воскресенье, 16 апреля 2017 г.

Что отмечает Пасха?


Пасха - наверное самый древний из широко отмечаемых праздников современности.
И даже не наверное, а наверняка.

У многих Пасха однозначно ассоциируется с Христовым Воскресением и поздравлением "Иисус воскрес". Но на самом-то деле Пасха гораздо древнее христианской религии. Христианской религии две тысячи лет, а Пасхе наверное все пять, а то и больше.

Празднование Пасхи оказалось связано с Христовым Воскресением по той простой причине, что Иисуса схватили во время Тайной вечери, которая была пасхальной трапезой правоверного иудея Иисуса с его учениками. После этого Иисуса распяли, а на третий день он воскрес и Воскресение свершилось опять же во время Пасхи.

Но праздник Пасхи отмечался еще до того как Иисус вошел в Иерусалим.
И до того как он вообще родился.

Пасха - это дохристианский праздник, который стал христианским в связи с тем, что Христово Воскресение случилось именно на Пасху. И Тайная Вечеря, и предательство Иуды, и Распятие были связаны с Пасхой самым непосредственным образом.

Но что же тогда праздновали на Пасху в дохристианскую эпоху?


Считается, что ветхозаветная Пасха (Песах) праздновалась в память исхода евреев из Египта.
Но есть гипотеза, что и это не является исходным значением Пасхи.

Вот смотрите: что мы готовим на Пасху?

Куличи и крашеные яйца.

А что такое куличи и крашеные яйца?

Это символы плодородия, дошедшие до нас еще с языческих времен.
Кулич - ярко выраженный фаллический символ.

То и другое не имеет никакой связи ни с христианской верой, ни с исходом евреев из Египта.

И отмечается Пасха весной, потому что весной просыпается природа, начинается посевная, животные устраивают брачные игры чтобы потом принести потомство.

Весной начинается сезон плодородия и Пасха, судя по всему, с самого начала была праздником, приуроченным к началу сезона плодородия, отсюда и символы.

Наши древние языческие предки, празднуя Пасху (хотя называлась она тогда наверное как-то иначе), просили своих богов или духов, чтобы те послали им хороший урожай.

Жизнь древнего человека была исключительно сильно связана с природой. Ни холодильников, ни супермаркетов, ни дизель-генераторов с теплицами и гидропоникой в древности не было. Жизнь человека целиком и полностью была связана с ествественными природными циклами, поэтому и все главные праздники были связаны с началом и окончанием природных циклов, началом и окончанием сезонов.

Сезонов, как известно, четыре - весна, лето, осень и зима. И у каждого сезона есть природный маркер - летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие.

Пасха или то, что было до того, как евреи совместили этот праздник с отмечанием своего исхода из Египта - скорее всего отмечалась в день весеннего равноденствия или в ближайший день после равноденствия, на который приходилась определенная фаза Луны, потому что посевная и другие сельхозработы обычно привязаны к лунному циклу - к убывающей Луне, прибывающей Луне, Полнолунию или Новолунию.

Но почему тогда празднование начала плодородного сезона, которым была "доеврейская Пасха", превратилось в праздник исхода евреев из Египта?

Тут возможны два варианта:

1. По аналогии с появлением христианской Пасхи. Евреи затеяли исход из Египта к началу нового сезона, чтобы посеять новый урожай на новой земле и чтобы потом собрать урожай на своей земле, чтобы этот урожай целиком и полностью принадлежал им. Это было и рационально и символично. Просто исход оказался привязан ко Дню плодородия по целому ряду соображений и далее народ начал отмечать то и другое как единый праздник.

2. Празднование Исхода было назначено на День плодородия по политическим соображениям - чтобы празднование было наиболее широким, ярким, запоминающимся и чтобы за счет этого подчеркнуть важность и правильность решения об исходе из Египта. Это примерно как с преобразованием 23 февраля из Дня советской армии и военно-морского флота в День защитника Отечества. Народ привык праздновать в определенное время и политики решили это использовать - изменили название праздника и готово. Пройдет время и никто уже не вспомнит, что 23 февраля было введено большевиками как день Красной армии. Возможно, нечто подобное случилось и с Днем плодородия - его переименовали в Пасху-Песах, день Исхода, чтобы народ из года в год отмечал именно Исход и радовался Исходу как прежде радовался Дню плодородия, а значит и почитал все, что связано с Исходом. Чтобы крепче и надежнее внедрить в память народа новую веру, новую политику, новые символы.

Почему же Пасху-Песах стали отмечать не в день весеннего равноденствия, а на 14-й день Нисана?

Одна из возможных причин уже была указана выше - связь с определенной фазой Луны. Кстати, христианская Пасха примерно так и назначается - на первое воскресенье после полнолуния, наступающего вслед за весенним равноденствием.

А может быть сместить праздник со дня весеннего равноденствия было решено по тем же политическим мотивам, чтобы народ скорее забыл о том, что исходно праздник имел исключительно сезонный смысл.

Вот так День Плодородия, который наши древние предки отмечали то ли в день весеннего равноденствия, то ли в первое полнолуние вслед за этим днем - сперва превратился в Песах - день исхода евреев из Египта, а потом, когда правоверный иудей Иисус со своими учениками собрался на пасхальную трапезу, во время которой был схвачен по наводке Иуды, осужден, распят и затем чудесным образом воскрес - Пасха стала главным праздником у христиан.

Но самое интересное, что смысл праздника по большому счету так и не изменился - это день начала новой жизни, день победы жизни над смертью, день возрождения.

Просто наши языческие предки подходили к вопросу возрождения жизни как к процессу воспроизводства, процессу деторождения, со всей фаллической непосредственностью. Евреи перевели праздник на тему возрождения своего народа, которое было обеспечено исходом из Египта и обретением земли обетованной. А христиане переосмыслили праздник, переведя с темы возрождения на тему воскрешения и бессмертия.

Но как бы не менялись трактовки и названия этого праздника, куличи и яйца в качестве его символов у нас так и остались. И от них никуда.

И ведь что интересно - ни одного другого древнего праздника, кроме Пасхи, не сохранилось. Ну может быть еще Иван Купала, да и тот исключительно у славян и отмечается очень ограниченно, как некая шутиха. Только Пасха отмечается широко, официально и во многих странах.

Живучий получился праздник. Возрождающийся после всех переименований и переосмыслений. В полном соответствии со своим первоначальным смыслом.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий