По итогам января – марта 2016 г. продажи лекарств в России упали на 10% год к году до 270,3 млрд руб. (цены конечного потребления), посчитали аналитики DSM Group. Это первое падение за всю историю наблюдений с 2008 г. – до сих продажи лекарств год к году только росли, свидетельствуют данные аналитической компании (см. врез). В штуках рынок, напротив, постепенно сокращается уже не первый год (исключением стал только I квартал 2015 г., когда после декабрьской девальвации рубля потребители запасались медпрепаратами впрок). Однако столь драматичного падения – минус 14% до 1,18 млрд упаковок – еще не было.
Это очень плохой сигнал: люди экономят на лекарствах в последнюю очередь, констатирует заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. I квартал очень важен для показателей по году в целом, замечает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк, так как основные продажи приходятся на март и октябрь-ноябрь.
Продажи медпрепаратов снижаются второй квартал подряд, свидетельствуют данные DSM Group: в IV квартале 2015 г. они снизились на 9% в деньгах и почти на 17% в упаковках. Всего же по итогам 2015 г. рынок вырос на 8,2% в рублях и сократился в упаковках на 4,4%. Как раз помогли первые три месяца 2015 г., отмечает Шуляк.
Такие показатели I квартала 2016 г. объясняются затяжным кризисом и продолжающимся падением покупательского спроса, считает гендиректор дистрибутора «Протек» (входит в одноименную группу) Дмитрий Погребинский. Большая часть фармацевтического рынка – это деньги пациентов, а доходы населения практически не растут, продолжает Глушков. Кроме того, зимой этого года не случилось масштабной эпидемии гриппа, добавляет Шуляк: та эпидемия, что была объявлена, оказалась не столь массовой и затронула не все регионы. При этом Погребинский и Глушков говорят, что их компании показали динамику выше среднерыночной. Об этом же заявил и гендиректор аптечной сети «Ригла» (бренды «Ригла», «Будь здоров», «Живика», входит в ГК «Протек») Александр Филиппов.
Продажи лекарств в аптеках продолжат сокращаться опять же из-за экономии, делится прогнозом на год Глушков. В 2015 г. продажи крупнейшего в стране дистрибутора «Катрен» выросли на 27%, в этом году таких результатов уже не будет: рынок сокращается с начала года, рассказывал в мае «Ведомостям» гендиректор дистрибутора Леонид Конобеев. Погребинский и Филиппов рассчитывают на рост своих подразделений. Это возможно за счет консолидации и повышения производительности труда внутри компании, добавляет гендиректор дистрибутора «Протек». В государственном сегменте в деньгах, по мнению Глушкова, существенных изменений не предвидится: бюджет на год утвержден. А вот в упаковках госсегмент может вырасти за счет увеличения доли более дешевых отечественных аналогов, полагает он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий