суббота, 24 июня 2017 г.

Советский вездеход, который переживет апокалипсис

Советский вездеход, который переживет апокалипсис
Революционный вездеход с кодовым названием "изделие 404° C" был создан не случайно. Правительственный заказ на транспортное средство для передвижения в полярных условиях инициировал Институт Арктики.
В первой антарктической экспедиции в 1955 году использовались трактора ЧТЗ и тяжелые артиллерийские тягачи АТ-Т, которые впоследствии оснастили более мощными моторами и специальными гусеницами.

Советский вездеход, который переживет апокалипсис
Советский вездеход, который переживет апокалипсис
Советский вездеход, который переживет апокалипсис
Советский вездеход, который переживет апокалипсис
Советский вездеход, который переживет апокалипсис
Вездеход "Харьковчанка"
Советский вездеход, который переживет апокалипсис
Но в результате стало ясно, что имеющиеся транспортные средства не справляются с поставленными задачами, и за дело взялись завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева совместно с Харьковским авиазаводом. Авиазавод должен был спроектировать кузов, а машиностроители – ходовую платформу, на которую он будет поставлен.
Советский вездеход, который переживет апокалипсис
Артиллерийский тягач АТ-Т
За основу был взят все тот же тягач АТ-Т, построенный на агрегатах танка Т-54. Гусеницы сделали длиннее на два катка и шире, чтобы уменьшить удельное давление на поверхность.
Кабина вагонного типа из дюралюминия получила восьмислойную теплоизоляцию. На пространстве площадью 28 квадратных метров и высотой более 2 метров разместились позиции водителя и штурмана, 8 спальных мест, санузел и камбуз, отопитель и радиостанция. Особенностью конструкции стало то, что доступ к двигателю осуществлялся из салона, чтобы ремонт и обслуживание можно было производить не выходя из теплого помещения.
Советский вездеход, который переживет апокалипсис
Впоследствии это, казалось бы удачное решение, показало себя не с лучшей стороны – полностью изолировать кабину не удалось, экипаж постоянно был вынужден дышать выхлопными газами.
Вездеходы были созданы всего за три месяца, как и предполагалось по заказу. Название "Харьковчанка" они получили по местонахождению предприятий-разработчиков. Пять вездеходов отправились в Калининград, их погрузили на борт морского судна, которое отправилось к стартовой точке экспедиции.
Советский вездеход, который переживет апокалипсис
Вездеход "Харьковчанка"
В движение "Харьковчанка" приводится 520-сильным дизельным мотором, который позволяет тащить собственные 35 тонн и прицеп массой до 70 тонн. Буксировка тяжелых объектов крайне необходима в арктическом походе, когда весь запас топлива приходится везти с собой.
Советский вездеход, который переживет апокалипсис
10 февраля 1959 года стартовала экспедиция от станции "Мирный" к Южному полюсу. Маршрут протяженностью 2 700 километров был успешно преодолен за полтора месяца.
В 1974 году поступил новый заказ от полярников, и были сделаны еще пять вездеходов, прошедших серьезную модернизацию. Их назвали "Харьковчанка-2".
Советский вездеход, который переживет апокалипсис
Вездеход "Харьковчанка-2"
Главные изменения получил жилой модуль – кабина стала отдельной, доступ к мотору из жилого отсека ликвидирован. Это позволило избавиться от выхлопных газов в "жилом помещении" и значительно улучшить теплоизоляцию – температура в жилом блоке при полном отсутствии отопления падала всего на один-два градуса в сутки. Вездеходы как первого, так и второго поколения до сих пор несут службу у полярников.
Советский вездеход, который переживет апокалипсис
В 1980-е годы стартовал проект "Харьковчанка-3", подразумевавший новое совершенствование вездеходов, но с развалом Союза он был закрыт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий