Песня Михаила Круга «Владимирский централ» сделала тюрьму N2 города Владимира самой популярной тюрьмой в России. И хотя для города это отнюдь не предмет гордости, тем не менее, это тоже его история. Кто только не побывал в этих стенах за два с лишним века... И виновные, и невиновные…
Длинное двухэтажное здание, выходящее на одну из центральных городских улиц, на первый взгляд мало чем отличается от многих других старинных построек. Лишь за его проходной попадаешь совсем в иной мир – колючая проволока, глухой двор, тюремные корпуса с массивными стенами, из которых за всю историю этой тюрьмы не было ни одного удачного побега…
Построили тюрьму еще по указанию Екатерины Великой в 1783 году.
Через нее из Москвы в Сибирь по Владимирскому тракту, нынешнему Шоссе Энтузиастов, шли, звеня кандалами, на каторгу гигантские этапы. Дорогу так и называли - «Владимирка».
Исаак Левитан. Владимирка
Картина написана художником уже в те годы, когда заключенных в ссылку стали отправлять на поездах, и дорога опустела. Гиляровский, очень любивший эту картину, написал по ее мотивам стихи:
Меж чернеющих под паром,
Плугом поднятых полей,
Лентой тянется дорога
Изумруда зеленей…
То Владимирка… Когда-то
Оглашал её и стон
Бесконечного страданья,
И цепей железных звон.
По бокам её тянулись
Стройно линии берёз,
А трава, что зеленеет,
Рождена потоком слёз…
Незабудки голубые —
Это слёзы матерей,
В лютом горе провожавших
В даль безвестную детей…
В 1906 году, после первой русской революции, тюрьма стала центральной, тогда и появилось название - «Владимирский централ».
Большевики, придя к власти и выпустив политических заключенных, вначале были настроены закрыть все тюрьмы, это «проклятое наследие царизма». Но вскоре поняли, что без них не обойтись. Врагов у новой власти было предостаточно – белогвардейцев, дворян, помещиков, кулаков, священников - всех надо было куда-то сажать.
С середины 30-х годов начались массовые репрессии, централ стал политической тюрьмой и оставался такой полвека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий