Южный камень - незаконченный монолит в Баальбеке.
Посетитель Баальбека немедленно и навсегда впадает в ступор от масштаба мегалитов, использованных при постройке этого монументального ансамля. В особенности впечатляет гигантский подиум вокруг храма Юпитеру – здесь посетителю в голову невольно приходят слова «самый-самый». Но даже эти слова не могут передать ощущения от колоссального Южного камня (Hajar el qoublé), оставшегося в каменном карьере, не до конца отделённого от скалы, свидетеля неоконченного порыва строителей Баальбека.
Вопрос перевозки огромных камней, служивших при постройке ливанских храмов, долгое время служил темой разнообразных, в том числе достаточно фантастических, предположений. Сегодняшние знания о технике строителей античности позволяют нам ответить на этот вопрос, не оставляя места загадке1.
Прежде чем мы начнём говорить о конкретном случае Баальбека, начнём с краткого обзора методов и механизмов, известных на средиземноморье в классическую эпоху. Мы оставим за рамками данного документа мегалитические строения долины Нила, историческая важность и специфика которых увела бы нас от сюжета нашей статьи.
Рис. 1. Храм G в Селинунте
В Греции, давшей человечеству геометрию, встречаются, тем не менее, огромные, диспропорциональные постройки. Изучая огромные греческие храмы, мы можем многое узнать о технике работы с большими камнями. Среди этих храмов мы находим храм G в Селинунте (см. рисунок 1)2, «храм гигантов» в Агригенте – оба в Сицилии, известнейший храм Артемиды Эфесской и храм Аполлона в Дидимесе. Всех их объединяет большая длина сооружений (более 110 метров) и высота колонн (до 18 метров), а также общий объём камня, необходимый для их постройки.3Подобный мегалитизм наблюдается также в некоторых храмах VI века до н.э., колонны которых были выточены из цельного блока камня – например Apollonion из Сиракуз или Коринфа.
Поиск рекордов легко объясняется историческим контекстом архаической эпохи: в течение VI века до н.э. архитектура полностью переходит на камень, повторяя феномен, наблюдавшийся за 8 веков до того, когда были завершены каменные постройки Микенских царей. После микенского эпизода каменные строения были забыты на протяжении многих поколений, как будто Греция, надорвавшаяся во время предыдущей попытки, и разочарованная результатом (только крепости), размышляла над новым искусством.
С этим же тщеславием греки строили храмы в далёких колониях – доказательства (в их собственных глазах) их желания окончательно покорить эти территории, равно как и продемонстрировать местному населению собственное превосходство4.
К счастью, грекам скоро надоела титаническая архитектура – массивность без красоты, - лишь несколько храмов (в основном в Малой Азии) свидетельствует об этом стиле. Начиная с первой четверти V века до н.э., гармония постройки, поиск красоты, доходящей порой до изысканности, становятся основной темой архитекторов. Строители, воспитанные на пифагорском учении, оставили потомкам возможность разглядеть за строгостью дорических фасадов тончайшую чувствительность оптических коррекций, убирающих порой из первоначального плана прямые линии.
Это приводит к развитию техники строительства – никогда в истории человечества несущие конструкции не были собраны с такой тщательностью, как на Акрополе, камни которого по-прежнему впечатляют5. Результат не является следствием случая или подбора, он вытекает из развития строительной науки.
Архаический мегалитизм или классическое совершенство – техника греческих архитекторов известна нам как по видимым на строениях следам, так и по дошедшим до нас письменным свидетельствам. Множество сохранившихся до наших дней документов представляют собой список материалов, с указанием их происхождения и применения6, но лишь одно теоретическое произведение дошло до нас целиком – речь, конечно же, идёт о «Десяти книгах об архитектуре» Витрувия.
Книга была написана во времена императора Августа, но автор постоянно ссылается на искусство греческих строителей, цитируя известнейших античных авторов7, чьи произведения не сохранились до наших дней, что, несомненно, объясняет наш интерес к данному труду.
В контексте нашего исследования, мы обратимся к X книге Витрувия, где находятся подробные описания приспособлений для транспортировки, а также различных механизмов, использовавшихся на греческих и римских стройках, эффективность и повсеместное распространение которых отмечает автор. Транспорт мегалитов также покрывается X книгой Витрувия, с него мы и начнём наш анализ8.
Витрувий приводит две истории, относящихся к постройке храма Артемиды в Эфесе, рассказывающие об удивительных приспособлениях, использовавшихся для перевозки больших камней храма. Архитектор Ктесифон «...чтобы перевезти цилиндрические блоки колонн из каменного карьера до Эфеса, не осмеливался использовать телеги в качестве вида транспорта, ибо путь проходил по не очень твёрдой земле, и он боялся, что телега увязнет колёсами. Он соединил 4 деревянных балки с квадратным сечением в 4 дюйма стороной, две из которых, более короткие, были соединены насквозь более длинными, что имели длину, равную длине блока каждой колонны. Он вбил в торцы каждой колонны стальные стержни в виде хвоста ласточки и зафиксировал их там свинцом, поставив в поперечные деревянные детали железные кольца, куда стержни входили как оси. Он укрепил конструкцию, добавив две дубовые балки таким образом, что, когда быки тянули, блоки колонн свободно катились по земле до самого пункта назначения». (Рис. 2)
Рис. 2. А: Машина Ктесифона
Б: Машина Метагена По описанию Витрувия
Таким образом, Ктесифон при помощи цилиндрического блока колонн создал каток, аналогичный тому, что используется в сельском хозяйстве. Катящаяся часть в его варианте сопадала с перевозимым грузом. Витрувий отмечает сходство с существующей машиной: «изобретение этой машины скопировано с катка, при помощи которого мы выравниваем аллеи палестр».
Второй механизм, использовавшийся для перевозки мегалитов, описанный Витрувием, был создан для перевозки прямоугольных блоков, которые невозможно было катить. «Метаген, сын Ктесифона, создал другую машину для перевозки архитрав и других предметов. Она состояла из двух колёс 12 футов (3,60 м) и он поместил архитрав между двух колёс. Он так же поставил там металлические стержни и кольца, таким образом, что, когда быки тянули машину, стержни, помещённые в железные кольца, вращали колёса. Таким образом архитравы, зажатые между колёс как оси, были перевезены на место стройки»9.
Витрувий упоминает только истории изобретения этих механизмов. Но эти две машины, исключительные по своей простоте и эффективности, широко использовались для перемещения тяжёлых предметов при постройке больших сооружений. Следы использования машины Метагена обнаруживаются вплоть до Сицилии10.
Рис. 3.
Более сложные машины используют блоки, их различные конфигурации позволяют увеличить нагрузку; эти машины также подробно описаны автором «Десяти книг». Напомним кратко терминологию, введя несколько формул, позволяющих подтвердить их (уже известную) эффективность (рисунки 3 и 4).
Самые простые из этих машин используют блоки. Блоки не уменьшают нагрузку, наоборот, они своим весом добавляют (немного) дополнительный вес, который необходимо поднять. Смысл использования блока в изменении направления усилия рабочего – вместо того, чтобы тянуть вес вверх, он должен тянуть верёвку вниз, что легко сделать, используя свой собственный вес. Первая машина, использующая рычаг – это лебёдка, мощность которой прямо зависит от длины рычага. Например, лебёдка с двойным рычагом (очень распространённая конфигурация) позволяет двум рабочим тянуть грузы до 100 кг, при том, что усилия каждого рабочего не превышают 15 кг11.
Рис. 4.
Следующий после лебёдки механизм – кОзлы. Он обычно состоит из двух ножек, соединённых в вершине и расходящихся у основания, соединенных сзади (иногда и спереди, чтобы избежать переворачивания механизма в случае разрыва кабеля) с лебёдкой на блоке или полиспасте. Преимущество этой контрукции – в её быстрой адаптации к разным грузам, от сотни килограмм до нескольких тонн, в зависимости от используемых блоков. Мы проиллюстрировали 4 разных конфигурации с одними и теми же ножками – одна лебёдка с одним блоком даёт 120 кг, лебёдка и палиспаст с 5 блоками – 720 кг, кабестан (лебёдка с вертикальной осью) и палиспаст с 5 блоками – 2000 кг, и, наконец, барабан, в котором крутятся рабочие (так называемое «беличье колесо», использовалось в карьерах до начала XX века) и палиспаст с 5 блоками – 3 тонны.
Наконец, для особо тяжёлых грузов (более 3–4 тонн) монтаж с использованием большого барабана, в котором может крутиться 4–5 человек (а то и больше) позволяет поднимать до 10 000 кг. В таких условиях машина делается специально для больших тяжестей, барабан крепится напрямую к ножкам козел, высота которых может достигать впечатляющих размеров (10–15 метров).
Рис. 5. Рельеф из гробницы Гатерия, находящийся в музее Ватикана
К счастью, римские барельефы иллюстрируют тексты Витрувия и подтверждают регулярное использование подобных машин12. Наиболее полное изображение находится на рельефе из гробницы Гатерия, находящемся в музее Ватикана, в залах, посвящённых коллекции Латерана (рисунок 5). Машина, практически целиком изображённая на мраморной плите, представляет собой козлы с барабаном, который крутят 5 человек, тогда как ещё двое, на земле, придеоживают барабан, чтобы иметь возможность остановить его в любой момент при помощи переброшенных через него кабелей. Семь палиспастов, 5 спереди, 2 сзади, обеспечивают натяжение канатов, тогда как большой вертикальный палиспаст с 4 блоками управляет подъёмом груза. Видны также выступы, позволяющие подняться на самый верх механизма, где двое других рабочих закрепляют плетёную крышу, в которую воткнуты украшения-ветви – традиция, просуществовавшая у кровельщиков до XX века13.
Подъём больших монолитных колонн требовал специальных машин, схема которых (см. рисунок 6) не изменилась до XIX века. Колонна укладывается на «уголок», одна из сторон которого ориентирована вертикально. Потянув за вертикальную часть до того уровня, чтобы опустить её на уровень земли, при помощи кабелей и кабестана, мы поднимаем другую часть, а вместе с нею и колонну. Машина изначально ставится в такое положение, чтобы подъём и установка (в нужное место) колонны проходили одновременно14.
Рис. 6. Машина для подъёма больших монолитных колонн
Прежде чем перейти к описанию Баальбека, упомянем три более современных случая перевозки мегалитов, которые использовали механизмы, схожие с теми, что знали античные строители. В хронологическом порядке это: перевозка гранитного мегалита в Санкт-Петербурге, перевозка Луксорского обелиска и перевозка монолита Муссолини.
1 250 000 килограмм весит гранитный блок, который императрица Екатерина II (1762–1796) приказала перевезти в Санкт-Петербург (ныне Ленинград) для использования в качестве цоколя конной статуи Петра Великого. Скорее всего, речь идёт о самом большом камне, который когда бы то ни было перемещал человек, он в полтора раза тяжелее блока трилитона15.
Выбранный блок гранита находился в 6 км от моря на берегу Финского залива, вне болотистой местности, которую тем не менее было необходимо пересечь, дабы избежать существенного увеличения длины маршрута, который, к тому же, проходил бы по пересечённой местности.
Ответственный за операцию инженер, граф Карбюри, так хорошо подготовился к перевозке камня, что она потребовала всего 64 человека. Столь малое число задействованных рабочих впечатляет не меньше огромного веса монолита.
Карбури постепенно подсунул под камень два полоза 13 метров в длину, 49 см в ширину и 43 см в высоту. В нижней поверхности был выдолблен канал, в котором была зафиксирована металлическая полоска (сплав медь-олово-галмей). 7 поперечных перекладин подерживало структуру. Полозья скользили, или даже катились по двум парам деревянных балок, сменяющим друг друга по мере продвижения груза и игравшим роль твёрдого основания для полозьев. Поверхность этих «рельсов» содержала канал, похожий на тот, что был проделан в полозьях – вместе они составляли цилиндрический канал, позволяющий поместить между грузом и дорогой шары из того же сплава, что и полоска полозов, диаметра 13,5 см, по 16 шаров на каждом полозе16.
Рис. 7. Чертежи машины, разработанной для перемещения Гром-камня
Кабели, которыми тянули груз, проходили через 2 полиспаста с тремя блоками каждый, оборачиваясь вокруг двух кабестанов, на каждом из которых работало по 32 человека. Каждый рабочий прикладывал усилие в 20 кг, общее усилие получалось в 1280 кг. Прикладывая эту мощность напрямую к камню, она позволила бы протащить камень максимум в 1920 кг. Изобретательность человека позволила протащить на 6 км глыбу в 450 куб. м, весящую 1250 тонн17. Топография местности не была идеальной. Болото – сложная местность для перевозки грузов, поэтому инженер решил дождаться морозов для начала перевозки. Несмотря на морозы, некоторые места не замерзали насквозь из-за «жирного ила». В таких местах необходимо было снять слой ила и заменить его на гравий, перемежавшийся слоями со стволами молодых елей. Очень быстро влажность поднималась по новым слоям и замерзала, скрепляя их достаточно для того, чтобы прошёл груз. Эти манипуляции замедляли продвижение груза, и до берега моря, где камень ждал плот, он добрался «всего» за 6 недель.
Полезно рассмотреть детали тянувшей камень машины, чтобы лучше представлять её эффективность. 64 рабочих были распределены на 8 рычагов каждого кабестана, таким образом, на каждом рычаге работало по 4 человека. Рычаги были по 2,60 м, среднее место приложения силы находилось на расстоянии 1,60 м от центра барабана, радиус которого был 10 см. Вышеупомянутая формула позволяет рассчитать усилие двух кабестанов – 20480 кг. Эта мощность умножалась при помощи полиспастов (2 параллельных полиспастов по 3 блока каждый), доходя до 61440 кг, но трение снижало эту цифру до 50000 кг. Таким образом мощность достигала 1/23 веса камня, чего было достаточно для его перемещения, ввиду высокой эффективности системы скольжения, снижавшей силу трения (см. рисунок 7).
Рис. 8. Транспортировка и установка обелиска Д.Фонтана, Ватиканская фреска (Фото Ж.П.Адама)
История технических изобретений слишком надолго несправедливо забыла о графе Карбюри, хотя он честно заслуживает место среди тех, кто делал невозможное или сверхчеловеческое.
От Нила до Сены
Наряду с рассмотрением переноса обелиска из Люксора, мы приступаем к изучению заметно отличающейся задачи, потому как в ней речь идет об установке каменного шпиля высотой 22,83 метра. Несмотря на массу около 200 тонн, которая уступала многим другим, как например, мегалиту Санкт-Петербурга, по причине своего вертикального положения этот обелиск вызывал большие трудности при манипуляциях. Заметим, прежде всего, что современные археологи крайне осудили бы подобную «эвакуацию». Однако если рассматривать ее в контексте 1830-х годов, эпохи, когда вся Европа с увлечением поглощала богатые плоды египетского строительства, возвеличенные гениальным открытием Шамполеона, и знать, в каких условиях монумент был доставлен во Францию, приходится уступить по некоторым критериям. Более того, это техническое решение является ценнейшим опытом в работах по подъему монолитных колонн в греческой и античной Африке. На самом деле, приспособления, которые использовались для укладки обелиска, его перемещения и установки, были морскими машинами с блоками, полиспастами и лебедками, соответствующими развитию греческой и римской техники18.
Должно быть, при прежнем египетском царе Мехмете-Али этот монумент был перевезен во Францию и стал предметом восхищения там, а не на берегах Нила. Следом после услуги, оказанной Франции, египетский правитель предложил Шарлю Х одну из двух «колонн Клеопатры» в Александрии. Подобное же предложение было выдвинуто к Англии, однако подарок был отвергнут ввиду слишком больших сложностей доставки. Франция же приняла подарок и выбор был сделан в пользу одного из двух обелисков Луксора, которые считались красивее и сохранились лучше, чем памятники Александрии.
Экспедиция, назначенная для перевозки монолита, была создана под руководством лейтенанта судна Верника Сен-Мор (будущего министра военно-морских сил), в то время как техническая подготовка была отведена инженеру Леба (будущему хранителя Музея военно-морских сил). Для приема удивительного груза в доках Тулона был построен специальный корабль, получивший символичное называние Луксор. Речь шла о барже длиной 39 метров с малым водоизмещением (2,4 метра при загруженности), которая могла переправиться через Нил, далее идти до Верхнего Египта по течению реки с песчаными берегами. На самом деле, если путь и занимал так много времени (отправление из Тулона в апреле 1831 года и прибытие в Париж в декабре 1833 года), то это было главным образом связано с водоизмещением судна, которое вынуждено было ждать подъема вод Нила, как для того, чтобы совершить погрузку в Луксоре, так и для того, чтобы выйти из него.
После пересечения Средиземноморья Луксору потребовалось пройти 700 км против течения по большой реке, прежде чем он прибыл в место назначения; во время этого путешествия он часто садился на мель, вынуждая экипаж тянуть судно с помощью лебёдок, соединенных с якорями, выбрасываемыми за борт или со сваями. Наконец, 14 августа баржа достигла пункта назначения и пришвартовалась перпендикулярно реке в 300 метрах от обелиска.
Леба, прибывший туда за две недели до Луксора, уже подготовил площадку и дамбу с пологим склоном, которая протянулась до места погрузки. Таким образом, обелиск был окружен плотной защитной обшивкой, очевидная эффективность которой была компенсирована значительным увеличением веса. Для сопровождения спуска гранитного исполина, была построена огромная рама из восьми подъемных опор, по четыре с каждой стороны, соединенные между собой сверху балкой, которая заставляла их работать одновременно и управлялась талями. Все было подготовлено 31 октября и это позволило приступить к процессу укладки.19
Первым этапом монолит был опущен на базу до положения под наклоном до середины его высоты, вторым этапом от положения под наклоном он был опущен сверху на ребро и теперь находился на склоне платформы, прежде чем был погружен на судно. Леба настолько четко просчитал эту операцию, что она прошла за двадцать пять минут без малейших проблем.
Обелиск, который тянули четыре таля, был направлен на Луксор, носовая часть которого была открытой. Однако время от времени воды Нила понижались и баржа находилась в окружении суши, в сотне метров от берега. Пришлось ждать на протяжении долгих месяцев, чтобы вода реки поднялась и могла доставить корабль, установка произошла только 25 августа. Вновь обездвиженный песчаными берегами вала Розетты, Луксор прибыл в Александрию лишь 12 января 1833 года. В этом порту экипаж также вынужден был более двух месяцев ожидать буксирное судно Сфинкс.
Рис. 9. Рим. Обелиск из Гелиополиса XV в. до н.э., воздвигнутый сперва в Большом цирке (лат.Циркус Максимус), а позже близ Сен-Жен-де-Латран в 1588 году Домиником Фонтана (Фото Ж.П.Адама)
Наконец, 12 мая оба судна, одно из которых буксировало другое, прибыли в Тулон, который стал промежуточным портом, потому как было еще необходимо обогнуть Испанию и пройти вверх по Сене до Парижа, где корабль должен был причалить 23 декабря вблизи моста Согласия20.
Этим все не завершилось, теперь на большой парижской площади необходимо было провести операцию, обратную той, которая была проведена на берегах Нила согласно подобному порядку, однако в этот раз обелиск нужно было поднимать вверх. Окруженный десятью подъемными мачтами, по пять с каждой стороны, приводимыми в движение 10 полиспастами, обелиск был наконец установлен на основание в присутствии тысяч взволнованных и восхищенных парижан21.
Как император
Рис. 10. Мраморный блок для обелиска Муссолини
Насколько это всем известно, Бенито Муссолини был скрытным человеком, и для него было очень просто принять решение установить в Риме в 1928 году обелиск, который мог сравниться с крупнейшими когда-либо установленными монументами. Материалом был выбран белый мрамор высочайшего качества, который добывали в знаменитых Каррарских каменоломнях, расположенных в горах, недалеко от побережья и на востоке города Ла-Специя.
Несмотря на свою зрелищность, два первых этапа операции не представляли какого-либо археологического интереса потому как заключались в добыче необходимой массы мрамора в горах с помощью пилы со спиральным лезвием, после чего, 28 ноября 1928 года блок спустили с добывающей платформы в долину с помощью канатной системы из стальных тросов. С этого момента с интересом прослеживается использование техник античности. Мраморный параллелепипед длиной 32 метра и 2,5 метра в квадратном сечении весил 56022 тонн (рис. 10), что было внушительной массой, к которой необходимо было добавить вес защитной обшивки, которую можно было сравнивать с примером обелиска из Луксора и нижняя часть которой заменяла салазки.
