четверг, 1 июня 2017 г.

Liberal Arts: 22 книги, которые стоит прочитать полностью


Программы Liberal Arts в свое время вывели многие американские университеты в мировые лидеры: суть в том, что есть небольшое количество обязательных предметов, а из оставшихся дисциплин каждый студент формирует собственный учебный план. В России только два вуза основываются на этих принципах — факультет Liberal Arts РАНХиГС и факультет свободных искусств и наук СПбГУ.

Особое внимание уделяется курсу вдумчивого чтения: студенты разных специальностей и профилей за четыре года должны прочитать и проанализировать около двух десятков произведений — романов, философских сочинений и документальных книг. «Теории и практики» поговорили с создателями уникального курса Great Books, разработанного специально для РАНХиГС, и публикуют список книг, которые нужно прочитать полностью, чтобы считаться образованным человеком.

О мощной гуманитарной базе, мировой культуре и общении с бывшими одноклассниками

  Леонид Клейн старший преподаватель, заместитель зав. кафедрой общественных и политических коммуникаций в ИОН РАНХиГС

Главная проблема школьного образования в том, что оно принципиально фрагментарно. Учеников заставляют бездумно готовиться к ЕГЭ или к написанию сочинения. У них нет времени просто поговорить о тексте. Мы же на один роман тратим от шести до восьми пар. Конечно, это не много для филфака, этого недостаточно для написания научной работы, но это дает возможность использовать текст в качестве источника аргументов.

Вообще, образование в рамках Liberal Arts — это мощная гуманитарная база для студентов, а академическое чтение — это часть идеологии. Вы можете быть управленцем, журналистом, политологом и так далее, но у вас в любом случае должна быть гуманитарная подушка. Курс помогает убедиться, что студенты могут читать большие тексты в полном объеме. Иначе возникает вопрос: готовы ли они вообще получать высшее образование, если они не состоянии осилить 400 страниц?

В нашем списке есть как фикшн, так и нон-фикшн. На первых курсах мы даем художественные произведения, потому что они в любом случае легче философии. Например, первокурсникам мы предлагаем два художественных романа: «Ярмарка тщеславия» и «Бесы» либо «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо». Дальше планка повышается и появляются более серьезные произведения: «Государь» Макиавелли, «Государство» Платона, «Об общественном договоре» Руссо. Если студент честно прочтет эти пять книг, то он уже будет на голову выше тех, кто не прочел. Даже если после прочтения он ничего не поймет, этот опыт все равно будет ему на руку. После первого года академического чтения некоторые наши студенты признаются, что им тяжело общаться с одноклассниками, которые таких книг не читали.

Книги, которые мы называем Great Books, дают понимание мировой культуры. Еще Пастернак писал: «Он управлял теченьем мысли, и только потому — страной». Это теченье мысли как раз можно найти только в текстах, именно на нем будут строиться все размышления. Не так давно мы запустили лекторий, который базируется на трех китах: тексты, эпохи, институты. Мы рассказываем и дискутируем о важных произведениях, стараясь показать, что любая культура выстраивается вокруг текстов.

Об интеллектуальном вкусе, качественном чтении и ущербности любого такого списка

Евгений Миронов заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, кандидат исторических наук

Мы пытаемся воспитать у наших студентов интеллектуальный вкус к чтению качественных текстов, чтобы они сами понимали, какие книги заслуживают внимания. Важно, чтобы студенты не заучивали основные идеи автора, а анализировали их. Мы ведь читаем конкретных авторов не потому, что они правы, а потому, что они задали вопросы, ответы на которые до сих пор не найдены. Но это, конечно, и прикладные навыки: умение сопоставлять разные концепции, систематизировать знания, вырабатывать свою точку зрения.

Курс устроен следующим образом: мы читаем примерно по одной книге в месяц. В итоге получается около 20 книг за весь период обучения. Внутри курса возможна вариативность: студенты в начале обучения самостоятельно выбирают, какие книги им хотелось бы изучить. Мы сделали курс на четыре года, чтобы для студентов академическое чтение стало постоянным процессом, своего рода интеллектуальным спортом. Чтобы они привыкли, что у них в руках всегда должна быть такая умная книга. Практически рефлекс: нет с собой книги — это неправильно. Тут дело даже не в количестве чтения, а в его качестве: такой опыт формирует масштабность и системность мышления. Хотя регулярность также влияет на формирование такой привычки.

Список, конечно, разрастается — и благодаря студентам, и благодаря новым преподавателям. Ведь у любого хорошего вузовского преподавателя есть список книг, которые, по его мнению, необходимо прочитать, чтобы лучше понимать тот или иной предмет. Наш список сформировался еще пять лет назад. Этому, естественно, предшествовала большая дискуссия. Путем диалога и экспертного обмена мы выбрали тот минимум, который, на наш взгляд, должен быть знаком образованному человеку. Конечно, любой такой список ущербен: можно добавлять туда произведения бесконечно.

После первого курса мы опрашиваем студентов, чтобы узнать, что им нравится больше всего. Как правило, им нравится, что обучение совсем не похоже на то, что было в школе. Мне кажется, этот эффект во многом вызван курсом Great Books, потому что это, действительно, для них новый опыт и они больше не чувствуют себя школьниками.

Великие романы

«Дон Кихот»
Мигель де Сервантес Сааведра


Испанский роман эпохи Возрождения о приключениях идальго Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы. Находясь под впечатлением героических баллад, главный герой решает возродить рыцарство. На страницах сатирического произведения Сервантеса можно найти отголоски различных течений европейской гуманистической мысли: от неоплатонизма до христианского гуманизма.

«Робинзон Крузо»
Даниэл Дефо


Классический английский роман о путешественнике и плантаторе Робинзоне Крузо, который в результате кораблекрушения попадает на необитаемый остров и проводит 28 лет в дикой природе. Дефо рассказывает историю о нравственном возрождении, бесконечном потенциале человека и его борьбе с враждебным миром. В романе находит отражение идеология раннего капитализма и Просвещения.

«Ярмарка тщеславия»
Уильям Теккерей


Классическое произведение о нравах британской аристократии в эпоху Наполеоновских войн. Роман с оригинальными иллюстрациями автора публиковался в сатирическом журнале Punch — он занял 20 номеров. Как писал сам Теккерей, «Ярмарка тщеславия» — это роман без героя»: писатель создал портрет английского высшего общества со всеми его грехами и пороками.

«Бесы»
Федор Достоевский


Один из самых мрачных романов Достоевского. Писатель рассказывает о рождении и развитии революционных террористических кружков в России. Прообразом сюжета послужило реальное событие — убийство студента Ивана Иванова группировкой Сергея Нечаева «Народная расправа». Одно из немногих произведений, в котором Достоевский не симпатизирует ни одному из героев: он резко критикует революционные и атеистические идеи, изображая нравственное разложение террористов.

Политика


«Государство»
Платон


Диалог Платона об идеальном государстве, которое по описанию напоминает классическое коммунистическое общество. Платон предлагает классификацию совершенных и несовершенных форм государства (демократию он считает несовершенной), рассуждает о справедливости и воспитании граждан. Помимо прочего, в «Государстве» впервые дается определение деятельности философов. Один из самых значимых отрывков — миф о пещере: пояснение учения Платона об идеях.

«Государь»
Никколо Макиавелли


Произведение флорентийского философа и государственного деятеля стало руководством умелого правителя. Макиавелли рассказывает о типах государств, способах захвата и удержания власти, методах ведения войны, а также о качествах и поведении успешного правителя. Вместо идеалистических представлений о власти философ дает достаточно прагматичные инструкции.

«Общественный договор»
Жан-Жак Руссо


Трактат французского мыслителя эпохи Просвещения о происхождении государства. Руссо развивает идею общественного договора в качестве отправной точки государства и предлагает концепцию народовластия (народного суверенитета). Мыслитель невольно стал идеологом Великой французской революции, а идеи его трактата воплотились в Конституции Франции 1791 года.

Психология


«Человек в поисках смысла»
Виктор Франкл


Книга австрийского психиатра, написанная им во время заключения в нацистских концентрационных лагерях Освенцим и Дахау. Франкл не только описывает опыт жизни в концлагерях, но также анализирует увиденное и пережитое с точки зрения психиатрии. В книге он впервые описывает разработанный им психиатрический метод работы с больными (логотерапию) и поднимает вечные вопросы о смысле жизни, свободе, ответственности, страдании и смерти.

«Маленькая книжка о большой памяти»
Александр Лурия


Работа советского психолога о человеке с феноменальной наглядной и чувственной памятью. Ученый долгое время наблюдал за ним, чтобы понять природу его особенностей. В книге описаны все данные, полученные в ходе общения с этим «экспериментом природы».

«Дизайн привычных вещей»
Дональд Норман


Основатель Nielsen Norman Group и бывший вице-президент Apple рассказывает о классических просчетах дизайнеров и требованиях пользователей. Норман предлагает альтернативные решения, не забывая о нуждах потребителей и основах когнитивной психологии.

Социум


«Демократия в Америке»
Алексис де Токвиль


Трактат французского политического деятеля об американском государстве и обществе. «Демократия в Америке» стала первым глубоким анализом политической жизни США: Токвиль девять месяцев путешествовал по Америке и общался с представителями ее интеллектуальной элиты. Особое внимание автор уделил описанию идеологии народовластия, преимуществам федерализма и изучению влияния демократии на разные сферы жизни общества.

«Восстание масс»
Хосе Ортега-и-Гассет


Испанский философ и социолог Ортега-и-Гассет создал портрет типичного жителя европейских стран первой половины XX века — «человека массы». По его мнению, именно «восстание масс» стало причиной политического кризиса Европы. Работа социолога стала одним из первых исследований массового общества и опасностей, которые оно несет миру.

«Глобализация. Последствия для человека и общества»
Зигмунт Бауман


Британский социолог исследовал глобализацию и ее влияние на состояние современного мира. Бауман заостряет внимание читателей на угрозах, которые влекут за собой глобальные процессы. Но книга не только о политической, экономической, социальной, культурной и религиозной интеграции и унификации — Бауман также рассказывает о жизни обычного гражданина современного индивидуализированного западного общества.

Экономика

«Исследование о природе и причинах богатства народов»
Адам Смит


Трактат шотландского экономиста стал основополагающим трудом политической экономии. Смит обобщил все идеи ученых за прошлое столетие, а также выработал методы и терминологию экономической науки. Помимо прочего, его концепция роли власти в экономических процессах («государство — ночной сторож») впоследствии стала классической политэкономической теорией.

«Капитал»
Карл Маркс


«Капитал» — самая известная книга в области политической экономии. В ее основе — критический анализ капитализма. Маркс впервые описал и объяснил процесс образования прибавочной стоимости, показал ее роль в историческом развитии капиталистического производства и изучил отношение товара и денег.

«Общая теория занятости, процента и денег»
Джон Мейнард Кейнс


Одна из главных работ в области экономики прошлого столетия. В результате анализа экономических процессов начала XX века (в частности, Великой депрессии 30-х в США) Кейнс заложил основы и терминологию макроэкономики. «Кейнсианство» доминировало в академических и правительственных кругах индустриальных стран Запада вплоть до начала 70-х.

Идеи и идеологии

«Протестантская этика и дух капитализма»
Макс Вебер


Трактат немецкого экономиста и социолога о том, как религия коррелирует с экономической системой. В частности, Вебер рассматривал Реформацию и протестантизм как предпосылки возникновения капиталистической системы.

«Идеология и утопия»
Карл Манхейм


Исследование одного из самых влиятельных социологов XX века и отца-основателя социологии знания. Манхейм дал определение утопическому сознанию и изучил, как люди воспринимают реальность через призму идеологии, а также как сами идеологии влияют на общество, историю и философию.

«Структура научных революций»
Томас Кун


Книга американского историка о развитии научного знания стала одной из самых цитируемых в области философии науки. Кун ввел понятия «парадигма», «смена парадигм» и «научная революция». Согласно его концепции, научное знание развивается скачкообразно посредством научных революций, в ходе которых происходит смена объясняющих парадигм.

(Пост)современность

«Понимание медиа»
Маршалл Маклюэн


Книга канадского философа и филолога стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. Маклюэн предложил изучать медиа вне зависимости от их контента. Проанализировав историю развития средств коммуникации, он приходит к выводу, что медиа сами по себе всегда оказывали влияние на человека и общество («The medium is the message»).

«Состояние постмодерна»
Жан-Франсуа Лиотар


Трактат французского теоретика литературы и философа-постмодерниста о состоянии научного знания в эпоху постмодерна. По мнению Лиотара, модернистский подход к науке уже не актуален, поэтому информационное общество требует нового теоретического подхода к его описанию. Ученый разработал функционалистский подход к изучению общества, а в качестве эффективной системы высшего образования предложил двухступенчатую модель (в которой легко узнать бакалавриат и магистратуру).

«Текучая современность»
Зигмунт Бауман


Текучая современность — это переход от структурированного мира к более текучему и свободному от условий и границ состоянию. Зигмунт Бауман описал это переходное состояние мира постмодерна, создал портрет современного индивида и объяснил, как эта трансформация влияет на жизнь общества и человека.

Превью: Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167—1185).

Комментариев нет:

Отправить комментарий