9 апреля 2017 года свой 50-летний юбилей празднует самый массовый пассажирский самолет в мире – Boeing 737. История этого лайнера начинается в 1964 году, когда компания Boeing задумывается о создание ближнемагистрального самолета в дополнении к среднемагистральному Boeing 727. 9 апреля 1967 года с аэродрома Boeing Field (BFI) совершает свой первый полет опытный экземпляр Boeing 737-100 с бортовым номером N73700. С этого момента начинается полет программы 737, который длится уже полвека.
В 1964 году компания Boeing проводит исследование рынка, которое приводит к выводу, что существует потребность примерно в 600 самолетов вместительностью от 50 до 60 пассажиров для полетов по маршрутам протяженностью до 1600 км. Работы по предварительному проектированию начинаются 11 мая 1964 года. Проект получает обозначение Boeing 737. Тогда никто даже представить не мог, что через 50 лет количество произведенных и поставленных заказчикам самолетов превысит 9000 единиц.
Первым заказчиком становится немецкая авиакомпания Lufthansa, которая 19 февраля 1965 года подписывает контракт на 21 самолет. Представители авиакомпании вносят условие, чтобы вместительность новой машины была увеличена до 100 пассажиров.
Чтобы ускорить процесс разработки, инженеры активно заимствуют технологии, применяемые для создания его более крупных собратьев – Boeing 707 и 727. “Семейное” сходство легко просматривается благодаря использованию фюзеляжа самолета Boeing 727. Исследования инженеров показывают необходимость использовать для нового самолета только двух двигателей. Это решение со временем очень понравится авиакомпаниям, поскольку меньшее количество двигателей приводит к существенной экономии на их обслуживании и содержании. Их размещают под крылом.
На самолет устанавливаются двухконтурные турбовентиляторные двигатели JT8D-7, разработанные компанией Pratt & Whitney. К этому времени они уже несколько лет используются на самолете Boeing 727.
Двигатели имеют сигарообразную форму. Это станет отличительной особенностью самолетов Boeing 737 первого поколения.
Следующее поколение получило двухконтурные турбовентиляторные двигатели серии CFM56-3 производства CFM International.
При создании Boeing 737 конструктора сталкиваются с проблемой. Профсоюзы пилотов и другие организации настаивают на том, что такой самолет должен управляться экипажем из трех человек. Однако кабина изначально проектировалась под экипаж из двух человек. Да и авиакомпаниям трехместный экипаж менее выгоден. Осенью 1965 года представителям ассоциации пилотов авиалиний и Федерального управления гражданской авиации (FAA) компания Boeing представляет полноразмерный макет кабины пилотов Boeing 737. Конечно, специалисты FAA не могут принять никакого решения, на основе только простого макета. Зато пилоты United Airlines очень быстро дают знать о своем несогласии с показанной макетом концепцией двучленного экипажа. Спустя год, для испытания распределения рабочей нагрузки на экипаж, компания использует уже динамический макет кабины. И снова группа пилотов United Airlines принимает решение в пользу экипажа из трех пилотов. Однако в 1966 году Boeing получает от Федерального управления гражданской авиации письменное уведомление о том, что FAA предварительно разрешает использование на самолете экипажа из двух человек, с принятием окончательного решения по результатам программы летных испытаний.
Первый Boeing 737-100 благодаря своим небольшим размерам получает прозвище “Baby Boeing”. Ровно полвека назад 9 апреля 1967 года на аэродроме Boeing Field (BFI) в штате Вашингтон происходит первый полет самолета Boeing 737-100. Управляют самолетом пилоты Brien Wygle и Lew Wallick. Это дает начало проведению летных испытаний и сертификации. В декабре 1967 года Boeing 737-100 и присоединившийся чуть позже к испытаниям самолет Boeing 737-200 одновременно получают сертификаты типа. Они готовы для эксплуатации в авиакомпаниях. Кабина пилотов остается двухместной.
Окончательная сборка Boeing 737 сперва осуществляется на новом заводе в Boeing Field, неподалеку от города Seattle. Крыло и фюзеляж самолета производятся на Заводе №2 (Plant 2), на котором до этого шло производство самолетов B-17, B-29, B-47 и других. Хвостовая часть собирается на заводе в городе Wichita, штат Канзас. Большая часть производства других частей конструкции Boeing 737, например шасси и почти всех элементов интерьера салона, передается сторонним подрядчикам. В 1967 году завод в городе Wichita становится ответственным за сборку фюзеляжей для всех моделей 737. После сборки готовые фюзеляжи по железной дороге перевозятся на сборочную линию в Вашингтон. Эта схема работает и по сей день. В 1970 году, после крупной реорганизации в компании, вся деятельность по окончательной сборке самолетов переводится на завод Boeing Renton Factory в город Renton, штат Вашингтон. Именно здесь уже 47 лет рождаются все самолеты семейства 737.
А наш сегодняшний юбиляр – самый первый Boeing 737-100 сейчас находится в музее авиации “Museum of Flight” города Seattle. В 1974 году после проведения испытательных полетов в компании Boeing, самолет передается в NASA и используется для научных экспериментов на базе научно-исследовательского центра Langley в штате Вирджиния. На нем испытывается множество технологических новшеств.
С 1974 по 1975 года самолет принимает участие в проекте электронной системы пилотажных приборов. Самолет доказывает безопасность и эффективность использования нового цифрового инструмента.
С 1989 по 1990 год первый Boeing 737-100 работает по программе оценки использования GPS в коммерческой авиации. Совместно с компанией Honewell проводятся работы для изучения на практике системы посадки по сигналам глобального позиционирования.
С 1990 по 1993 год самолет используется в программе создания и сертификации датчиков сдвига ветра. Множество полетов проводится во время ураганов.
С 1995 по 1997 год на самолете проводятся исследования полетов без окон для будущих сверхзвуковых транспортных перевозок.
Всего самолет принимает участие в 20-и научно-исследовательских проектах NASA.
За всю историю программы Boeing 737 было произведено и поставлено заказчикам более 9400 самолетов. И на сегодняшний день компания располагает пакетом заказов еще на 4500 машин.
Boeing 737 претерпел несколько серьезных реконструкций, которые разделили все семейство на 4 поколения:
- Original: 737-100, -200 (производились с 1967 по 1988 год).
- Classic: 737-300, -400, -500 (производились с 1983 по 2000 год).
- Next Generation (или NG): 737-600, -700, -700ER, -800, -900, -900ER, BBJ, BBJ2 (производятся с 1997 года).
- MAX: 737 МАХ 8, МАХ 9, МАХ 10 (самолеты готовятся к серийному производству).
Boeing 737 быстро завоевал любовь авиаперевозчиков и пассажиров. Его экономичность и надежность позволили ему стать самым массовым пассажирским самолетом в мире. Двухдвигательная схема и двухместная кабина сделали самолет выгодным для авиакомпаний. Использование уже проверенных и отработанных на других самолетах технологий помогли сократить затраты на его разработку и производство.
Многолетняя популярность этого самолета, скорее всего, обоснована его оптимальной вместительностью, позволяющей перевозить именно такое количество пассажиров, которое в среднем нуждается в перелетах между городами на маршрутах средней дальности. Это так называемая “золотая середина”. Не менее важным фактором является технический задел для развития этой машины. Способность изменяться и приспосабливаться к техническим новшествам современного мира. Так же большую роль играет ее экономичность и неприхотливость. Развитие и модернизация самолета, конечно же, обоснованы необходимостью идти в ногу со временем и изменением пассажиропотока. Поскольку он растет с каждым годом, вместе с ним растет и Boeing 737. Лайнер проектировался как ближнемагистральный самолет с дальностью полета в 2500 км. Модификация Boeing 737-900ER более чем на 40% длиннее первого прототипа, а ее дальность увеличилась почти до 6000 км.
На его базе создано множество различных военных модификаций, летающих лабораторий и самолетов бизнес авиации. Но все началось именно с этого “Baby Boeing”, который ровно 50 лет назад открыл семейству 737 дорогу в небо.
Вот такие дела.
Напоминаю вам еще про: Легенды авиации. Ту-144ЛЛ , 23 любопытных фактов о самолётах и авиастроении. Ну и конечно же вспомним про: Самый первый Boeing 727 или вот Музей РАФ: самолет с толкающим винтом Royal Aircraft Factory Fe2b
Источник
В 1964 году компания Boeing проводит исследование рынка, которое приводит к выводу, что существует потребность примерно в 600 самолетов вместительностью от 50 до 60 пассажиров для полетов по маршрутам протяженностью до 1600 км. Работы по предварительному проектированию начинаются 11 мая 1964 года. Проект получает обозначение Boeing 737. Тогда никто даже представить не мог, что через 50 лет количество произведенных и поставленных заказчикам самолетов превысит 9000 единиц.
Первым заказчиком становится немецкая авиакомпания Lufthansa, которая 19 февраля 1965 года подписывает контракт на 21 самолет. Представители авиакомпании вносят условие, чтобы вместительность новой машины была увеличена до 100 пассажиров.
Чтобы ускорить процесс разработки, инженеры активно заимствуют технологии, применяемые для создания его более крупных собратьев – Boeing 707 и 727. “Семейное” сходство легко просматривается благодаря использованию фюзеляжа самолета Boeing 727. Исследования инженеров показывают необходимость использовать для нового самолета только двух двигателей. Это решение со временем очень понравится авиакомпаниям, поскольку меньшее количество двигателей приводит к существенной экономии на их обслуживании и содержании. Их размещают под крылом.
На самолет устанавливаются двухконтурные турбовентиляторные двигатели JT8D-7, разработанные компанией Pratt & Whitney. К этому времени они уже несколько лет используются на самолете Boeing 727.
Двигатели имеют сигарообразную форму. Это станет отличительной особенностью самолетов Boeing 737 первого поколения.
Следующее поколение получило двухконтурные турбовентиляторные двигатели серии CFM56-3 производства CFM International.
При создании Boeing 737 конструктора сталкиваются с проблемой. Профсоюзы пилотов и другие организации настаивают на том, что такой самолет должен управляться экипажем из трех человек. Однако кабина изначально проектировалась под экипаж из двух человек. Да и авиакомпаниям трехместный экипаж менее выгоден. Осенью 1965 года представителям ассоциации пилотов авиалиний и Федерального управления гражданской авиации (FAA) компания Boeing представляет полноразмерный макет кабины пилотов Boeing 737. Конечно, специалисты FAA не могут принять никакого решения, на основе только простого макета. Зато пилоты United Airlines очень быстро дают знать о своем несогласии с показанной макетом концепцией двучленного экипажа. Спустя год, для испытания распределения рабочей нагрузки на экипаж, компания использует уже динамический макет кабины. И снова группа пилотов United Airlines принимает решение в пользу экипажа из трех пилотов. Однако в 1966 году Boeing получает от Федерального управления гражданской авиации письменное уведомление о том, что FAA предварительно разрешает использование на самолете экипажа из двух человек, с принятием окончательного решения по результатам программы летных испытаний.
Первый Boeing 737-100 благодаря своим небольшим размерам получает прозвище “Baby Boeing”. Ровно полвека назад 9 апреля 1967 года на аэродроме Boeing Field (BFI) в штате Вашингтон происходит первый полет самолета Boeing 737-100. Управляют самолетом пилоты Brien Wygle и Lew Wallick. Это дает начало проведению летных испытаний и сертификации. В декабре 1967 года Boeing 737-100 и присоединившийся чуть позже к испытаниям самолет Boeing 737-200 одновременно получают сертификаты типа. Они готовы для эксплуатации в авиакомпаниях. Кабина пилотов остается двухместной.
Окончательная сборка Boeing 737 сперва осуществляется на новом заводе в Boeing Field, неподалеку от города Seattle. Крыло и фюзеляж самолета производятся на Заводе №2 (Plant 2), на котором до этого шло производство самолетов B-17, B-29, B-47 и других. Хвостовая часть собирается на заводе в городе Wichita, штат Канзас. Большая часть производства других частей конструкции Boeing 737, например шасси и почти всех элементов интерьера салона, передается сторонним подрядчикам. В 1967 году завод в городе Wichita становится ответственным за сборку фюзеляжей для всех моделей 737. После сборки готовые фюзеляжи по железной дороге перевозятся на сборочную линию в Вашингтон. Эта схема работает и по сей день. В 1970 году, после крупной реорганизации в компании, вся деятельность по окончательной сборке самолетов переводится на завод Boeing Renton Factory в город Renton, штат Вашингтон. Именно здесь уже 47 лет рождаются все самолеты семейства 737.
А наш сегодняшний юбиляр – самый первый Boeing 737-100 сейчас находится в музее авиации “Museum of Flight” города Seattle. В 1974 году после проведения испытательных полетов в компании Boeing, самолет передается в NASA и используется для научных экспериментов на базе научно-исследовательского центра Langley в штате Вирджиния. На нем испытывается множество технологических новшеств.
С 1974 по 1975 года самолет принимает участие в проекте электронной системы пилотажных приборов. Самолет доказывает безопасность и эффективность использования нового цифрового инструмента.
С 1989 по 1990 год первый Boeing 737-100 работает по программе оценки использования GPS в коммерческой авиации. Совместно с компанией Honewell проводятся работы для изучения на практике системы посадки по сигналам глобального позиционирования.
С 1990 по 1993 год самолет используется в программе создания и сертификации датчиков сдвига ветра. Множество полетов проводится во время ураганов.
С 1995 по 1997 год на самолете проводятся исследования полетов без окон для будущих сверхзвуковых транспортных перевозок.
Всего самолет принимает участие в 20-и научно-исследовательских проектах NASA.
За всю историю программы Boeing 737 было произведено и поставлено заказчикам более 9400 самолетов. И на сегодняшний день компания располагает пакетом заказов еще на 4500 машин.
Boeing 737 претерпел несколько серьезных реконструкций, которые разделили все семейство на 4 поколения:
- Original: 737-100, -200 (производились с 1967 по 1988 год).
- Classic: 737-300, -400, -500 (производились с 1983 по 2000 год).
- Next Generation (или NG): 737-600, -700, -700ER, -800, -900, -900ER, BBJ, BBJ2 (производятся с 1997 года).
- MAX: 737 МАХ 8, МАХ 9, МАХ 10 (самолеты готовятся к серийному производству).
Boeing 737 быстро завоевал любовь авиаперевозчиков и пассажиров. Его экономичность и надежность позволили ему стать самым массовым пассажирским самолетом в мире. Двухдвигательная схема и двухместная кабина сделали самолет выгодным для авиакомпаний. Использование уже проверенных и отработанных на других самолетах технологий помогли сократить затраты на его разработку и производство.
Многолетняя популярность этого самолета, скорее всего, обоснована его оптимальной вместительностью, позволяющей перевозить именно такое количество пассажиров, которое в среднем нуждается в перелетах между городами на маршрутах средней дальности. Это так называемая “золотая середина”. Не менее важным фактором является технический задел для развития этой машины. Способность изменяться и приспосабливаться к техническим новшествам современного мира. Так же большую роль играет ее экономичность и неприхотливость. Развитие и модернизация самолета, конечно же, обоснованы необходимостью идти в ногу со временем и изменением пассажиропотока. Поскольку он растет с каждым годом, вместе с ним растет и Boeing 737. Лайнер проектировался как ближнемагистральный самолет с дальностью полета в 2500 км. Модификация Boeing 737-900ER более чем на 40% длиннее первого прототипа, а ее дальность увеличилась почти до 6000 км.
На его базе создано множество различных военных модификаций, летающих лабораторий и самолетов бизнес авиации. Но все началось именно с этого “Baby Boeing”, который ровно 50 лет назад открыл семейству 737 дорогу в небо.
Вот такие дела.
Напоминаю вам еще про: Легенды авиации. Ту-144ЛЛ , 23 любопытных фактов о самолётах и авиастроении. Ну и конечно же вспомним про: Самый первый Boeing 727 или вот Музей РАФ: самолет с толкающим винтом Royal Aircraft Factory Fe2b
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий