Я впервые посетил судостроительное предприятие и был весьма впечатлен. Из-за лимита времени ( это как обычно) и режима секретности (а завод сейчас выполняет военный заказ) удалось посмотреть только малую часть производства.
ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» — судостроительное предприятие в городе Зеленодольск, Татарстан. Предприятие основано в 1895 году и является одним из ведущих судостроительных предприятий России. Расположение в центре России, на Волге, позволяет производить поставку кораблей и судов в любые регионы бассейнов Чёрного, Каспийского, Балтийского, Белого морей по внутренним водным путям.
В 1895 году по решению Министерства путей сообщения Казанского Округа основаны Паратские судоремонтные мастерские. Главная цель их создания — ремонт технического флота: землечерпательных, землесосных снарядов и вспомогательных судов. Для строительства был выбран Паратский затон, расположенный в 40 км от города Казани, при пересечении реки Волга с Московско-Казанской железной дорогой, на земле, арендованной у крестьян села Кабачищи.
В 1918 году после эвакуации в Паратск (ныне Зеленодольск) части Балтийского и Ижорского заводов судоремонтные мастерские преобразуются в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата.
После реконструкции 1925—1930 г.г. вводятся в строй стапельная площадка, плаз, компрессорная станция, судокорпусный, судокотельный, механический, деревообделочный и кузнечный цеха что позволило перейти к выполнению обширной программы по судостроению.
Основной профиль предприятия — постройка современных кораблей и судов различного назначения, их поставка на внутренний рынок и на экспорт. За годы своей истории заводом построено свыше 1500 морских и речных кораблей и судов, в том числе около 600 военных.
Хотя завод выполняет и другие работы. С 1997 года освоено производство крупногабаритных металлоконструкций для мостовых переходов — изготовлены металлоконструкции пролетных строений для моста «Миллениум» в Казани, мостовых переходов через реки Кама и Вятка, железнодорожной эстакады для терминала «Аэроэкспресс» в международном аэропорту «Казань» и др.
PS. Прошу с пониманием отнестись к замазанным табличка — это просьба режима предприятия.
1. Бронекатер-234 (проект 1125) им. А. Калюжного построен трудящимися завода в августе 1943 года и прошел боевой путь от Азова до Вены. Привезен из порта Измаил и установлен в 1973 году на территории завода
2. При заводе есть музей, где рассказывается о всей его истории. Слева внизу виден фрагмент фермы первого Романовского моста, который находится рядом с заводом. Мост открыли 11 июля 1913 года в дни празднования 300-летия дома Романовых. Этот мост на момент открытия по мощности пролетов первый в Европе и второй после Америки. Всего было смонтировано шесть пролетов. Каждый имел в длину семьдесят пять сажен, т.е. 158,6 метра, весил около восьмидесяти пяти тысяч пудов. Высота фермы посередине пролета составляла одиннадцать сажен, т.е. 23,7 метра, ширина моста — четыре сажени, т.е. 8,5 метров. 17 августа 2011 года был уничтожен последний родной пролет моста, хотя была надежда на его сохранение. Кстати, 158.6 м — это рекорд для дореволюционной России по длине пролета.
3. Золотой «Метеор». Интересно, что первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Он в 1933 году окончил 7 классов, в 1938 году — Казанский речной техникум, аэроклуб. Из Казани и был призван в Армию в 1938 году. Успешно летал, но был сбит и попал в плен, откуда совершил дерзкий побег, угнав вражеский бомбардировщик из сердца немецкого ракетостроение — острове Узедом. В сентябре 1945 года его нашёл С. П. Королёв, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал на Пенемюнде. Здесь Девятаев показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. За помощь в создании первой советской ракеты Р-1 — копии «Фау-2» — Королёв в 1957 году смог представить Девятаева к званию Героя.
4. Музей-музеем, но мы же прошили смотреть производство. Цеха металлоподготовки здесь в целом не отличаются от других похожих цехов, которые мне приходилось видеть. Обработка металла начинается с линии его очистки. На ней происходит очистка листового и профильного металлопроката от окалины и ржавчины с последующим грунтованием межоперационным грунтом.
5. Машина плазменной резки.
6. Может резать низкоуглеродистые стали, высоколегированные сплавы, цветные металлы и титан.
7. Оказывается завод участвовал в программе строительства подводных лодок из титана. Здесь не делали секции, конечно, но их опыт работы с титаном в свое время очень пригодился другим предприятиям. На заводе есть цех титанового литья — один из крупнейших в мире по производству фасонных титановых отливок сложной конфигурации из любых титановых сплавов,
8. Кисик есть — завод хороший. А вот кисика побыть бы, уж больно чумазый.
9. Пресс гидравлический листоштамповочный одностоечный. Выпущен в СССР в 1985 году. Сейчас почти не используется.
10. Так как есть импортный пресс для трехмерной гибки листового металла, который используется для гибки деталей обшивки корпуса судна, толщиной до 30 мм. Усилие на цилиндре — 500 тонн.
11. Установка гидроабразивной резки.
12. Здесь можно резать почти все что угодно с помощью 5-ти осевой режущей головки. Толщина материалов от 1 мм до 250 мм. Насос высокого давления создает давление в 6200 бар! Рабочая зона установки 2,5 на 12 метров, что является самой крупной рабочей зонов в России.
13. Пример работы.
14. Дальше из нарезанного металла начинают делать детали корпуса.
15. Например, вот какая-то часть.
16. Надстройки сторожевых кораблей «Гепард», изготовленные из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).
17. Модуль днищевой секции и бак для топлива (на переднем плане)
18. Пора на стапель! Сейчас там собирают корпус патрульного корабля (проект 22160) «Дмитрий Рогачев»
19. Патрульные корабли проекта 22160 — российские патрульные корабли модульного типа, дальней морской зоны, разработанные на Северном проектно-конструкторском бюро и строящиеся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького для пополнения корабельного состава Военно-Морского Флота России.
20. Предназначены для несения погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200 мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, охранения кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника — в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах. Шесть патрульных кораблей проекта 22160 должны пополнить состав ВМФ России до 2020 года.
21. Док завода, где происходит достройка. Сейчас там на воду стоят два сторожевых корабля проекта 11661 — «Гепард».
.::кликабельно::.
22. Рассмотрим их немного подробнее. Корабли предназначены для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Оснащён артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением. Кстати, максимальная скорость хода — 28 узлов. Это почти 52 километра в час.
23. За «Гепардом» стоит малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М».
24. Сейчас ведется достройка двух фрегатов «Гепард» в противолодночной версии. На заднем плане стоит корпус сторожевого корабля, но нам не уточнили даже что это за проект.
25. Из стапеля корпус судна на катках выкатывается на эту площадку. Док заполняется водой и корабль всплывает. Его передвигают чуть в бок и док осушают. Корабль занимает свое место около достроечной стенки. Насколько я понял, такая система для России является уникальной.
26. Рядом с заводом находится детский яхтенный клуб. Обучение для ребят бесплатное. А на заднем фоне — фермы Романовского моста.
27. На заднем плане стоит красный танкер. Корабль строился для Казахстана, но они забыли за него заплатить. Судно так и осталось на заводе и стоит уже лет десять. Перед ним стоит корпус теплохода «Арабеллы». 10 июля 2011 года экипаж теплохода во главе с капитаном Р. Е. Лизалиным пришёл на помощь терпящему бедствие на Куйбышевском водохранилище теплоходу «Булгария» и спас практически всех из его выживших пассажиров. В 2012 году судно Арабелла было приобретено ОАО «Зеленодольский завод им. А.М Горького» и ему предстоит реконструкция и модернизация. Но, как видите, корпус все так и стоит. Как мне сказали на заводе, реконструкция «Арабеллы» стоит каких-то космических денег и пока от нее отказались. Перед ней стоит какая-то ноунейм посудина.
Несмотря на расположение в центре России,завод может выпускать судна водоизмещением до 5000 тонн. Но тогда транспортировка таких кораблей по водным путям возможно только с приваренными понтонами к корпусу, которые уменьшают осадку. Камнем преткновения является Городенцкий шлюз. Из-за заниженного уровня воды в Чебоксарском водохранилище невозможно его нормально эксплуатировать. А вся ситуация с мелким уровнем воды в водохранилище является миной замедленного действия в регионе. Но увы...
Огромное спасибо администрации завода и пресс-службе за прекрасную экскурсию по интереснейшему предприятию!
Источник
ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» — судостроительное предприятие в городе Зеленодольск, Татарстан. Предприятие основано в 1895 году и является одним из ведущих судостроительных предприятий России. Расположение в центре России, на Волге, позволяет производить поставку кораблей и судов в любые регионы бассейнов Чёрного, Каспийского, Балтийского, Белого морей по внутренним водным путям.
В 1895 году по решению Министерства путей сообщения Казанского Округа основаны Паратские судоремонтные мастерские. Главная цель их создания — ремонт технического флота: землечерпательных, землесосных снарядов и вспомогательных судов. Для строительства был выбран Паратский затон, расположенный в 40 км от города Казани, при пересечении реки Волга с Московско-Казанской железной дорогой, на земле, арендованной у крестьян села Кабачищи.
В 1918 году после эвакуации в Паратск (ныне Зеленодольск) части Балтийского и Ижорского заводов судоремонтные мастерские преобразуются в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата.
После реконструкции 1925—1930 г.г. вводятся в строй стапельная площадка, плаз, компрессорная станция, судокорпусный, судокотельный, механический, деревообделочный и кузнечный цеха что позволило перейти к выполнению обширной программы по судостроению.
Основной профиль предприятия — постройка современных кораблей и судов различного назначения, их поставка на внутренний рынок и на экспорт. За годы своей истории заводом построено свыше 1500 морских и речных кораблей и судов, в том числе около 600 военных.
Хотя завод выполняет и другие работы. С 1997 года освоено производство крупногабаритных металлоконструкций для мостовых переходов — изготовлены металлоконструкции пролетных строений для моста «Миллениум» в Казани, мостовых переходов через реки Кама и Вятка, железнодорожной эстакады для терминала «Аэроэкспресс» в международном аэропорту «Казань» и др.
PS. Прошу с пониманием отнестись к замазанным табличка — это просьба режима предприятия.
1. Бронекатер-234 (проект 1125) им. А. Калюжного построен трудящимися завода в августе 1943 года и прошел боевой путь от Азова до Вены. Привезен из порта Измаил и установлен в 1973 году на территории завода
2. При заводе есть музей, где рассказывается о всей его истории. Слева внизу виден фрагмент фермы первого Романовского моста, который находится рядом с заводом. Мост открыли 11 июля 1913 года в дни празднования 300-летия дома Романовых. Этот мост на момент открытия по мощности пролетов первый в Европе и второй после Америки. Всего было смонтировано шесть пролетов. Каждый имел в длину семьдесят пять сажен, т.е. 158,6 метра, весил около восьмидесяти пяти тысяч пудов. Высота фермы посередине пролета составляла одиннадцать сажен, т.е. 23,7 метра, ширина моста — четыре сажени, т.е. 8,5 метров. 17 августа 2011 года был уничтожен последний родной пролет моста, хотя была надежда на его сохранение. Кстати, 158.6 м — это рекорд для дореволюционной России по длине пролета.
3. Золотой «Метеор». Интересно, что первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Он в 1933 году окончил 7 классов, в 1938 году — Казанский речной техникум, аэроклуб. Из Казани и был призван в Армию в 1938 году. Успешно летал, но был сбит и попал в плен, откуда совершил дерзкий побег, угнав вражеский бомбардировщик из сердца немецкого ракетостроение — острове Узедом. В сентябре 1945 года его нашёл С. П. Королёв, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал на Пенемюнде. Здесь Девятаев показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. За помощь в создании первой советской ракеты Р-1 — копии «Фау-2» — Королёв в 1957 году смог представить Девятаева к званию Героя.
4. Музей-музеем, но мы же прошили смотреть производство. Цеха металлоподготовки здесь в целом не отличаются от других похожих цехов, которые мне приходилось видеть. Обработка металла начинается с линии его очистки. На ней происходит очистка листового и профильного металлопроката от окалины и ржавчины с последующим грунтованием межоперационным грунтом.
5. Машина плазменной резки.
6. Может резать низкоуглеродистые стали, высоколегированные сплавы, цветные металлы и титан.
7. Оказывается завод участвовал в программе строительства подводных лодок из титана. Здесь не делали секции, конечно, но их опыт работы с титаном в свое время очень пригодился другим предприятиям. На заводе есть цех титанового литья — один из крупнейших в мире по производству фасонных титановых отливок сложной конфигурации из любых титановых сплавов,
8. Кисик есть — завод хороший. А вот кисика побыть бы, уж больно чумазый.
9. Пресс гидравлический листоштамповочный одностоечный. Выпущен в СССР в 1985 году. Сейчас почти не используется.
10. Так как есть импортный пресс для трехмерной гибки листового металла, который используется для гибки деталей обшивки корпуса судна, толщиной до 30 мм. Усилие на цилиндре — 500 тонн.
11. Установка гидроабразивной резки.
12. Здесь можно резать почти все что угодно с помощью 5-ти осевой режущей головки. Толщина материалов от 1 мм до 250 мм. Насос высокого давления создает давление в 6200 бар! Рабочая зона установки 2,5 на 12 метров, что является самой крупной рабочей зонов в России.
13. Пример работы.
14. Дальше из нарезанного металла начинают делать детали корпуса.
15. Например, вот какая-то часть.
16. Надстройки сторожевых кораблей «Гепард», изготовленные из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).
17. Модуль днищевой секции и бак для топлива (на переднем плане)
18. Пора на стапель! Сейчас там собирают корпус патрульного корабля (проект 22160) «Дмитрий Рогачев»
19. Патрульные корабли проекта 22160 — российские патрульные корабли модульного типа, дальней морской зоны, разработанные на Северном проектно-конструкторском бюро и строящиеся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького для пополнения корабельного состава Военно-Морского Флота России.
20. Предназначены для несения погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200 мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, охранения кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника — в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах. Шесть патрульных кораблей проекта 22160 должны пополнить состав ВМФ России до 2020 года.
21. Док завода, где происходит достройка. Сейчас там на воду стоят два сторожевых корабля проекта 11661 — «Гепард».
.::кликабельно::.
22. Рассмотрим их немного подробнее. Корабли предназначены для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Оснащён артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением. Кстати, максимальная скорость хода — 28 узлов. Это почти 52 километра в час.
23. За «Гепардом» стоит малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М».
24. Сейчас ведется достройка двух фрегатов «Гепард» в противолодночной версии. На заднем плане стоит корпус сторожевого корабля, но нам не уточнили даже что это за проект.
25. Из стапеля корпус судна на катках выкатывается на эту площадку. Док заполняется водой и корабль всплывает. Его передвигают чуть в бок и док осушают. Корабль занимает свое место около достроечной стенки. Насколько я понял, такая система для России является уникальной.
26. Рядом с заводом находится детский яхтенный клуб. Обучение для ребят бесплатное. А на заднем фоне — фермы Романовского моста.
27. На заднем плане стоит красный танкер. Корабль строился для Казахстана, но они забыли за него заплатить. Судно так и осталось на заводе и стоит уже лет десять. Перед ним стоит корпус теплохода «Арабеллы». 10 июля 2011 года экипаж теплохода во главе с капитаном Р. Е. Лизалиным пришёл на помощь терпящему бедствие на Куйбышевском водохранилище теплоходу «Булгария» и спас практически всех из его выживших пассажиров. В 2012 году судно Арабелла было приобретено ОАО «Зеленодольский завод им. А.М Горького» и ему предстоит реконструкция и модернизация. Но, как видите, корпус все так и стоит. Как мне сказали на заводе, реконструкция «Арабеллы» стоит каких-то космических денег и пока от нее отказались. Перед ней стоит какая-то ноунейм посудина.
Несмотря на расположение в центре России,завод может выпускать судна водоизмещением до 5000 тонн. Но тогда транспортировка таких кораблей по водным путям возможно только с приваренными понтонами к корпусу, которые уменьшают осадку. Камнем преткновения является Городенцкий шлюз. Из-за заниженного уровня воды в Чебоксарском водохранилище невозможно его нормально эксплуатировать. А вся ситуация с мелким уровнем воды в водохранилище является миной замедленного действия в регионе. Но увы...
Огромное спасибо администрации завода и пресс-службе за прекрасную экскурсию по интереснейшему предприятию!
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий