Начало тут. В ноябре 1943 г. в Тегеране прошла первая встреча «большой тройки», на которой была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе. Теперь для СССР ключевое значение стали иметь успехи на фронте – чем результативнее будет действовать Красная Армия, тем сильнее позиции будут у советской дипломатии, выстраивающей будущее Европы. В 1944 г. решался вопрос: кто будет победителем Германии – Советский Союз или западные союзники? Кто возьмет Берлин – тому и достанется главный приз. И «гонка к Берлину» была выиграна нами еще в 1944 г. На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. Америка и Британия признали первенство СССР в этом вопросе и вынуждены были согласиться на гегемонию Москвы в Восточной Европе.
Многие не понимают, какой был смысл столь яростно громить врага зимой-весной 45-го года, штурмовать Вену, Будапешт, Берлин – ради престижа флага? Совсем уж безумным кажется стремление ликвидировать блокированную кенигсбергскую группировку Вермахта. Зачем, если бы через месяц она бы и так сдалась? Мол, американцы вели себя мудрее – не проливали кровь зря, брали фрицев измором, не штурмовали города. Те, кто так рассуждают, совершенно не представляют себе реальной ситуации. Промедление в те последние недели войны, стремление поберечь силы могло перечеркнуть все успехи Советского Союза, достигнутые ценой колоссальных жертв.
Для Америки идеальным окончанием войны стал бы такой финал, при котором проигравшими оказывались бы все, кроме нее – Германия, Япония, Франция, Великобритания и СССР. Лондон, действительно, утратил свои предвоенные позиции, фунт стерлингов окончательно капитулировал перед долларом, Британская империя развалилась. Франция чуть было не покинула клуб великих держав, ее колониальные владения были утрачены, экономика попала под сильное влияние США.
И только Советский Союз помимо Америки мог претендовать на лавры победителя. Напомню, что стратегия определяет победу в войне, как достижение мира, лучшего, чем предвоенный. По этому критерию Москва действительно добилась выдающихся успехов. Во-первых, страна стала не просто великой мировой державой, а одной из двух самых великих. По итогам Второй мировой войны СССР прирастил территории и получил то, что принято называть сферой влияния: впервые за всю многовековую историю русские полностью обезопасили свою западную границу, приобрели сильного союзника в Азии (Китай), расчистили выходы в Тихий океан.
Но все это могло быть упущено, если бы западные союзники заключили с Германией сепаратный мир. Как минимум, дважды такие попытки предпринимались. Первая – летом 1944 г. Заговорщики, пытавшиеся убить Гитлера 20 июля, вовсе не планировали мириться с русскими. Их цель была добиться мира с Западом с целью продолжения войны с СССР. И предварительные договоренности с союзниками у них по этому вопросу уже были достигнуты. Но заговор провалился (возможно, к счастью для нас). Вторая попытка замирения была сорвана советскими спецслужбами зимой 45-го года, когда в Швейцарии начались тайные переговоры о сепаратном мире между представителями американских и германских спецслужб.
Представьте себе такую картину: Германия капитулировала бы перед западными союзниками, которые объявили бы себя победителем и заставили русского медведя убираться к себе в берлогу. Дружественная Польша? Забудьте! В Варшаву село бы правительство Миколайчика, которое потребовало восстановления границ 1939 г. Восточная Пруссия? Не раскатывайте губу! В Кенигсберг уже входят американские эсминцы. Румыния спешно подписывает союзный договор с США и выходит из войны (в тот момент она вынуждена была воевать на стороне СССР). Судьбу Чехословакии, Австрии и Венгрии полностью решают западные союзники. Тито, колебавшийся между Западом и СССР, с готовностью присягает сильнейшему.
Москва не желает подчиняться диктату «цивилизованного мира»? А как насчет «крестового похода» на восток объединенных сил США, Британии, Франции, Германии и ее европейских сателлитов? Не стоит забывать и о факторе атомной бомбы. Ведь продемонстрировать ее мощь американцы смогли бы не на японцах, а на русских! Вот это было бы подлинным триумфом американской внешней политики. К этому наши «друзья» деятельно стремились. Они желали быть не друзьями, а нашими хозяевами, чего Именно поэтому советская сторона столь ожесточенно сражалась тогда, когда исход войны был уже, казалось бы, решен.
Нет, не решен! Даже 7 мая западные «союзники», спешно приняв капитуляцию Германии в Реймсе без согласования с Кремлем, еще пытались украсть нашу победу. Жесткая позиция Сталина вынудила англо-американцев провести вторую церемонию подписания акта о безоговорочной капитуляции в пригороде Берлина, на территории, отвоеванной советскими солдатами.
Но все это будет потом. А 1944 г. стал годом соперничества между СССР и США. И США в этом соревновании заняли почетное второе место. Для США «спортивный сезон» начался с довольно успешной высадки в Нормандии, после чего западные союзники продемонстрировали неспособность вести темповое наступление. Не смотря на троекратный перевес в силах и прекрасную техническую оснащенность, они ползли 200 км до Парижа аж 2,5 месяца! Операция по прорыву линии Зигфрида растянулась аж на пять месяцев. Завершился же год конфузом в Арденнах, когда немцы предприняли отчаянное контрнаступление, нанеся американцам значительные потери.
А вот для СССР 44-й стал годом военного триумфа. Красная Армия осуществила 10 успешных стратегических наступательных операций и не потерпела ни одного поражения. В историю эти операции вошли под названием «10 сталинских ударов». Рассмотрим их подробнее. Вообще, однозначную классификацию дать довольно трудно, потому что одна операция плавнно перетекала в другую, какие-то велись параллельно. Поэтому я буду придерживаться общепринятой модели.
ПЕРВЫЙ УДАР. Ленинградско-Новгородская операция. 14 января-1 марта. Советские войска силами трех фронтов – Ленинградского (генерал армии Говоров), Волховского (генерал армии Мерецков) и 2-го Прибалтийского (генерал армии Попов) сбили немцев с позиций, которые те занимали более трех лет, продвинулись вперед на 220-280 км. Полностью уничтожены 3 немецкие дивизии, а 26 — разгромлены.
К сожалению, окружить группу армий «Север» не удалось, немцы отошли в Прибалтику на заранее подготовленные позиции (линия «Пантера»), где и закрепились. Ожидания Ставки не оправдал 2-й Прибалтийский фронт, командование которого проспало отход 16-й немецкой армии, что не позволило добиться полного разгрома немцев в Прибалтике. Командующий фронтом Попов был отстранен от командования и понижен в звании.
ВТОРОЙ УДАР. Корсунь-Шевченковская операция войск 1-го и 2-го Украинских фронтов 24 января — 17 февраля является этапом большого стратегического наступления от Днепра до Карпат, начатого еще в конце 1943 г. Однако фактически к середине января советские войска исчерпали свой наступательный потенциал и перешли к обороне.
В результате Житомирско-Бердичевской наступательной операции 1-го Украинского фронта (командующийгенерал армии Ватутин) и Кировоградской операции 2-го Украинского фронта (генерал армии Конев) образовался глубокий выступ, который обороняла крупная группировка противника. Этот выступ двумя мощными концентрическими ударами и был превращен в котел, в котором сварились заживо порядка 70 тыс. вражеских солдат.
Корсунь-Шевченковское сражение было названо «вторым Сталинградом», что не совсем верно, поскольку частично немцам из котла вырваться все же удалось, хоть и с ужасающими потерями. Разгром группировки врага позволил Красной Армии в развитие этого успеха осуществить освобождение значительных территорий правобережной Украины. 3-й и 4-й Украинские фронты тем временем осуществили Никопольско-Криворожскую операцию, лишив немцев стратегически важного для них источника марганцевой руды. К сожалению, здесь котла не получилось.
ТРЕТИЙ УДАР. Крымская операция. 8 апреля — 12 мая. Какой стратегический смысл был в удержании немцами Крыма? Дело в том, что у Германии был единственный крупный источник нефти – промыслы в румынском Плоешти, которые были уязвимы для воздушных атак из Крыма. К тому же Гитлер опасался, и небезосновательно, что утрата Крыма заставит Болгарию и Румынию выйти из войны.
Для начала 3-й Украинский фронт под командованием генерала армии Малиновского, форсировав Южный Буг, освободил Николаев и Одессу, чтобы немцам было некуда эвакуироваться с полуострова, а потом 4-й Украинский (генерал армии Толбухин) устроил оккупантам образцово-показательную порку в Крыму.
Западные союзники не решались атаковать немцев, не имея трехкратного превосходства в силах. Красная Армия проводила решительные наступательные операции при 1,5-2-кратном преимуществе. В Крымской операции было достигнуто 2,5-кратное превосходство в силах. Итог впечатляет. Безвозвратные потери врага почти в 10 раз превысили наши – 140 тыс чел. (из них 61 тыс. – пленные) против 17,7 тысяч. Важным достижением Крымской операции можно считать и фактический разгром румынской военной флотилии. Черноморский флот теперь полностью господствовал на море.
После месячной передышки, предоставив румынам и болгарам возможность подумать о будущем, русский медведь решил напомнить горячим финским парням, что пора определяться. Уже после первого сталинского удара в Стокгольме начались тайные переговоры Финляндией о выходе ее из гитлеровского блока. Чтобы надавить на финнов, Сталин приказал разбомбить Хельсинки, однако советская Авиация дальнего действия (АДД) провалила задание. В ходе трех массированных налетов в феврале лишь порядка 5% сброшенных бомб разорвались в городе, остальные «ушли в молоко». Может, оно и к лучшему. Как показала практика, массированные бомбардировки союзниками Германии, в ходе которых многие города были превращены в море битого кирпича, не смогли парализовать волю противника к сопротивлению. Так что вряд ли финнов сломило уничтожение их столицы.
В апреле финны вышли из переговоров, не смотря на то, что условия советской стороны были очень мягкими. Германия же наоборот прекратила поставки продовольствия своему союзнику и фактически угрожала оккупацией в случае попытки выйти из войны. В Хельсинки решили, что еще не все потеряно. В итоге пришлось устроить соседям очередной отлуп.
ЧЕТВЕРТЫЙ УДАР. Выборгско-Петрозаводская операция. 10 июня — 9 августа. Пусть вас не смущают столь продолжительные сроки наступления против маленькой страны. Фактически после наступления на Карельском перешейке 10-20 июня силами Ленинградского фронта маршала Говорова Советский Союз взял паузу, вынуждая Финляндию сделать единственно правильный выбор.
Что же было сделано за 10 дней боев Карелии? Помните знаменитую Линию Маннергейма, которую в 1939-1940 гг. в ходе Зимней войны Красная Армия прогрызала несколько недель? В 1944 г. она молниеносно прорвала Карельский вал – значительно усиленную и расширенную в глубину Линию Маннергейма. Причем финские потери за эти полторы недели составили почти половину от их общих потерь в ходе Зимней войны.
Почему советские войска остановились? Напомню, что задача была не в том, чтобы разгромить финскую армию, а в том, чтобы превратить Финляндию из врага в союзника. Финскую армию следовало поберечь – она еще нужна была для того, чтобы воевать с немцами.
Финны опять проявили упорство. Пришлось взломать силами Карельского фронта генерала армии Мерецкова их оборону на реке Свирь в ходе Свирско-Петрозаводской операции. В итоге 25 августа Финляндия запросила мира. (Продолжение следует).
Источни
Комментариев нет:
Отправить комментарий