Намедни царь ресурсной феодалии был с визитом в Китае.
О целях сего визита догадаться нетрудно. После того, как западная сиська в связи с крымским референдумом, сколь демократическим, столь и внезапным, начала постепенно превращаться в орган иного рода и расположения, который мы из соображений цензуры условно назовем фигой... царь и бояре (с которыми тот ведет неравную борьбу в умах бьющих челом холопов уже много лет) принялись искать, к чему бы такому питательному приложиться, если Запад будет по-прежнему глух к мольбам о партнерстве и законных интересах бизнеса... короче говоря, если на Западе так и не дадут.
Вариантов, к чему приложиться, если не к Западу - существует немного. На севере только белые медведи. На юге - Турция, от которой получили то ли в спину, то ли пониже спины, то ли ножом, то ли чем-то другим.
К Японии приложиться как-то не получается - то ли культурно-языковой барьер возникает, то ли из-за Курил.
Построили новый космодром в надежде, что полет на Луну позволит установить контакт с инопланетянами, которые накормят, напоят, ликвидируют коррупцию и отремонтируют дороги. Но это когда еще будет...
Посему, из реальных и земных вариантов остается только Китай.
Затем, собственно, царь и отправился в дальний путь.
Визит в Китай, конечно, уже далеко не первый. Поиски питательного китайского места, к которому можно будет смачно приложиться, осуществляются на протяжении последних двух лет. Результат... не то, чтобы совсем отсутствует, но пока не впечатляет. И это не случайно.
Мудрые китайцы, за плечами которых уже несколько тысяч лет государственности, фишку поняли сразу. Поэтому решили не обламывать ресурсную феодалию раньше времени, а воспользоваться моментом.
Кроме эстетического наслаждения от процесса, китайцы явно планируют поиметь разного рода профиты - материальные и не только.
Вообще, материальных профитов с ресурсной феодалии получить сложно - нефть и так дешевая, выгодный контракт на поставку газа давно подписан - что еще? Рынок ресурсной феодалии и без того давно уже заполнен китайскими товарами, да и не так этот рынок велик. Особенно после падения курса рубля и снижения доходов населения. Особенно в пересчете на юани. В общем, перспективы так себе.
Зато можно получить политические дивиденды - в разговоре с "единственной сверхдержавой", например. Вот, - скажут китайцы, - сверхдержава вроде бы вы, а московские медведи ходют на поклон к нам. Аргумент? Аргумент!
Председатель КНР в ходе совместного заявления по итогам встречи сказал об этом так:
"Мы с Президентом Путиным единодушно решили, что чем сложнее складывается международная обстановка, тем решительнее нам надо руководствоваться духом стратегического взаимодействия и идеей вечной дружбы, усилить взаимную поддержку, укрепить политическое и стратегическое взаимодействие и взаимодоверие, неуклонно углублять наши отношения."
В общем, от дружбы и поддержки китайцы отказываться не будут. Особенно на словах.
И от российского рынка тоже:
"Китай по-прежнему является крупнейшим торговым партнёром России."
Еще были общие слова про развитие экономических связей, туризма, обмен студентами и тому подобное.
А вот, что интересного сказал российский президент:
"Для снижения зависимости от внешней конъюнктуры мы расширяем и использование национальных валют во взаиморасчётах. Доля российского рубля в таких платежах составляет три процента, китайского юаня - гораздо большую величину в 9 процентов. Причём последний показатель должен ощутимо вырасти после создания в России расчётно-клирингового центра для юаневых операций."
Собственно об этом и речь - Москва активно ищет альтернативу внешнеэкономическим операциям в долларах и евро, которые западные "партнеры" могут регулировать, как им вздумается. И альтернативой торговым операциям в долларах и евро становятся операции... в юанях.
На первый взгляд, все замечательно, так и нужно делать.
Но!
Обратите внимание на следующее:
"Доля российского рубля в таких платежах составляет три процента, китайского юаня - гораздо большую величину в 9 процентов."
Соотношение примерно 3:1 в пользу юаня.
И со временем оно только возрастет - "показатель должен ощутимо вырасти после создания в России расчётно-клирингового центра для юаневых операций".
Это значит, что зависимость от долларов и евро (то есть от Запада) просто меняется на зависимость от юаня (то есть от Китая).
Принцип отношений не меняется - меняется западная сиська на китайскую, которая точно так же, как и западная, в случае того или иного спора может быстренько превратиться в орган иного рода и расположения.
И вот еще любопытный фрагмент:
"Совместная комиссия по инвестиционному сотрудничеству - её очередное заседание прошло вчера - уже отобрала 58 различных коммерческих инициатив общим объёмом капиталовложений в 50 миллиардов долларов; 12 проектов уже в стадии реализации."
Опять доллары! Чудеса?
И вот:
"Конечно, локомотивом деловых связей наших стран остаётся энергетика. Россия наращивает объёмы поставок по российско-китайскому нефтепроводу, продолжается реализация проекта возведения Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего завода."
То есть как были сырьевым придатком, так и останемся, только прирастать будем не к Западу единому, а еще и к Китаю.
"Строго по графику осуществляется строительство газопровода Сила Сибири, который должен заработать в полную мощность в 2020 году. Идёт согласование условий поставок в КНР российского газа по западному маршруту. Китайские партнёры нарастили своё участие в крупнейшем в России проекте по производству сжиженного природного газа Ямал СПГ."
Из той же серии.
Еще в заявлении президента России было про взаимодействие в атомной и космической сфере, а также в строительстве транспортной инфраструктуры. Однако на словах оно звучит хорошо, но какую финансовую нагрузку в этих проектах несет китайская сторона - не указано, а значит о какой-либо особой выгоде для России говорить по этим проектам пока нельзя. Если там вообще какая-либо выгода для России существует.
А под конец было сказано следующее:
"Естественно, большое место на переговорах заняла международная проблематика."
Вот ведь, что интересно:
Председатель КНР в своем заявлении сначала говорил про политическую и международную проблематику, а потом уже про экономику, но без особенного азарта - констатировал, что Китай по-прежнему является крупнейшим торговым партнером России и в общем-то все.
А президент России построил речь ровно наоборот - сперва про экономику, причем довольно много и красочно - о товарообороте, расчетах в юанях, Силе Сибири, Ямале СПГ, про сотрудничество в атомной энергетике и о кораблях, которые будут бороздить космическое пространство. А в самом конце про политическую и международную сферу.
Отсюда можно сделать вывод, кому, от кого и что нужно.
Китаю нужен главным образом политический ресурс в копилку, потому что больше с России нечего особенно взять. Ну и еще, разумеется, чтобы не снижался товарооборот.
А у Москвы надежд полно - и на расчеты в юанях, и на сырьевые проекты, и на развитие инфраструктуры, и на атомное сотрудничество, и даже на космические корабли, бороздящие просторы.
Так и получается - с началом превращения западной сиськи в орган иного рода руководство ресурсной феодалии принялось искать, к чему бы питательному припасть в качестве альтернативы и решило припасть к сиське китайской, юаневой, сделав Россию сырьевым придатком не только Запада, но и Востока.
А надежды, что Россия будет не только сырьевым придатком для Китая, но еще и крупным партнером в развитии атомной энергетики, инфраструктурных проектах и строительстве космических кораблей, бороздящих просторы - это пока в основном надежды.
Но даже если получится разбавить газ и нефть атомными и космическими технологиями - получать-то за них все равно будем юани. См. выше про расчетный центр для юаневых операций в России.
И еще один маленький, но на мой взгляд очень примечательный момент:
В своем выступлении председатель КНР называл российского коллегу либо другом, либо президентом.
А президент России называл председателя КНР не иначе, как "господин".
Комментариев нет:
Отправить комментарий