Антиутопичный мир – место, в котором всё и всем плохо. Это противоположность «утопии», идеального места.
В основном антиутопию рассматривают как версию мира в будущем, в котором что-то пошло не так: население понесло огромные потери, наступила крайняя нищета, снизился уровень рождаемости и/или последовали обширные генетические мутации.
Большинство антиутопий связано с господством тоталитарного режима, с разрушительными факторами, крайностями в религиозных устремлениях, манипулятивными тактиками и социальной инженерией, что приводит к угнетению большей массы населения. Тогда люди оказываются во власти мрачных обстоятельств и привилегированного Правящего класса.
Антиутопия, как правило, сочетается с жанром научной фантастики. Ныне это направление обретает всё большую популярность в литературе и кинематографе. Некоторые произведения из этой области особенно актуальны, даже спустя десятилетия после выпуска. Вот некоторые из них.
1984
Все знакомы с классическим произведением Джорджа Оруэлла «1984». Это, пожалуй, самый известный и мрачный роман-антиутопия. Широко распространились перевёрнутые принципы из книги: «Война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила».
В центре сюжета «1984» история мужчины Уинстона Смита, живущего в тоталитарном режиме, где самым тяжким считается мыслепреступление. Он завязывает незаконный роман с молодой женщиной Джулией. Фильм и, конечно же, книга, вызывает давящее и удручающее чувство не только из-за показанного социума, но из-за пугающих параллелей между выдуманным и нашим собственным обществом.
Заводной апельсин / Clockwork Orange
Культовая адаптация от режиссёра Стэнли Кубрика на известный роман Энтони Бёрджесса. Может показаться, что это несколько необычный фильм для подобного списка, так как история не похожа на большую часть классического «антиутопичного чтива». Но эта криминальная драма заслуживает внимания для всестороннего и углублённого исследования вопросов морали, агрессивного поведения и государственных методов реабилитации.
Фильм указывает не только на правительство и уголовно-исполнительную систему, но и на общество в целом. Дебаты на тему реабилитации и эффективности исправительной политики бушуют по сей день, увенчиваясь дискуссией о смертной казни. Если общество «обрабатывает» преступников, чтобы лишить их не только безнравственности, но и собственной морали, сознательного выбора, природа которого, по сути, делает нас людьми, разве это не антиутопия?
451 градус по Фаренгейту / Fahrenheit 451
Роман Рэя Брэдбери опубликован в 1953 году, а одноимённый фильм первоклассного французского режиссёра Франсуа Трюффо появился 13 лет спустя. Это его первый цветной и единственный фильм, снятый на английском языке.
Сюжет разворачивается в мире, тоталитарное правительство которого распоряжается о повсеместном сжигании книг. Людей, уничтожающих книги называются «пожарными», одним из них числится главный герой Гай Монтэг. Он живёт обычной жизнью, пока не встречает молодую девушку, которая заставляет его переосмыслить свою профессию и усомниться в идеологии общества относительно искоренения книг. Эта экранизация не претендует на абсолютно достоверное изложение книги, но передаёт значимость литературной культуры для человеческого духа, души и развития личности.
Бразилия / Brazil
Фильмы Терри Гиллиама всегда вызывали повышенный интерес, не менее любопытной стала кинолента «Бразилия»(1985). Многие описали её как «сатиричную антиутопию», которая «высмеивает бюрократию».
Сэм Лаури сыграл главного героя Джонатана Прайса, клерка, пытающегося найти женщину, которая является в его снах. Он работает на отупляющей работе, живёт в маленькой квартире, существует в мрачном антиутопическом мире, где всё зависит от угнетающей бюрократической машины с культом непогрешимости. Но случается небольшая опечатка, за которой разворачивается цепочка событий.
Это действительно сатирический взгляд на бюрократию, которая, как все мы знаем, способна превратить в головную боль нечто элементарное.
Дитя человеческое / Children of Men
Фильм Альфонсо Куарона – тревожная философско-фантастическая антиутопия. В нём источник проблем уже не в правительстве, а в самом обществе. Мир предстаёт в непривлекательном, удручающем свете. Человечество постигает бесплодие, в течение 18 лет не родился ни один ребёнок.
Главный герой оказывается в опасной ситуации, ему предстоит сопровождать иммигрантку – единственную беременную женщину в мире, которая пытается добраться на корабль почти мифической организации, сулящей защиту ей и малышу. Но ребёнка планируют использовать в своих целях решительно настроенные политические активисты. Герой обязан сделать правильный выбор и защитить спутницу, отведя её в безопасное место. Это очень эмоциональный, необычайно поражающий фильм.
V – значит Вендетта / V for Vendetta
Это фильм для молодых революционеров, и, вероятно, первое кино подобного рода, в котором многие увидят разрушение культа, сделавшее его массовым.
Фантастический триллер снят по графическому роману Алана Мура. Ключевая фигура – таинственный мститель и борец за свободу по имени V. Он одинокий бунтарь, стремящийся открыть глаза общественности и зажечь настоящую революцию против жёсткого режима, установившегося в Великобритании. Серия загадочных биохимических катастроф ввергла мир в хаос и привела к становлению всевластного тоталитарного правительства. V спасает задержанную полицией молодую женщину Иви, с которой у них развиваются любопытные отношения.
Это незабываемый фильм. Маска главного персонажа стала символом протеста во многих странах и используется группой активистов «Анонимус».
Метрополис / Metropolis
«Метрополис» – самый старый фильм в нашем списке. Режиссёр Фриц Ланг, снявший его в 1927 году, наполнил киноленту немецким экспрессионизмом и стилем 20-х годов. Эта драма о классовой борьбе заслуживает внимания своей исторической значимостью и стоявшими за ней грандиозными амбициями. «Метрополис» стал самым дорогим и, конечно, самым удивительным кинопроектом своего времени.
Фильм повествует о Фредере, сыне правителя города Метрополиса, который разочаровывается в богатстве, узнав, какой ценой поддерживается достаток высшего класса.
Эта эпическая драма поднимает тему технического прогресса и связанных с ним рисков, рассматривает классовое столкновение и, конечно, будущее, которое выглядит совсем неправильно.
В основном антиутопию рассматривают как версию мира в будущем, в котором что-то пошло не так: население понесло огромные потери, наступила крайняя нищета, снизился уровень рождаемости и/или последовали обширные генетические мутации.
Большинство антиутопий связано с господством тоталитарного режима, с разрушительными факторами, крайностями в религиозных устремлениях, манипулятивными тактиками и социальной инженерией, что приводит к угнетению большей массы населения. Тогда люди оказываются во власти мрачных обстоятельств и привилегированного Правящего класса.
Антиутопия, как правило, сочетается с жанром научной фантастики. Ныне это направление обретает всё большую популярность в литературе и кинематографе. Некоторые произведения из этой области особенно актуальны, даже спустя десятилетия после выпуска. Вот некоторые из них.
1984
Все знакомы с классическим произведением Джорджа Оруэлла «1984». Это, пожалуй, самый известный и мрачный роман-антиутопия. Широко распространились перевёрнутые принципы из книги: «Война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила».
В центре сюжета «1984» история мужчины Уинстона Смита, живущего в тоталитарном режиме, где самым тяжким считается мыслепреступление. Он завязывает незаконный роман с молодой женщиной Джулией. Фильм и, конечно же, книга, вызывает давящее и удручающее чувство не только из-за показанного социума, но из-за пугающих параллелей между выдуманным и нашим собственным обществом.
Заводной апельсин / Clockwork Orange
Культовая адаптация от режиссёра Стэнли Кубрика на известный роман Энтони Бёрджесса. Может показаться, что это несколько необычный фильм для подобного списка, так как история не похожа на большую часть классического «антиутопичного чтива». Но эта криминальная драма заслуживает внимания для всестороннего и углублённого исследования вопросов морали, агрессивного поведения и государственных методов реабилитации.
Фильм указывает не только на правительство и уголовно-исполнительную систему, но и на общество в целом. Дебаты на тему реабилитации и эффективности исправительной политики бушуют по сей день, увенчиваясь дискуссией о смертной казни. Если общество «обрабатывает» преступников, чтобы лишить их не только безнравственности, но и собственной морали, сознательного выбора, природа которого, по сути, делает нас людьми, разве это не антиутопия?
451 градус по Фаренгейту / Fahrenheit 451
Роман Рэя Брэдбери опубликован в 1953 году, а одноимённый фильм первоклассного французского режиссёра Франсуа Трюффо появился 13 лет спустя. Это его первый цветной и единственный фильм, снятый на английском языке.
Сюжет разворачивается в мире, тоталитарное правительство которого распоряжается о повсеместном сжигании книг. Людей, уничтожающих книги называются «пожарными», одним из них числится главный герой Гай Монтэг. Он живёт обычной жизнью, пока не встречает молодую девушку, которая заставляет его переосмыслить свою профессию и усомниться в идеологии общества относительно искоренения книг. Эта экранизация не претендует на абсолютно достоверное изложение книги, но передаёт значимость литературной культуры для человеческого духа, души и развития личности.
Бразилия / Brazil
Фильмы Терри Гиллиама всегда вызывали повышенный интерес, не менее любопытной стала кинолента «Бразилия»(1985). Многие описали её как «сатиричную антиутопию», которая «высмеивает бюрократию».
Сэм Лаури сыграл главного героя Джонатана Прайса, клерка, пытающегося найти женщину, которая является в его снах. Он работает на отупляющей работе, живёт в маленькой квартире, существует в мрачном антиутопическом мире, где всё зависит от угнетающей бюрократической машины с культом непогрешимости. Но случается небольшая опечатка, за которой разворачивается цепочка событий.
Это действительно сатирический взгляд на бюрократию, которая, как все мы знаем, способна превратить в головную боль нечто элементарное.
Дитя человеческое / Children of Men
Фильм Альфонсо Куарона – тревожная философско-фантастическая антиутопия. В нём источник проблем уже не в правительстве, а в самом обществе. Мир предстаёт в непривлекательном, удручающем свете. Человечество постигает бесплодие, в течение 18 лет не родился ни один ребёнок.
Главный герой оказывается в опасной ситуации, ему предстоит сопровождать иммигрантку – единственную беременную женщину в мире, которая пытается добраться на корабль почти мифической организации, сулящей защиту ей и малышу. Но ребёнка планируют использовать в своих целях решительно настроенные политические активисты. Герой обязан сделать правильный выбор и защитить спутницу, отведя её в безопасное место. Это очень эмоциональный, необычайно поражающий фильм.
V – значит Вендетта / V for Vendetta
Это фильм для молодых революционеров, и, вероятно, первое кино подобного рода, в котором многие увидят разрушение культа, сделавшее его массовым.
Фантастический триллер снят по графическому роману Алана Мура. Ключевая фигура – таинственный мститель и борец за свободу по имени V. Он одинокий бунтарь, стремящийся открыть глаза общественности и зажечь настоящую революцию против жёсткого режима, установившегося в Великобритании. Серия загадочных биохимических катастроф ввергла мир в хаос и привела к становлению всевластного тоталитарного правительства. V спасает задержанную полицией молодую женщину Иви, с которой у них развиваются любопытные отношения.
Это незабываемый фильм. Маска главного персонажа стала символом протеста во многих странах и используется группой активистов «Анонимус».
Метрополис / Metropolis
«Метрополис» – самый старый фильм в нашем списке. Режиссёр Фриц Ланг, снявший его в 1927 году, наполнил киноленту немецким экспрессионизмом и стилем 20-х годов. Эта драма о классовой борьбе заслуживает внимания своей исторической значимостью и стоявшими за ней грандиозными амбициями. «Метрополис» стал самым дорогим и, конечно, самым удивительным кинопроектом своего времени.
Фильм повествует о Фредере, сыне правителя города Метрополиса, который разочаровывается в богатстве, узнав, какой ценой поддерживается достаток высшего класса.
Эта эпическая драма поднимает тему технического прогресса и связанных с ним рисков, рассматривает классовое столкновение и, конечно, будущее, которое выглядит совсем неправильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий