пятница, 21 апреля 2017 г.

Железнодорожный РАЙ !



Почти в каждой экскурсионной программе, знакомящей с Мадридом, можно найти эту совершенно неожиданную достопримечательность: вокзал Аточа (Estación de Atocha). Этот вокзал – самый старый в Мадриде, в 1851 году на этом месте королева Изабелла II открыла самую первую в городе железнодорожную станцию. Самые первые поезда ходили по маршруту Мадрид-Аранхуэс, где находилась королевская резиденция, и их в народе прозвали «клубничный поезд».

Первый вокзал сгорел при пожаре и на его месте в 1892 году был построен новый, который стоит и поныне. Руководили его постройкой Альберто дель Папасио и знаменитый Густав Эйфель. Здание вокзала представляет собой два павильона, пространство между которыми перекрыто ажурной крышей из кованого железа и стекла размером 152 х 40 метров. Для архитектуры 19 века это был подлинный шедевр. Под эту крышу заходили поезда, за сотню лет совершенно закоптившие крышу.



Первая попытка создания железной дороги в Мадриде принадлежала Хоакину Визкаино (Joaquín Vizcaíno) — меру города Мадрида, маркизу Понтехос (Marqués viudo de Pontejos), который в 1829 году попытался продвинуть проект по соединению Аранхуеса с Мадридом с помощью железной дороги. Но идея так и не достигла цели по экономическим причинам. Впоследствии такая же участь постигла и испанского инженера Педро де Лара и Мелиа (Pedro de Lara y Meliá).

Наконец, в эпоху правления королевы Изабеллы II (Isabel II), Хосе де Саламанка и Майол (José de Salamanca y Mayol) — Маркиз Саламанки (Marqués de Salamanca) — приглашает французского инженера Эугенэ Флачата (Eugène Flachat) и по проекту архитектора Виктора Леноира (Víctor Lenoir) возобновляется строительство станции, начатое 4 мая 1846 года.

Официальное открытие станции состоялось 9 февраля 1851 года. В день открытия было произведено первое путешествие между Мадридом и Аранхуэсом, в котором приняли участие королева Изабелла II и ее свита.



Во время Рождественского пожара 1864 года пострадала бòльшая часть здания. Правительство принимает решение построить новое здание станции, для которого было представлено несколько проектов. В результате длительных разработок, в марте 1890 года был издан королевский указ о начале строительства нового здания по проекту архитектора Альберто де Паласио (Alberto de Palacio), ученика знаменитого Густава Эйффеля (Gustave Eiffel). К концу 1892 года был полностью закончен вестибюль и 8 декабря 1892 года состоялось его открытие. Вокзал получил название Южной Станции (Estación del Mediodía или Estación del Sur). Здание станции превосходило по размерам многие станции европейских столиц и считается шедевром железнодорожной архитектуры девятнадцатого века.

С 1985 по 1992 год были произведены реставрация, реконструкция и расширение вокзала под руководством и по проекту архитектора Рафаэля Монео (Rafael Moneo). С этого времени в старом здании, сохранённом в своём первоначальном виде, находится великолепный тропический сад с множеством экзотических растений: огромных пальм, утопающих своими стволами в диковинных травах и ярких цветах, гигантских папоротников, ажурные листья которых склоняются над мозаичными пешеходными дорожками.



В 1992 году в ходе подготовки к Олимпиаде, вокзал был капитально реконструирован. К этому времени уже появились скоростные поезда и платформы для их приема вынесли наружу, накрыв огромным стеклянным козырьком. А старое здание стало чем-то вроде торгового центра. На всех этажах – магазины и рестораны и даже популярной ночной клуб. Но не множество магазинчиков и ресторанчиков, расположенных здесь, привлекает сюда многочисленных туристов.



Дело в том, что под огромным навесом из стекла и стали, который с трудом очистили от столетней копоти, организовали настоящий ботанический сад, в котором растут тропические растения, пальмы поднимаются чуть ли не до крыши купола, радуют глаз несколько сотен тропических растений. Под куполом круглый год тепло — +24. Здесь поют птицы, а в небольших прудах живет множество черепах — им иногда даже камней не хватает, чтобы на них взбираться. Эти черепахи могут и по всей станции гулять.



Обстановка здесь – совершенно не вокзальная. Тишина, чистота, журчание воды, черепахи ходят. Джунгли, да и только. Здесь проводятся разнообразные выставки и устраиваются концерты, сюда просто погулять приходят.

Под сенью пальм притаился небольшой пруд, усеянный камнями, на которых нежатся многочисленные черепахи. Между камнями в прозрачной воде деловито снуют яркие подвижные рыбки. В зале прекрасно дышится, воздух напоен экзотическими ароматами тропиков.



Свою печальную известность вокзал получил 11 марта 2004 года из-за серии кровавых террористических атак. Именно тут взорвались первые бомбы в одном из поездов, вошедших на станцию, а минутами позже взрывы произошли на втором поезде, находящемся всего в полкилометре от станции. В последуюшие после теракта дни в вестибюле вокзала было зажжено множество красных свеч, а позже был воздвигнут мемориал памяти жертв 11-М (monumento homenaje a las victimas del 11-M) внутри вокзального помещения. Также в память погибшим был создан «Лес отсутствующих» (Bosque de los Ausentes), церемония открытия которого состоялась 11 марта 2005 года.



Каждую неделю здесь происходит необычная ярмарка гадалок, гадающих по руке и продающих камни со знаками зодиака. Стоит гадание дорого, но посмотреть стоит. Правда, никаких мантий, черных ногтей и прочей показухи. Простые женщины…



Вокзал Аточа – интересный пример того, что можно сделать в крупном городе со старым и тесным вокзалом, превратив его одновременно в железнодорожную станцию и культурный центр.

А что касается новой части вокзала, откуда уходят и куда приходят поезда, то здесь все организовано и продумано, зоны приезда и отъезда разделены, никакой суеты и толчеи.

Estación de Atocha (Madrid) 02
Estación de Atocha (Madrid) 03
Exif_JPEG_PICTURE

А вот недавно мы с вами видели Центральный вокзал Нью — Йорка (Grand Central Terminal)

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий