воскресенье, 11 июня 2017 г.

Тайна гибели атомной подводной лодки USS Tresher не раскрыта до сих пор


Американская многоцелевая подводная лодка USS Tresher

За всю историю флота известно восемь атомных подводных лодок, затонувших в результате аварии. Первой в этом скорбном списке была американская лодка «Трешер», которая все еще покоится на дне океана.

Американская многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) USS Thresher (SSN-593) была головной в серии из четырнадцати подобных судов. Первая лодка, как и вся серия, получила свое название в честь одного из видов акул - морских лисиц. Заложенная на верфях Портсмута в мае 1958 года, SSN-593 вошла в строй после длительных испытаний в 1961-м.

Довольно крупная для своего времени лодка (водоизмещением около 3500 тонн) вобрала в себя самые последние достижения американского кораблестроения. Ее назначением являлся поиск и уничтожение подводных ракетоносцев противника. Могла она атаковать и надводные корабли всех классов. Для выполнения этих задач АПЛ была вооружена торпедами, а также только что появившимися ракетоторпедами типа «Саброк».

Пробное погружение.


9 апреля 1963 года SSN-593 вышла в море для глубоководных испытаний, имея на борту помимо экипажа (112 человек) 17 гражданских специалистов. Командовал лодкой капитан-лейтенант Джон Харви. Это был его первый выход в море на лодках такого типа, хотя в подводном флоте он был далеко не новичок: три года прослужил офицером на первой в мире АПЛ «Наутилус», был участником ее исторического похода подо льдами на Северный полюс. Лодку сопровождало судно обеспечения «Скайларк» («Жаворонок»), снабженное новейшими гидрофонами -устройствами для поддержания связи с находящейся под водой лодкой. На борту «Скайларка» также находились водолазы и спасательная капсула, рассчитанная на глубину до 260 метров.


Американская многоцелевая атомная подводная лодка «Трешер» SSN-593

К утру 10 апреля корабли вышли за пределы континентального шельфа. Теперь глубина океана под ними превышала 2,5 километра. Совершив пробное погружение на 200 метров, Харви сообщил, что готов к погружению на предельную глубину. Стояла ясная штилевая погода с прекрасной видимостью, когда лодка «Трешер» скрылась под водой. Было решено выполнять погружение ступенями по 65 метров, делая после каждой из них остановку для проверки состояния всех агрегатов корабля. При таком режиме испытание должно было занять около шести часов.

Примерно через полчаса после начала погружения лодка достигла глубины 120 метров. Еще через некоторое время капитан Харви доложил, что их глубина составляет примерно половину предельного значения (около 330 метров для «Трешера»). После осмотра лодки и ее систем погружение продолжилось. Океан все сильнее и сильнее сжимал корабль в своих объятиях. Каждый метр глубины увеличивал давление на квадратный метр корпуса на одну тонну. Прошло еще около часа, прежде чем с «Трешера» сообщили, что лодка подходит к предельному значению глубины. Затем последовало уже плохо прослушиваемое последнее сообщение: «Имеем возрастающий дифферент на корму, пытаемся продуться» (выполнить срочное всплытие).

Вечная загадка.


Больше АПЛ на связь не выходила, но гидрофоны донесли на «Скайларк» характерный звук, принятый за шум воздуха высокого давления, подаваемого в балластные цистерны лодки. Еще через 1-2 минуты на корабле сопровождения услышали непонятный скрежещущий звук. Находящийся у гидрофона штурман «Скайларка», подводник времен Второй мировой, объяснил его как треск разламывающегося корпуса субмарины. Некоторое время «Скайларк» продолжал безответно вызывать лодку. Затем, еще надеясь, что всего лишь отказала гидрофонная связь, стали сбрасывать на глубину сигнальные шумовые гранаты, означающие команду на немедленное всплытие. Все было тщетно. «Трешер» и все, кто на ней находился, уже покоились под 2,5-километровой толщей океанских вод.


Обломки АПЛ «Трешер» на дне океана. Вид из батискафа «Триест». 1963 г.

К поискам погибшей лодки были привлечены многие надводные корабли и АПЛ, а также батискаф «Триест». По всплывшим на поверхность обломкам было точно установлено место трагедии. Позднее «Триесту» удалось отыскать останки погибшей лодки на дне и поднять на поверхность ее отдельные фрагменты. Однако проведенные исследования и анализ собранных данных не позволили с полной уверенностью установить причины гибели «Трешера». Тайна осталась нераскрытой. Предположительно виновником катастрофы стала одна из трубок системы охлаждения реакторной установки, не выдержавшая забортного давления.

Первая в истории катастрофа АПЛ не стала последней. Гибли и американские, и советские подводники, но по количеству одновременно погибших (129 человек) «Трешер» остается непревзойденной. 

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий