение двух лет поучились у выпускников лучших вузов, заодно лишившись страха, тоски и отчаяния? И почему необходимо обучать российских школьников именно по американской методологии?
«С первых недель мы будем измерять влияние Участников на отношение детей к учёбе, их способности концентрировать внимание, уровень самооценки и личной тревожности. Среднесрочная задача – развитие у школьников критического мышления, самостоятельности, творческого подхода к решению задач, коммуникативных навыков и навыков работы в команде. Мы хотим помочь детям вырасти любознательными, инициативными, ответственными за свою жизнь и способными к взаимодействию с людьми другой культуры», – пишет Фёдор Шеберстов.
Эксперты уверены, что слова эти означают лишь одно: российских детей собираются воспитывать в духе западной идеологии, делая их индивидуалистами и потребителями, формируя чуждую российскому менталитету систему ценностей, лишая систему образования возможности выполнять основную задачу – формировать достойную личность и гражданина.
«Это очень ненавязчивый способ вербовки, – пояснил порталу Накануне.RU депутат Государственной думы РФ Вячеслав Тетекин. – Сейчас ты даже не представляешь себе, что уже стал агентом влияния – настолько тонки технологии современной вербовки. Это элемент вербовки целой социальной группы для того, чтобы в дальнейшем продвигать западные ценности, готовить эту группу людей для действий против нашей страны. Эта схема оказалась успешной на Украине, сейчас они пытаются ее применить в России».
«Подмосковные школы переходят фактически под контроль американских технологов», – цитирует Игорь Прокопенко доцента МГИМО Ольгу Четверикову.
Что же до легальных схем финансирования – вопрос, без сомнения, решаем. Была бы цель – а она, несомненно, есть.
Комментарий profiok.com
История простая и не новая, да и формула известная: кто кормит, тот и мама. В Праге, например, подобные организации тоже действуют совершенно открыто: стоит церковь, в примыкающем здании, к ней же относящемся, американская организация бесплатно кормит чешских студентов и предлагает им различные программы, в соседнем доме разместились подразделения Евросоюза. Всё удобно и компактно, буквально на одном пятачке.
В России ещё не успели толком извести плоды деятельности печально известного фонда Сороса, единственной целью которого было разрушение России и воспитание её граждан в духе ненависти к своей Родине, как проводники либеральных ценностей выстроили новую схему. Присутствие в перечне партнёров проекта «Учитель для России» консалтинговой компании The Boston Consulting Group говорит само за себя: казалось бы, какое дело международной компании с широкой сетью филиалов до недоукомплектованности российских школ и уровня тревожности подмосковных школьников? К слову, по данным главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, в российских школах сейчас нет вакансий учителей: все рабочие места заполнены.
Ладно, допустим, некие альтруисты организовали проект для «изменения мира к лучшему». Действительно, в отечественной системе образования немало проблем, но что могут сделать с ними 42 человека, прошедшие экспресс-подготовку и приступившие к занятиям с детьми в текущем учебном году? А 200 человек, выход которых в российские школы запланирован на 2016 год? А полторы тысячи «молодых лидеров», подготовить которых планируется в ближайшие пять лет? Разве можно перестроить систему, действуя точечно и на протяжении небольших отрезков времени? Очевидно, что с помощью такой тактики можно только подтачивать, портить, морочить детям голову. На скриншоте видно, как Фёдор Шеберстов подчёркивает: организации нужны САМЫЕ слабые школы, а школа, которой руководит выпускник физтеха, способный быстро сообразить, что к чему, организаторам проекта почему-то не подошла.
Получается, что у «Учителей для России», по крайней мере, две цели. Одна – формирование сети «агентов влияния», оттачивающих свои навыки на пятиклассниках из неблагополучных школ, другая – воспитание детей эгоистами, индивидуалистами, мотивированными только на собственный успех и карьерный рост, а значит, готовых к тому, чтобы их в любой момент перекупили.
На встрече с лауреатами всероссийского конкурса «Учитель года России» 8 октября 2015 года Владимир Путин много говорил о том, насколько в работе учителя важна воспитательная составляющая, формирование нравственных ориентиров, превращение знаний в убеждения. «Как бы мы ни спорили о творчестве Лермонтова, который писал: «Прощай, немытая Россия,/ Страна рабов, страна господ,/ И вы, мундиры голубые,/ И ты, им преданный народ», – мы не должны забывать, он написал это в 1841 году, когда ехал на Кавказ воевать за интересы России», – напомнил глава государства. Смогут ли донести такое прочтение до детей молодые и активные лидеры, натасканные на американские методики и оценивающие уроки по шкале «Like/Dislike»? Каковы будут последствия их «преподавания»?
Тем временем программа «Учитель для России» набирает новых и новых адептов. Презентация в ВШЭ прошла 13 октября, далее – Москва (офис Яндекса), Воронеж, Санкт Петербург... Желающие находятся без проблем, ведь, как говорил Уинстон Черчилль, «школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».
P.S. Хочется привлечь к данной теме внимание заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Владимира Бурматова, давно и глубоко изучающего деятельность Министерства образования и науки РФ и её последствия. На наш взгляд, в этой истории есть немало поводов для, как минимум, депутатского запроса. Бомба эта, конечно, замедленного действия, но обратный отсчёт уже пошёл…
Комментариев нет:
Отправить комментарий