воскресенье, 4 июня 2017 г.

Зодчий, штурмующий небеса: за что автор проекта одной из утопий ХХ века – «Вавилонской башни» большевиков, оказался в опале


Зодчий, штурмующий небеса.

Он, Борис Иофан – молодой зодчий, сын швейцара из Одессы, и она, герцогиня Ольга Руффо – дочь русской княгини и итальянского герцога, такие разные по социальному положению, встретились, полюбили и больше никогда не расставались. Эти два мечтателя в 1924 году переехали из Италии в Союз, вдохновленные идеей строительства новой жизни и полные энтузиазма. В стране рабочих и крестьян ему предложили грандиозные, масштабные проекты, каких не было даже в Европе. Но ожидало их здесь и другое – расстрельные списки, в которые имя Бориса Иофана попадало не один раз.


Архитектор Борис Иофан

В 1923 году в Италию на лечение и отдых приехал из Союза председатель Совнаркома Алексей Рыков. Познакомить его с Италией и организовать досуг попросили Бориса и Ольгу Иофан, которые симпатизировали стране Советов и к тому времени оба уже были членами компартии Италии. Алексей Рыков много рассказывал Борису Иофану о Союзе и, видя его большую заинтересованность, предложил вернуться на Родину, остро нуждаюшуюся в архитекторах, пообещав на первых порах свою поддержку. Посоветовавшись с женой, Борис принимает кардинальное решение, и семья переезжает в Союз.


Борис и Ольга Иофан


Два мечтателя - Борис и Ольга Иофан

Дом правительства

В 1918 году по указу Ленина правительство переехало в Москву. Поначалу иногородних размещали либо в Кремле, либо в номерах самых лучших гостиниц - «Националь», «Метрополь», которые получили название Дома Советов. Но поскольку номенклатура с каждым годом стремительно разрасталось, в конце 20-х годов остро встал вопрос с жильем. Было принято решение о строительстве для этих целей огромного жилого комплекса, решить эту задачу в кратчайшие сроки было поручено Иофану. И так получилось, что этот грандиозный проект стал единственным воплощенным в жизнь замыслом талантливого архитектора.

В 1928 году Иофан приступил к работе. Место для строительства было выбрано на улице Серафимовича, и через 4 года здесь вырос крупнейший в Москве уникальный 10-12 этажный гигант на 500 квартир, с фасадом мрачного серого цвета, подавляющим своей мощью. 


Строительство Дома Правительства

Проект явно опережал свое время. В то время, когда москвичи в основном ютились по коммуналкам, готовили на керосинках, здесь были предусмотрены все блага цивилизации – газовые плиты, горячая вода, лифты, консьержки в подъездах, фабрика-кухня, детские сады и спортивные залы, дворы, украшенные газонами, клумбами и фонтанами. В квартирах имелось все необходимое для комфортного проживания - унифицированная мебель из мореного дуба, одинаковая во всех квартирах, и даже посуда. Интерьер украшали фрески, выполненные художниками-реставраторами, приглашенными из Эрмитажа. В общем, денег на этот проект не жалели.

Жильцы этого дома формировались по особым спискам. Помимо членов правительства, хватило квартир здесь и для других знаменитых людей, имена которых были у всех на слуху – знаменитые военачальники, герои Гражданской войны и очень много интеллигенции. В одну из квартир заселился и сам Иофан с семьей. Ольге жизнь в стране Советов давалась нелегко, но она никогда не жаловалась. Вначале она тоже с энтузиазмом принялась за работу, устроилась секретарем в одно из подразделений НКВД. Но, не выдержав гнетущую атмосферу, царившую там, предпочла все же не работать, а сидеть дома. 


Дом Правительства

«Дом на набережной»… «Он был похож на корабль, тяжеловесный и несуразный, без мачт, без руля и без труб, громоздкий ящик, ковчег, набитый людьми, готовый к отплытию. Куда? Никто не знал, никто не догадывался об этом». (Юрий Трифонов, «Дом на набережной»).

Но уже буквально через несколько лет для обитателей этого дома рай превратился в ад. В годы репрессий каждую ночь к дому подъезжал “воронок”, иногда за ночь исчезали целые семьи, арестовали и покровителя Иофана – Алексея Рыкова. Сам Иофан с его сомнительной биографией еврея-интеллигента, имеющего жену-иностранку, к тому же княгиню по происхождению, тоже не раз попадал в расстрельные списки. 


Дом на Набережной сегодня

Но, по счастью, эта страшная беда обошла их семью – из списков его вычеркивал сам Сталин. Всего было арестовано около 700 жильцов этого дома. Так и стоит сейчас этот печально знаменитый «Дом на набережной», увешанный мемориальными досками, не давая забыть о той страшной эпохе.

Архитектор, штурмующий небеса

Успешно справившись со строительством Дома Правительства, Борис Иофан с головой погрузился в еще более грандиозный проект, небывалый по своим масштабам – Дворец Советов, к строительству которого начали готовиться с 1931 года, взорвав для этой цели Храм Христа Спасителя.


Храм Христа Спасителя в свое последнее лето 1931 года. Снимок сделан с крыши Дома на набережной.

Конкурс на возведение Дворца в условиях жесткой конкуренции выиграл Борис Иофан. Дворец, представляющий собой многоярусное сооружение, напоминающее вавилонскую культовую башню зиккурат, должен был превзойти по высоте все здания мира. По первоначальному замыслу его высота составляла 215 метров, о статуе вождя речи также не было. Но в то время в сфере архитектуры шло негласное соревнование между лидерами двух держав – Сталиным и Гитлером.


Вид с улицы Волхонка. За забором – строительная площадка Дворца Советов, через реку - Дом на набережной

Грандиозные планы реконструкции Москвы явно мешали спокойному сну Гитлера. И когда планы строительства Дворца дошли до фюрера, он поручил своему архитектору Альфреду Шпееру возвести в Берлине еще более высокое купольное здание. Сталин, узнав об этом, вызвал к себе Иофана: “Я думаю, что советский народ заслуживает большего. Предлагаю увеличить здание на 100 метров и поставить на его вершине статую Владимира Ильича Ленина”. Иофан был очень расстроен этим решением – получалось, что его Дворец превращался всего лишь в пьедестал для статуи. Но спорить со Сталиным не осмелился. 


Взорванный Храм Христа Спасителя

Высоту Дворца увеличили до 420 метров, венчать башню должна была статуя Ленина ростом в 80 метров. Чтобы представить масштабы этого сооружения, скажем, что каждый его палец был величиной с двухэтажный дом. В “голове” вождя, величиной с Колонный зал Дома Союзов, планировалось разместить огромную библиотеку. Многие зодчие считали такой проект не реализуемым в принципе. В 1940 году приступили к монтажу каркаса. 


Строительство Дворца Советов


Часть каркаса Дворца Советов

Но начавшуюся грандиозную стройку века прервала война. Установленный каркас из особой сверхпрочной стали марки ДС (Дворец Советов) демонтировали и сделали из него противотанковые ежи. А после войны к строительству больше не возвращались, поскольку было много других, более насущных, проблем. В итоге самое главное детище архитектора Иофана – фантастический дворец в 100 этажей - осталось нереализованным. 


Забытый символ коммунизма - Дворец Советов

Успех советских павильонов Иофана на Всемирных выставках

В то время Иофан работал еще над несколькими проектами. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году золотыми медалями были отмечены два павильона, стоящие напротив друг друга - советский, поразивший весь мир своей мощью, и немецкий. Фюрер был очень раздражен, когда узнал об этом. 


Павильон СССР в Париже 1937 год

Да, к тому же, создатель советского павильона был какой-то совсем не арийский Иофан. Кстати, замечательная идея установить на павильоне, как на постаменте, парную скульптуру “Рабочий и колхозница”, которую воплотила в жизнь Вера Мухина, также принадлежала Иофану. Проект этого павильона, несомненно, является одним из лучших творений Иофана. 


Гитлер контролирует ход подготовки к выставке

Настоящим шедевром был признан и другой его павильон на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. 


Павильон СССР в Нью-Йорке 1939 год

Подвинуть МГУ


После войны над Москвой вознеслись другие высотки, более скромные по размерам. И, казалось бы, следующий проект прославленного архитектора - строительство высотки на Воробьевых горах, должен был стать его лебединой песней. Но не стал…


Главное здание МГУ

Иофан, подготовивший проект, буквально за несколько дней до его утверждения был отстранен от работы и строительство крупнейшей сталинской высотки поручили Л.В. Рудневу. И Руднев с группой архитекторов, взяв за основу уже всесторонне проработанный проект Иофана, и передвинув здание на 800 метров, получил сталинскую премию. При этом имя Иофана даже не фигурировало в списке авторов. Предполагают, что причиной тому послужила неуступчивость зодчего. По задумке венчать здание должна была статуя Мухиной “Ломоносов”, и стоять оно должно было на самом краю обрыва на берегу Москва-реки. 


Забытый символ коммунизма

Сталин настаивал, чтобы вместо статуи Ломоносова на вершине красовалась, как и на всех других высотках, звезда. Иофан нехотя уступил. Но с решением специалистов о переносе высотки на несколько сот метров от обрыва он категорически не соглашался и настаивал на своем. Это и привело к печальному результату – его отстранили. И не только от этого проекта. С тех пор создание масштабных проектов, из-за которых он, собственно, и приехал в СССР, ему больше не поручали.

Иофан по этому поводу очень сильно переживал, Ольга тоже, хотя старалась не показывать вида и всячески поддерживала мужа. Умерла она на 15 лет раньше него, и после смерти у нее на сердце обнаружили более 10 следов от перенесенных микроинфарктов. А Борис Иофан скончался в 1976 году, в возрасте 85 лет, в Барвихе, которая также была спроектирована им. 

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий