Идеи марксизма-ленинизма или коммунистического государства были близки не только Советскому Союзу. В мире было и остаётся несколько стран, которые объявляли себя социалистическими государствами. Все они существовали с разными формами правления, в разных частях света и в разное время. Объединяли их лишь общие идеи, и, наверное, общий исход событий.
Китайская Народная Республика.
Крупнейшее по численности населения государство мира и по сей день является по форме правления однопартийной парламентской социалистической республикой. Китайская Народная Республика — унитарная республика, социалистическое государство демократической диктатуры народа. Со времени провозглашения самой Китайской Народной Республики в 1949 году правящей партией является Коммунистическая партия Китая. На данный момент это самое развитое и успешное из всех существующих социалистических государств. С 2014 года экономика Китая стала первой экономикой мира по ВВП.
Однако, несмотря на экономический рост, в начале XXI века Китай Китай столкнулся с рядом серьёзных экономических, экологических и социальных проблем: увеличился разрыв в доходах между богатыми и бедными; выросла разница в развитии села и города, западных и восточных, особенно прибрежных, районов; увеличилась безработица, в некоторых районах оказалась отравлена земля, почва и гидросфера. В Китае нарастают уличные протесты. Правительство крайне негативно относится к инакомыслию. В стране заблокированы практически все мировые социальные сети и по сути действует свой отдельный Интернет в рамках одного государства.
Демократическая Кампучия.
Демократическая Кампучия образовалась в 1976 году в результате захвата власти в Кхмерской республике так называемыми «красными кхмерами». Их идеология базировалась в основном на неприятии всего западного и современного. Правительство Демократической Кампучии составляли руководители «красных кхмеров». Фактическое руководство жизнью страны осуществляла «Ангка лоэу» — «Верховная организация», во главе которой стояли семейные кланы руководителей «красных кхмеров», включая их жён. Имена и портреты руководителей страны держались в тайне от населения.
Сразу после прихода к власти «красные кхмеры» установили политическую диктатуру. Они объявили о начале «революционного эксперимента» для построения в Камбодже «стопроцентного коммунистического общества». Были «отменены» а фактически — полностью уничтожены системы медицины, образования, науки и культуры. Больницы, школы, вузы, библиотеки, все другие учреждения культуры и науки были закрыты. Были запрещены деньги, иностранные языки, иностранные книги. Было запрещено писать и читать что-либо, кроме указов и прочих документов командования. Ношение очков рассматривалось как неблагонадёжность и служило одним из пунктов обвинений вплоть до расстрелов. Всего за время существования режима (4 года) было уничтожено, по разным оценкам, от 1,5 до 3 миллионов человек.
Демократическая Республика Афганистан.
Демократическая Республика Афганистан существовала с 1978 по 1992 год. Это была однопартийная парламентская республика, ориентированная на построение в Афганистане социалистической республики. Первоочередными мерами власти объявили сокращение задолженности безземельных и малоземельных крестьян, ликвидация ростовщичества и отмена традиционного для пуштунов махора. Планы по развитию страны у правительства были действительно грандиозные. Ликвидировали существовавшую ранее феодальную систему землевладения, построили около 250 промышленных предприятий, подняв минимальную заработную плату рабочим на 40–50 %^ активно взялись за решение «жилищного вопроса», ремонтировали дороги, строили мосты, восстанавливали системы здравоохранения и образования.
Как это не банально или спорно звучит, но проблемы у существующей на тот момент в ДРА власти начались именно после вывода советских войск. В конце 1988 года под контролем афганского правительства находились 81 % провинциальных центров, 46,8 % уездных и волостных центров, 23,5 % уездов и волостей. После вывода советских войск правительственные силы ДРА контролировали большую часть территории страны (26 из 28 провинций, 114 из 187 уездных центров и 6110 кишлаков), в то время как вооружённые формирования оппозиции контролировали две провинции — Бамиан и Толукан и 76 уездов. В течение 1990 года правительственная армия ДРА отразила несколько наступлений моджахедов, в том числе штурм Джелалабада, Хоста и Кабула. Однако в дальнейшем, оказавшись в международной изоляции, правительство ДРА не смогло справиться с отрядами моджахедов. К первой половине 1991 года оно контролировало всего 10 % территории страны. В апреле 1992 года моджахеды без боя вошли в Кабул и провозгласили Афганистан исламским государством. Как отмечает британский дипломат Родрик Брейтвейт, во второй половине 2000-х годов ностальгия по ДРА была распространённым явлением среди афганского населения.
Корейская Народно-Демократическая Республика.
Та самая Северная Корея, образованная 9 сентября 1948 года как народно-демократическое государство. Власть в стране принадлежит Трудовой партии Кореи во главе с первым секретарём ЦК Ким Чен Ыном. Официальной идеологией государства является чучхе, «опора на свои силы». В стране на данный момент действует плановая экономика командного типа, которая, конечно, очень осложняется изолированностью Северной Кореи от всего остального мира. КНДР по сути является милитаризованным государством с армией более миллиона человек, при том, что всего в стране проживает около 25 миллионов человек. Кроме того в резерве насчитывается ещё до 7,7 млн. человек.
Особенно интересна ситуация со СМИ и Интернетом в Северной Корее. В стране существуют три телеканала. Все телевизионные приемники населения подлежат обязательной регистрации, настройки частот блокируются и органы управления опечатываются. То же самое и с радио. Внутри КНДР прослушивание иностранных радиопрограмм запрещено и карается тюремным заключением. Официально разрешены только радиоприёмники с фиксированной настройкой на станции КНДР. Подавляющее большинство населения страны не имеют доступа к Интернету. Выход в сеть есть только у дипломатических объектов и некоторых иностранных предприятий. Остальное население может использовать лишь внутреннюю сеть страны Кванмён, не подключенную к интернету.
Республика Куба.
По форме правления Куба является социалистической республикой парламентского типа. Большинство депутатов в парламенте представляют Коммунистическую партию Кубы. Исполнительную власть осуществляет председатель Государственного Совета (глава государства), который на практике одновременно является и генеральным секретарём Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы, и председателем Совета Министров — вторым секретарём ЦК соответственно.
Экономика страны базируется в основном на туризме. Из-за долгого эмбарго США у Кубы отсутствует доступ к важным мировым рынкам и инвестициям. За долгие годы накопилось множество проблем в экономической сфере: плохая инфраструктура, дефицит валюты, топлива, удобрений и запчастей. В период после 1960 года колоссальный ущерб экономическому развитию Кубы нанесла экономическая блокада, установленная правительством США. По официальным данным правительства Кубы, по состоянию на начало декабря 2010 года прямой ущерб от экономической блокады составил 104 млрд долларов США (а с учётом обесценивания доллара по отношению к золоту в период после 1961 года — 975 млрд долларов США). И тем не менее, несмотря на давнее эмбарго и прочие проблемы, Куба по ВВП на человека значительно опережает, например, Украину.
Социалистическая Республика Вьетнам.
Ещё одна существующая ныне социалистическая республика. Во Вьетнаме руководящая роль в государстве и обществе принадлежит местной Коммунистической партии. На сегодняшний день это единственная партия в стране, Демократическая и Социалистическая партии прекратили своё существование в 1988 году. Государственно-бюрократическая система управления экономикой привела в середине 1980-х гг. к её хроническому кризису. В 1986 году начался период реформ по развитию рыночных отношений при сохранении социалистических ориентиров развития. В 1990 году Национальное собрание приняло первые законы о частных предприятиях, об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью, моделью для которых послужило французское законодательство. Однако государство оставило за собой право полного контроля над частным предпринимательством.
Долгое время экономическому росту Вьетнама мешало американское эмбарго и чрезмерная опека советского государства — зарубежный капитал в стране не приветствовался. В декабре 1988 года вьетнамское правительство приняло закон об иностранных инвестициях, которым гарантировало компаниям из других государств, что их имущество и прибыль не будут национализированы. Во Вьетнам потянулись сперва компании из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Южная Корея и Австралия, а потом и многие другие. А в 1997 году парламент Вьетнама разрешил всем провинциям и округам самостоятельно совершать внешнеторговые операции. С 11 января 2007 года Вьетнам стал 150-м членом Всемирной торговой организации (ВТО).
Боливарианская Республика Венесуэла.
Венесуэла стала одной из стран, в которых в последнее время социализм стал усиливать свои позиции. По политическому устройству это ещё не полноценная социалистическая республика, но подобная политика активно приводится в жизнь в этой стране. Экономика Венесуэлы основана на добыче нефти, которая даёт 80 % экспортных доходов, более 50 % доходной части государственного бюджета и около 30 % ВВП. Президент Уго Чавес проводил политику по усилению государственного контроля экономики — в 2007 году он национализировал предприятия нефтяного, коммуникационного и энергетического секторов. В 2008 национализировал предприятия, производящие сталь и цемент. В июле 2008 Чавес издал указ о дальнейшем усилении подчинённости экономики в рамках его плана «социализма 21-го века».
К 2013 году годовая инфляция достигла 54 %. В ноябре 2013 года по распоряжению президента Николаса Мадуро были арестованы владельцы и сотрудники сетей по продаже электробытовых товаров. С помощью армии и полиции товары были распроданы по цене 10 % от обычной стоимости. В ряде мест, с жителями желающими получить товары по сниженной цене, полиции справиться не удалось и магазины были разграблены.
Лаосская Народно-Демократическая Республика.
В Лаосе однопартийная система, управление страной осуществляет Народно-революционная партия Лаоса коммунистического типа. Президент Лаоса избирается парламентом на пять лет. Правительство возглавляет премьер-министр Лаоса, назначаемый президентом при утверждении парламентом. Политика правительства определяется Партией через Политбюро из девяти членов и ЦК из 49 членов.
Частное предпринимательство в Лаосе было разрешено лишь в 1986 году после ослабления государственного контроля над экономикой. Это привело к резкому подъёму экономики, однако рост сдерживается недостаточной развитой инфраструктурой: в стране отсутствовали железные дороги, а сеть автомобильных дорог была крайне мала. Основа экономики Лаоса сегодня — сельское хозяйство. В нём задействовано 80 % работающего населения, оно же даёт 30 % ВВП страны.
Монгольская Народная Республика.
Монгольская Народная Республика существовала с 1924 по 1992 год. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом было Великое Народное Собрание (Хурал). Именно Великий Хурал утверждал конституцию и поправки в неё, определял внутреннюю и внешнюю политику, утверждал планы развития хозяйства страны, государственный бюджет. В период между сессиями Великого хурала высшим органом власти являлся его Президиум.
Основным торговым, военным и политическим партнером МНР на протяжении 70 лет являлся СССР. С западными странами МНР отношений практически не имела, за исключением Финляндии. Кроме этого МНР поддерживала связи с африканскими странами социалистической ориентации, и национально-освободительными движениями в частности Народной Республикой Мозамбик и СВАПО-Намибией. Распад МНР был весьма прозаичным. В связи с Перестройкой в СССР с 1989 года в стране начались массовые демонстрации и акции неповиновения, приведшие к отставке Политбюро ЦК МНРП в полном составе. С 1990 года, в связи с ослаблением влияния СССР, в стране начинаются ограниченные реформы, возникают несколько оппозиционных партий. Сейчас Монголия является многопартийной парламентской республикой.
Источник: s019.radikal.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий