воскресенье, 29 мая 2016 г.

История Сатанизма



В средние века людей сжигали на кострах по одному только подозрению в сношении с дьяволом. В начале девятнадцатого столетия масонские и прочие околорелигиозные структуры распространились по всему миру, продемонстрировав, что власть Господа не так сильна, как была ранее. Сегодня же совершенно официально существует Церковь Сатанизма: быть поклонником дьявола — социально приемлемо. К примеру, в Королевском флоте британских вооруженных сил официально есть свой пастор Сатаны. В 2005 году Верховный суд Соединенных Штатов обсуждал защиту религиозных прав заключенных, определяющих себя сатанистами — и постановил, что они имеют те же права, что и другие религиозные конфессии. 

Наверняка вы не знали, что истинные сатанисты не могут жертвовать чем-либо. Их правила строго запрещают вредить любому живому существу, за исключением двух случаев: убийство животного для пропитания, либо убийство человека в порядке самообороны или например то, что больше всего сатанистов среди американцев. Согласно докладу ФБР, опубликованному в 2001 году, типичный сатанист — белый мужчина из нижнего уровня среднего класса. К 1990 году в мире насчитывалось всего около 50 тысяч сатанистов. В настоящий момент официальных сатанистов уже полмиллиона. Это не так много, но тенденция настораживает.

Давайте узнаем об этом течении подробнее ...


Согласно представлениям первобытных людей, весь мир населен духами, олицетворяющими различные силы. Каждое явление природы вызывается соответствующим духом. Свой дух обитает в каждом живом существе и в каждой вещи. Духи живут своей жизнью, и желания людей их мало интересуют. Они сильны, они могут и приносить удачу, и насылать болезни и смерть. Духи не делятся на добрых и злых; с точки зрения современного человека, они все злые, так как значительно сильнее человека и не склонны потакать его желаниям. Могущество духов вызывает страх у простых людей.

Но есть люди, умеющие общаться с духами — шаманы. Они не только передают духам просьбы людей, но и могут соперничать с духами на равных, призывать нужных духов и изгонять нежелательных. Поскольку все в мире полагается зависящим от воли духов, то шаман становится универсальным хранителем знаний: он и лекарь, и предсказатель погоды, и советчик на все случаи жизни.

Однако, на определенном этапе развития такие представления перестают удовлетворять человека. Возможно, это связано с накоплением знаний о природе, или с возникновением государства, а может, шаманы начинают злоупотреблять своим положением.
Возникает язычество — религия, которая, хотя и содержит элементы шаманизма, но значительно отличается от него. Среди духов выделяются несколько десятков наиболее могущественных, которые теперь именуются богами. Но самое главное отличие — с богами в язычестве стремятся вступать в контакт не только жрецы, а каждый человек. С одной стороны, это прогресс человека: он практически перестал бояться сил природы. С другой — деградация профессии жреца: если шаман независим от простых людей и при необходимости мог оправдать любые свои действия, сославшись на духов, то жрец в язычестве в большей зависит как от настроений толпы, так и от власть предержащих.
Но, поскольку "сферы действия" некоторых богов далеки от жизни простых людей и от интересов власти, жрецы этих богов сохраняют свою независимость. Возникает разделение богов на светлых, от которых люди ожидают покровительства и исполнения своих желаний, и темных, чья деятельность мало соприкасается с жизнью простого человека. Соответственно, возникают массовые культы светлых богов и замкнутые эзотерические общества вокруг богов темных. Эти общества можно считать предшественниками Сатанизма.


Разделение на светлых и темных поначалу не слишком резкое, некоторые боги обладают как светлыми, так и темными чертами. Но оно постепенно усиливается, и появляются чисто светлые массовые религии. Сначала это были зороастризм, буддизм и иудаизм, позже возникли христианство, ислам, кришнаизм и другие.

Однако, вытесненный новыми религиями темный элемент не мог никуда исчезнуть. В противовес чисто светлым религиям возникают чисто темные: йезиды в Иране, почитатели темных вавилонских, финикийских и египетских богов в Палестине. Их уже можно назвать первыми Сатанистами.

Итак, Сатанизм возник в результате консолидации сторонников различных темных богов, которым не нашлось места в новых светлых религиях. Однако, целью Сатанистов является и являлось не бороться против этих религий, а просто практиковать то, что светлыми религиями для человека не предусмотрено: иное отношение к миру, независимый образ жизни, сохранение и приумножение накопленных знаний.

Далеко не все из первых Сатанистов использовали имя Сатана. Они использовали имена различных языческих богов, но фактически подразумевался именно Он. Происхождение имени Сатана до сих пор точно не выяснено, есть несколько различных версий. По одной из них, это имя одного из богов какого-то народа, проживавшего в Палестине, который впоследствии был истреблен евреями и сведения о нем до нас не дошли, а ивритское толкование "противник" придумано позднее. Согласно другому мнению, Сатана — это переиначенное имя египетского бога Сета. Наконец, есть версия, что имя Сатаны индоевропейского проихождения и означает "Светоносный" (т.е. то же самое, что Lucifer по-латыни).


Размежевание светлых и темных богов сильно ослабило язычество. Светлые культы деградировали (особенно яркий пример — культ императоров в Риме), а талантливые и независимые индивиды уходили в темные эзотерические общества. В результате, вокруг светлых богов скопились те граждане, которым было в общем-то все равно, какую религию исповедовать. Полуграмотный обыватель не видел особой разницы между Митрой и Яхве. В результате, язычество пришло в упадок, и его смогли вытеснить новые светлые религии.

Многие из них (в частности, христианство) не остановились на этом и решили установить свою полную духовную монополию, начав преследование инакомыслящих. Кто-то испугался и влился в ряды господствующей религии, но для Сатанистов это было абсолютно неприемлемо.

Трудно даже подсчитать, сколько инакомыслящих было уничтожено христианской церковью. Во всяком случае, счет идет на миллионы. Поскольку против церковных догм всегда выступали наиболее способные и образованные индивиды, установление христианства в Европе имело катастрофические последствия для европейской науки и техники. Произошел гигантский откат назад, который можно видеть на примере архитектуры. Зодчество раннего средневековья по своему техническому уровню примерно соответствует Древнему Египту (здания без каркаса, со сплошными стенами), а готика — Греции до Александра Македонского (здания с простейшим каркасом из повторяющихся элементов). Только в XV веке европейцы снова научились строить купола, и только к XVIII веку достигли в зодчестве мастерства римлян в период расцвета империи (многоэтажные здания, крупные купола, свободная форма каркаса).

Сатанисты в Европе ушли в подполье. Некоторые из них образовали тайные магические ордена, другие проникали в церковные структуры, чтобы заниматься магией и другими исследованиями под прикрытием церкви. Следует оговориться, что далеко не все из них считали себя Сатанистами. Но они сохранили античные знания в области магии и оккультной философии, благодаря чему Сатанизм в Европе смог возродиться в Новое время. Даже в совершенно неподходящие времена средневековья возник ряд новых идей в магии (например, енохианская магия, открытая Дж.Ди) и оккультных науках. Хотя многие ценнейшие древние знания были утеряны навсегда.


Кстати, вот тут интересное обсуждение про "число зверя" 666. Оказывается там не все так однозначно.

Помимо физического уничтожения своих противников, церковники параллельно вели кампанию по дезинформации. Сатанистам приписывалось рабское поклонение христианскому дьяволу, необъяснимое никакими разумными причинами стремление причинять вред людям (зло), дикие оргии с бессмысленным убийством младенцев и т.д. В конце концов это дало обратный эффект: стали появляться всевозможные псевдосатанистские общества, воплощающие в реальность плоды воображения проповедников. Поскольку современные средства массовой информации подхватили эстафету у средневековых сочинителей сказок, психически неуравновешенные люди продолжают воспроизводить их выдумки в реальной жизни.

Постепенно мрак средневековья рассеивался. Примерно с XIX века Сатанисты уже могли действовать почти легально, во всяком случае — не опасаясь быть сожженными на костре. Начинается возрождение Сатанизма, появляется множество новых магических орденов, которые уже открыто упоминают Сатану в своей философии. В это время развиваются спиритизм и некромантия, а кроме того, происходит знакомство европейских магов с оккультными знаниями других народов.

XIX век — очень интересное время, отмеченное появлением новых, не виданных ранее в истории познания, феноменов. Первый из них — это догматизация науки. Ученые много веков боролись с догматами христианства, но в результате переняли у церковников некоторые их вредные привычки, а именно — объявили науку абсолютной истиной и отрицали существование явлений, которые наукой пока что не объяснены (в частности, магию). Впоследствии это привело науку к таким явлениям как лысенковщина.

Другое порождение XIX века — профанация оккультизма. Люди больше не боятся быть сожженными на костре за связь с Дьяволом и начинают активно интересоваться всем тем, что ранее было запрещено церковью. В результате, появляется множество низкопробных книжонок "про магию", а пародированные спиритические сеансы становятся обязательным элементом светских вечеринок. Подобные явления продолжаются и до нашего времени.

Несмотря на все пережитки средневекового прошлого, XIX век стал важной вехой в истории Сатанизма. Сатанисты получают возможность легально обмениваться информацией, начинают открыто продаваться первые серьезные книги по магии, а в работах Ф.Ницше формулируется Сатанистская философия.

На рубеже XIX и XX веков появляется еще одна фигура, о которой невозможно не упомянуть в этой статье. Алистер Кроули. Он не считал себя Сатанистом, но его работы имеют для современного Сатанизма огромное значение. Разработанная им система магии содержит элементы самых разных традиций. То есть Кроули на практике доказал, что между оккультными знаниями из разных культур нет серьезных противоречий, что магия едина. Кроули оказал влияние на многих Сатанистов XX века.

XX век отмечен бурным прогрессом науки. В результате развития психологии и психоанализа (прежде всего благодаря работам К.Юнга) некоторые магические техники получили объяснение, удовлетворяющие официальную науку. Магия тоже не стояла на месте. Европейские маги узнали техники Вуду, появилось кое-что новое и на европейской почве (магия Хаоса и др.). Официальная наука тоже заинтересовалась так называемыми паранормальными явлениями. Наметилось сближение науки и магии.


Дело шло к легализации Сатанизма, и в 1966 г. Антон Шандор ЛаВей создал первую организацию, открыто называющую себя Сатанистской — "Церковь Сатаны". ЛаВей проделал большую работу, сформулировав в своих книгах основные положения Сатанистского мировоззрения. Вслед за "Церковью Сатаны" в странах Запада возникли и другие легальные Сатанистские организации. 

Одной из самых распространенных книг у сатанистов, отражающей основные концепции их деятельности, является "сатанинская библия" (или "Черная библия") Антона Шандора Ла Вея, предводителя американских черных магов, написанная им в 1968 г., в которой "есть сатанинские мысли и высказаны они с сатанинской точки зрения".

Сатана, считает Ла Вей , прозванный многими из своих последователей "Черным Папой", является концентрацией всех темных сторон человеческой натуры. "В каждом из нас сидит сатана, и задача состоит лишь в том, чтобы выявить и познать его. Сатанистское начало, заключенное в людях, - главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний", - утверждал Ла Вей. 

"Загробной жизни не существует, по крайней мере райской.- констатировал он .- Поэтому надо спешить наслаждаться земными радостями. Собственно говоря, мы проповедуем то, что уже давным-давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают мужеством называть вещи своими именами". 

Сама книга была построена как антипод настоящей Библии: 

"Благословен тот, кто разбрасывает врагов своих, ибо они сделают из него героя - проклят тот, кто творит благо глумящимся над ним, ибо будет презираем!"; 

"...прокляты покорные и смиренные праведники, ибо они будут раздавлены парнокопытными". 

"как ни стучите в дверь - не отворится вам, поэтому выбивайте дверь сами"; 

"Возлюби врагов своих и твори благо тем, кто ненавидит и злоупотребляет тобою - разве не есть сие презренная философия льстивого пса, который катается на спине, когда его бьют? Так ненавидь же врага своего от всей души и всего сердца,... и если кто-нибудь ударит тебя по щеке - дай ему как следует по другой"; 

"Да будут прокляты кроткие, ибо они наследуют угнетение"; 

"Да будут блаженны сильные, ибо они будут владеть землей". 

Вся книга написана очень продуманным и изощренным стилем и ориентированна на потенциальных членов культов. Цель ее не в том, чтобы сразу привести читающего к явному поклонению сатане, но заронить в его душу и разум лживые семена сомнения: "То, что вы здесь увидите, быть может, не всегда будет вам по вкусу, но, главное, - вы увидите!". 

Вопрос полной легализации Сатанизма в России пока остается открытым.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий