Электрификация России начиналась с борьбы против монополий, финансовых проблем и гениальных изобретений
Электрификация дореволюционной России началась с обычного петербургского моста, и нездоровой конкуренции. В 70-х годах 19 века монополией на освещение городских улиц владели частные компании. Они устанавливали и обслуживали масляные и газовые фонари, и всячески противились нововведениям, лишавшим их стабильного дохода. Литейный мост, построенный в 1879 году не подпадал под газово-масляную монополию, поэтому у «Товарищества электрического освещения и изготовления электрических машин и аппаратов П. Н. Яблочков-изобретатель и Ко» появилась возможность установить туда электрическое освещение - «Свечи Яблочкова».
Изобретенные в 1876 году Павлом Яблочковым, эти электрические дуговые лампы были прорывом для того времени, хотя на современный взгляд они покажутся чересчур примитивными и дорогими. При подключении свечи к источнику тока, предохранительная проволока на конце сгорала, поджигая дугу. Дуга начинала гореть, постепенно съедая электроды и разделительный гипсовый слой. Первые свечи питались переменным током от генератора Грамма.
При отключении от источника, свеча гасла и её нельзя было запустить снова, так как никакого контакта между электродами не было. Необходимо было заменить свечу новой. Однако позже этот недостаток был устранён — Яблочков стал подмешивать к изолирующей массе, которая разделяла электроды, порошки различных металлов. При отключении тока и при погасании свечи, на торце изолирующей массы образовывалась полоска металла. При повторной подаче электричества, свеча вновь зажигалась.
Яблочков основал акционерное общество и разместил на Обводном канале электротехнический завод, продукция которого стала понемногу завоевывать популярность в стране. 30 января 1880 года основан электротехнический отдел Русского технического общества, в обязанности которого входило курирование дальнейшей электрификации России. В этом же году начались работы по освещению улиц Петербурга и Москвы. Первая партия ламп была небольшой — около 200 штук на обе столицы. Основными потребителями электроэнергии в то время были осветительные приборы. Они использовали постоянный ток, поэтому источник энергии надо было располагать в непосредственной близости к ним. К примеру, в Киевских железнодорожных мастерских у каждого фонаря располагалась электромагнитная машина Грамма.
В 1883 году произошло еще одно знаковое событие для электрификации России — грандиозная иллюминация Кремля, в честь коронации Александра III, прошедшей в Петербурге. В этом же году освещается Невский проспект, а спустя некоторое время и Зимний Дворец, что стало своеобразной победой товарищества «Электротехник». В 1880 году его члены обратились в городскую думу с предложением осветить главную улицу Петербурга. На все согласования ушло более двух лет, однако когда договор был все-таки заключен, оказалось, что у товарищества не хватает денег.
Положение спас Карл Сименс. Располагая крупным капиталом он заручился поддержкой русских технических кругов, скупил все фонари «Электротехника» и организовал освещение Невского проспекта. После нескольких тестовых запусков, с 30 декабря освещение установилось окончательно. Проспект осветили 32 дуговыми лампами, силой света около 1200 свечей. Для их питания построили две электростанции — одна из них находилась на деревянной барже, пришвартованной к набережной Мойки у Полицейского моста. На барже находились 3 локомобиля и 12 динамомашин постоянного тока. В сумме они выдавали 35 киловатт — для того времени очень серьезная мощность. Вторую электростанцию установили у Казанской площади. Одновременно с этим начала действовать «Контора освещения Невского проспекта электричеством», которая занималась не только освещением прилегающих улиц, но и нескольких домов столичной аристократии.
Заменить газовое освещение на электрическое решили и в Зимнем дворце. Техник дворцового управления, инженер Василий Петрович Пашков предложил в виде эксперимента использовать электричество для освещения рождественских и новогодних праздников 1885 года. Опыт удался, и проект строительства «фабрики электричества» был Высочайше утвержден. Император добавил несколько примечаний — все оборудование должно быть отечественным, и зимние балы 1886 года должны быть освещены электричеством полностью.
Чтобы здание не вибрировало от работы паровых машин, из разместили в отдельном павильоне из стекла и металла во втором дворе Эрмитажа, который с тех пор стали называть «Электрическим». Электричество вырабатывала система из 6 котлов, 4 паровых машин, 2 локомобилей и 36 динамомашин. Общая мощность достигала 445 лошадиных сил — примерно как у одной современной спортивной машины. Освещение работало в трех режимах. Полный или праздничный включался пять раз в году, загорались все 4888 ламп накаливания и 10 свечей Яблочкова. В рабочем режиме зажигались 230 ламп, в ночном — 304 лампы. Станция потребляла 520 тонн угля в год.
В 1890 году появилась электростанция и в Царском селе. Ее создали на базе осветительной установки постоянного тока. В 1887 году при устройстве водопровода возникла мысль об использовании паровых машин не только для привода насосов, но и для привода динамомашин.
На улицах Царского села установили 120 фонарей. Осветили шоссе от Царского Села в Ям-Ижору (на расстояние 4 верст), Александровский и Запасной дворцы, казармы лейб-гвардии гусарского полка и другие здания. Водопровод обслуживался двумя водонапорными башнями, соответственно было две электрических станции. На станциях первоначально было установлено 9 динамомашин. В ходе эксплуатации Царскосельская установка все время развивалась — 1888 году протяженность воздушной сети, подключенной к ней составляла целых 60 верст.
Комментариев нет:
Отправить комментарий