В настоящее время подводные лодки являются довольно распространенным явлением и считаются безопасными. Но когда в начале 1900-х годов появились первые функциональные подлодки, они были опасными и ненадежными из-за различных дефектов конструкции. Техника создания субмарин на то время только начинала развиваться методом проб и ошибок. А надежность современных подводных лодок была достигнута в течение многих лет исследований и экспериментов.
К сожалению, эти ошибки в начале эры подводных лодок часто приводили к авариям с катастрофическими последствиями. К примеру, недостаток конструкции привел к первой катастрофе злополучной «Тетис» (HMS Thetis) - подводной лодки T-класса Королевских военно-морских сил Великобритании, которая была одним из немногих военных судов, затонувших два раза (причем при этом погибли оба экипажа).
USS Plunger - одна из первых подводных лодок ВМС США, сделанная под заказ в 1902 году.
«Тетис» был разработан компаниями Cammell Laird и Vickers-Armstrong и спущен на воду в июне 1938 г. Первое испытательное погружение было назначено на июнь 1939 года. На борту были 102 человека, в том числе 51 член экипажа, 27 сотрудников Cammell Laird, 4 сотрудников Vickers-Armstrong и несколько адмиралтейских и морских офицеров-наблюдателей. Когда подводная лодка погрузилась под воду, оказалось, что у судна имеется избыточная плавучесть. Было решено, что труба одного из торпедных аппаратов осталась закрытой.
HMS Thorn - подводная лодка Т-класса, идентичная Thetis.
Быстрый осмотр показал, что высохшее пятно эмали предотвратило открытие одной из труб торпедных аппаратов. Экипаж попытался решить проблему вручную, открыв трубу изнутри, но оказалось, что в ней все же была вода, которая хлынула внутрь субмарины. Поскольку не было предусмотрено никакого аварийного закрытия внутренней крышки торпедного аппарата, вся передняя часть подлодки заполнилась водой и «Тетис» лег на грунт на глубине 48 метров.
Из тонущего судна удалось выбраться всего четверым мужчинам (из 102), в том числе капитану Харри Ораму и лейтенанту Фредерику Вудсу. Люди могли покидать подлодку через камеру аварийной эвакуации только по одному, причем перед выходом из судна в камере нужно было уравновесить давление с давлением воды снаружи. Таких образом удалось выбраться наружу только четверым людям, а пятый запаниковал и преждевременно открыл наружный люк камеры, не дождавшись уравновешивания давления. В итоге вода хлынула внутрь, буквально размазав этого человека по стенке, после чего начала затапливать «Тетис». Остальные люди в подводной лодке утонули или задохнулись из-за быстрого роста уровня углекислого газа.
Подводная лодка HMS Thunderbolt в гавани после патрулирования. Члены экипажа стоят на палубе.
Через год, в 1940 Thetis подняли на поверхность, провели восстановительные работы и вновь ввели в эксплуатацию. Подлодка была переименована в HMS Thunderbolt, и к ней приписали новый экипаж под руководством лейтенант-коммандера Сесила Крауча. На этот раз субмарина удачно «пережила» пробное погружение и впоследствии добилась значительных успехов в морских сражениях.
Во время патрулирования Атлантики в декабре 1940 года Thetis потопил итальянскую подводную лодку под командованием капитана Раффаэле Тарантини. Два года спустя судно перевели в Средиземное море с двумя другими субмаринами аналогичного класса. Их миссия состояла в том, чтобы атаковать итальянские военные гавани и уничтожать караваны кораблей снабжения. Во время операции союзников в гавани Палермо подлодке под новым именем Thunderbolt удалось потопить крейсер Ulpio Traiano и грузовое судно под названием SS Viminale.
Тем не менее, Thunderbolt вновь не избежал печальной участи. 14 марта 1943 года подводная лодка была потоплена глубинными бомбами итальянского корвета Cicogna. На этот раз субмарина затонула на глубине 1340 метров вместе со всей своей командой.
Экипаж Thunderbolt с флагом «Веселый Роджер» после патрулирования в Средиземном море.
В итоге, подлодка, несмотря на то, что ей сменили название, так и осталась невезучей, суммарно унеся жизни почти 200 человек.
Единственным положительным моментом, который был связан со злополучным судном, было внедрение на подводном флоте так называемого «зажима Тетис» - предохранителя, который контролирует открытие торпедных аппаратов и предотвращает поступление воды из трубы аппарата в корпус подводной лодки. Зажим Тетис сегодня является незаменимой частью каждой британской и австралийской подводной лодки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий