среда, 4 октября 2017 г.

Шедевры как плата за любовь: Роман Василия Кандинского и Габриэль Мюнтер, закончившийся громким скандалом (21 фото)

Габриэль Мюнтер и Василий Кандинский. Автор: Габриэль Мюнтер.

Если бы известный художник абстракционист Василий Кандинский жил в наше время, его бы наверняка назвали гражданином мира. А в начале XX века в тех странах, где он жил и творил, его признавали инакомыслящим и непонятным для общества - везде он был изгоем. Но рядом с ним всегда были женщины, преданно любившие его и готовые пожертвовать ради его живописи даже жизнью.


В.В. Кандинский.

Прошли годы, и в наше время три державы пытаются претендовать на Кандинского как на своего художника: Россия - земля его предков, где прошло детство, отрочество, юность; Германия, где получив художественное образование, начинал делать первые шаги в искусстве, где создал теорию абстрактного искусства и воплотил ее в своем творчестве; Франция, куда бежал после прихода к власти фашистов, и где он жил последние годы, умер и похоронен.

В.В. Кандинский

Картины для непосвященного зрителя кажутся хаосом, размещенных на полотне цветных пятен и линий, но присмотревшись можно увидеть загадочные образы. Художник был понятен не многим современниками, которые и назвали его великим творцом, основоположником абстракционизма.

А в наше время его картины стоят баснословных денег. Современные же критики вынесли свой вердикт: творчество Кандинского сродни музыке – то ли она волнует до глубины души слушателя, то ли просто ему слышен беспорядочный набор звуков. В этом вся сложность и простота творений художника.

Автор: Василий Кандинский.

И что самое примечательное, искусством Василий Кандинский решил заняться, когда ему было тридцать лет. Он оставляет науку, отказывается от многообещающей карьеры юриста и посвящает себя целиком искусству живописи.

Автор: Василий Кандинский.

История, ставшая сенсацией в новейшей истории искусства

Немецкая художница Габриэль Мюнтер.

В феврале 1957 года произошла мировая сенсация. 80-летняя немецкая художница Габриэль Мюнтер передала в дар городу Мюнхену девяносто живописных работ маслом, более трехсот акварельных и графических работ и столько же офортов и литографий Василия Кандинского. А также дневники и многолетнюю переписку с художником.

Вся мировая общественность, пресса, критики сразу же задалась вопросом: как можно было сохранить такое количество бесценных работ художника, требующих специального ухода, на протяжении стольких лет и в условиях преследования фашистским режимом.

Габриэль Мюнтер.

В 20-е годы Габриэль лично оплачивала хранение картин в спецхранилище. А когда к власти пришли фашисты, идеология которых категорически отвергала искусство абстракционизма и модерна, художники этих направлений были подвергнуты уголовному преследованию. Их творчество считалось «вырожденческим» и «дегенеративным». В годы фашистского правления и всю войну Мюнтер, под страхом смерти хранила полотна и рисунки Кандинского в потайном подвале своего дома.

Габриэль Мюнтер. Автопортрет.

Габриэль жила в постоянном страхе: вначале, что картины найдут фашисты, затем что при бомбежках Германии союзниками ее дом будет уничтожен, а картины останутся погребены навсегда, а позже, когда американцы врывались в дома с обысками, выискивая беглых эсэсовцев. Тем не менее эта история благополучно закончилась, и в наши дни эта великолепная коллекция хранится во всемирно известном мюнхенском музее Ленбаххаус, составляя основную часть его экспозиции.

И нужно отдать должное этой мужественной женщине, которая ценой своей жизни сумела сохранить бесценное наследие великого художника, семейное счастье с которым у нее так и не сложилось.

Габриэль Мюнтер и Василий Кандинский

Габриэль Мюнтер и Василий Кандинский.

Знакомство Кандинского и немецкой художницы Габриэль Мюнтер произошло в классе живописи художественной школы в 1902 году в Мюнхене, где Василий был преподавателем. Между ними завязалось доверительное общение, переросшее в любовь. Габриэле было двадцать пять, Кандинскому - тридцать шесть. Он был уже 10 лет как женат на двоюродной сестре по отцовой линии Анне Чемякиной, которая была старше его на шесть лет.

В.В. Кандинский и Габриэль Мюнтер.

Василий долгое время скрывал свою связь из Габриэль, дабы не нанести душевные раны Анне. Она же в свою очередь была терпима и была готова на самопожертвование. Но нерешительность художника привела его к образу жизни двоеженца. И тот факт, что он оставался в браке с Анной никак не смущал ни Василия, ни Габриэль. Это им не помешало даже обручиться через год после знакомства.

В.В. Кандинский и Габриэль Мюнтер.

В 1908 году Кандинский и Мюнтер купили дом в Баварии и стали жить там открыто. Этот период был активным в творчестве для обоих. И постепенно их любовный союз начал переходить в союз единомышленников, поддерживающих и помогающих друг другу. 

Каждый искал себя в искусстве. У Кандинского это был период расцвета, у Габриэль - становления. Он всегда признавал её большой талант и всецело способствовал его развитию. Она же, со своей стороны, всегда преклонялась перед его уникальным даром, целеустремленностью и стремлению ко всему новому в искусстве.

Габриэль Мюнтер.(1905). Автопортрет.

Все точки над «и» расставила Первая мировая война, когда Кандинскому как гражданину России пришлось выехать из Германии в Москву. Габриэль еще несколько лет ждала Василия, пока не получила уведомление от адвоката, в котором было изложено требование Кандинского вернуть ему его имущество и картины, в том числе. Долгие переговоры между бывшими любовниками привели к тому, что часть полотен и рисунков художника достались Габриэль, как плата за моральный ущерб.

После разрыва с Кандинским Мюнтер оставила искусство и вернулась к живописи лишь спустя десять лет. Но продолжала вести замкнутый образ жизни и умерла в 1962 году.

Новая любовь Василия Кандинского

Нина Андреевская.

В 1911 году Кандинский наконец-то получил официальный развод, и разрыв их Габриэль уже был предопределен. Но ему по-прежнему не хватило мужества порвать с ней открыто. Всю дальнейшую переписку с Мюнтер он же вел через адвокатов.

В 1917 году он женится на Нине Андреевской, с которой он повстречался в Москве во время очередной поездки. Что примечательно, познакомились они по телефону. 50-летний Кандинский влюбился в голос 17-летней девушки Нины.

Акварель. «Незнакомому голосу». (1916). Автор: Василий Кандинский.

Несмотря на значительную разницу в возрасте, Нина стала второй супругой Василия Кандинского. Вплоть до самой его смерти в 1944 году следовала за ним в эмиграцию из Советского Союза в Германию, затем - во Францию. Она на тридцать пять лет пережила своего гениального мужа.

Нина Андреевская. Автор: В.В. Кандинский.

Многие считали, что этот брак был заключен по расчету. Но Нина на протяжении 28 лет супружеской жизни утверждала, что это была любовь с первого взгляда.

В.В. Кандинский и Нина Кандинская.

После смерти Кандинского его супруга передала в дар его лучшие картины галерее Франции и нью-йоркскому Музею Гуггенхайма. Около трех десятков полотен Кандинская приготовила и для передачи в Россию.

Как только об этом стало известно, случилось непредвиденное: 86-летняя жена художника была зверски убита в ее доме в Швейцарии. Убийцами были забраны все драгоценности, но не тронута ни одна картина. По одной из версий следствия предполагалось, что женщина была ликвидирована с целью предотвращения передачи художественного наследия Москве. Как в таких случаях бывает - преступники не были найдены, а дело зарыли.

Нина Кандинская.

Творческое наследие Василия Кандинского

В.В.Кандинский – всемирно известный художник, чьи работы представлены в лучших музеях Европы и Америки. В наши дни уникальные картины абстракциониста на мировых аукционных торгах оцениваются в миллионы долларов. 

«Белый звук». (1908). 23,3 млн. долларов. (Sotheby’s 2007).Автор: Василий Кандинский.

Фуга. (1914).(Sotheby’s, 2014). 19,4 млн. долларов. Автор: Василий Кандинский.

«Картина с белыми линиями». (1913). 41,8 млн. долларов. (Sotheby’s 2017). Автор: Василий Кандинский.

«Негнущееся согнутое». (1935). 23,3 млн. долларов. (Christie’s, 2016). Автор: Василий Кандинский.

Во времена фашистской диктатуры в число «вырожденцев» были зачислены и другие представители нового искусства: Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Марк Шагал, уроженец белорусского Витебска

Комментариев нет:

Отправить комментарий