Рис. 11. Транспортировка монолита Муссолини (Фото Ранда).
Для груза была составлена упряжь из шестидесяти попарно соединенных быков, их движение облегчалось большим количеством деревянных бревен, которые постепенно перемещались вместе с продвижением обоза (Рис. 11). Впрочем, наиболее тяжелой работой в этом было постоянное перемещение этих пихтовых стволов сзади в переднюю часть огромного груза. Другим фактором, благоприятным для перевоза, был искусственно облегченный уклон, который значительно способствовал движению упряжи.
По прибытии в Марина-ди-Каррара, удивительная вереница была распущена, и монолит, погруженный на паром, везли по морю буксиром до Тибра, откуда его могли доставить в столицу. После придания ему формы и окончательной шлифовки, обелиск был воздвигнут на Итальянском Форуме, вблизи олимпийского стадиона на северо-западе Рима.
Баальбек. Храм Юпитера Гелиополитанского, Южная сторона. Мегалитический подиум у подножия центрального подиума. (Фото Ж.П.Адама).
В таком горделивом поиске технических подвигов итальянский диктатор лишь повторил поступок Диоклетиана, который воздвиг огромную монолитную колонну в Александрии, столице мыслителей греческого мира и наследия египетской цивилизации23. Такая копия обелисков «на римский лад» состояла из ствола из цельного куска гранита высотой 20,46 м, диаметром основания 2,71 м и весом 285 000 кг. Установка такого монумента в Египте для римлян была демонстрацией их самолюбия в сравнении с многочисленными образцами мегалитической архитектуры. Именно с такой точки зрения следует рассматривать построение монументов в Баальбеке. На этой восточной территории, которая когда-то была финикийской землей, завоеванной Помпеем в 64 году до н.э., планировалось построить монументальный храм, который превзошел бы все, что могла представить лучшая местная архитектура из мегалитов, и чтобы таким образом эта отдаленная колония могла свидетельствовать о несравнимой мощи Империи24.
Впрочем, важно помнить о том, что в этом регионе римляне значительно увеличили количество храмов, построенных из камней редких масштабов как по вышеупомянутым политическим причинам, так и потому, что местные мастера участвовали в строительстве и использовали свои методы и традиции25. В статье Е.Уилл подчеркивает такое положение дел и приводит большое количество документальных свидетельств в поддержку этого наблюдения26.
Рис. 12. Баальбек. Трилитон (М.Ж.Фруадево)
Чтобы лучше представить масштаб выполненной работы и рассмотреть использованные в ней решения, необходимо присвоить номера наиболее тяжелым блокам трилитона27. Как на это указывает его название, этот ансамбль состоит из трех плит, длиной соответственно 19,6 м, 19,3 м и 19,1 м, при высоте 4,34 м и уходящих вглубь на 3,65 м. Их средний вес достигает приблизительно 800 тонн. Эта циклопическая кладка располагается на мегалитическом фундаменте, каждый камень из которого имеет длину около 10 м при среднем весе 350 тонн (Рис. 12). При том, что подиум является незавершенным, только этот фундамент выглядит законченным с трех сторон: северной, западной и южной. Такое собрание плит огромного размера является уникальным для всей Античности и завершение этого строительства сделало бы это произведение еще более великолепным и беспрецедентным (Рис. 13). Однако «Южная плита», предназначенная для того же сооружения, даже превосходит остальные при длине 21,5 м, ширине 4,3 м и высоте 4,2 м, достигая массы 970 тонн (Пл.I и II).
Мы не касаемся археологического вопроса установления возраста и дат, оценивая, что в техническом плане это сооружение, хотя и совпадает с римской программой, скорее относится к финикийской традиции. Отметим, что в стандартной хронологии строительства мегалитический подиум должен был строиться после завершения центрального фундамента28.
Рис. 13. Баальбек. Храм Юпитера Гелиополитанского, трилитон и воссозданный вид фасада.
Рассмотрев три примера Санкт-Петербурга, Луксора и Каррары, мы можем с более ясным пониманием обратиться к случаю этого мегалитического ансамбля, и в особенности – установлению трилитона.
Каменоломня Шейха Абдалла находится на среднем расстоянии от святилища (800 м) и, на основе изучения камня, стало известно, что околка камня проводилась на месте добычи путем переноса минимального веса в форме малейшего объема; таким образом, блоки могли быть вырезаны и напрямую перемещены к месту их расположения. В нашем понимании предполагается применение двух эффективных способов тяги: помещение груза на деревянные ролики из кедра29 и приведение его в движение с помощью упряжи быков или мулов, или лебедок, управляемых рабочими30, рис. 14.
Рис. 14. Вырубка, перенос и установка блоков трилитона. Ж.П.Адам
Чтобы доставить материалы от каменоломни до места строительства, было необходимо подготовить дорогу, на которой в длину располагались деревянные брусья с целью создания прочной поверхности для движения роликов. Учитывая различия в уровнях в месте добывания и святилищем, перенос блоков первых слоев облегчался тем, что его проводили по наклонной поверхности31. С переносом каждого слоя дорога возвышалась до достижения высшего уровня. Таким образом, перенос и укладка обеспечивались одной операцией и вертикальное перемещение было полностью исключено32.
Чтобы решить проблему Баальбека более полно, мы обратимся к рассмотрению установки наиболее тяжелых блоков, то есть одной из плит массой 800 000 кг, которая входит в состав трилитона; вопросы относительно элементов меньшей массы можно будет далее решить с помощью логических выводов.
Таким образом, один из камней был полностью отколот от скалы и помещен на бревна. Дорога из брусьев, по которой передвигался состав, была плоской и твердой поверхностью, позволяющей снизить изначальную нагрузку до 1/12 ее значения, то есть до 66 600 кг33. Учитывая, что один бык мог выполнять работу по перемещению 80 кг в секунду34 на протяжении одного часа, можно расчитать, что необходимо 825 таких животных для обеспечения передвижения одного из камней трилитона по горизонтальной поверхности.
Рис. 15. Перемещение груза по глинистой дороге, выложенной деревянными брусьями
Кроме того, обычно оценивают, что один бык способен тянуть груз в 1 000 кг, помещенный на воз. Если рассматривать перемещение блока массой 800 000 кг на роликах, можно рассчитать, что для его транспортировки необходимо 800 быков, при учете данных экспериментов, полученных аналитическим методом.
Масштаб этого стада являлся бы основной преградой его использования: не только потому, что было невозможно объединить такое количество животных, но потому что их количество делало невыполнимым создание упряжи и управление ею.
Рис. 16. Транспорт на салазках и роликах. Лебун из Нант, Лиси (Фото Ж.П.Адама).
С другой стороны, известно, что тягловые животные ограниченно использовались для перемещения больших грузов35.
На самом деле, в Античности не использовали вереницу из парной упряжи животных. Интересовались ли тогда идеей запряжения тягловых животных в повозку? Конечно, ярмо было известно как приспособление для создания парной упряжи быков. В случае обычного груза, дышло закреплялось напрямую между двумя животными, однако если речь шла о перевозке тяжелого груза, каждая пара быков была привязана к грузу тягловым тросом или дышлом, и в таком случае получалась расстановка, крайне негативно влияющая на эффективность работы36.
Рис. 17. Перемещение на салазках и роликах по дороге, выложенной из деревянных брусьев (Фото Ж.П.Адама).
Подтверждение применения такого типа упряжи мы находим у Ксенофона, в его описании способов, используемых Сирусом для обеспечения перемещения тяжелых колонн, высотой 18 футов37. Каждая колонна была оборудована колесами, с 8 дышлами, в которые были запряжены 8 пар быков, тянувшие спереди. При таких условиях, уточняет Ксенофон, каждая пара быков тянула груз массой 15 талантов (1 талант= +/-26 кг ), что в сумме дает 390 кг и является низким показателем. Машину массой в сумме 120 талантов (3120 кг) можно было бы буксировать с помощью лишь 3 быков при упряжке вереницей38.
Успех транспортировки монолита из Каррары, который тянула упряжка из быков, в действительности зависел от двух дополнительных особенностей: прежде всего, постоянная покатость склона, а также то, что пары быков тянули в ряду только по три троса. Вот почему, несмотря на кажущуюся простоту этого источника энергии, хотелось бы обратиться к примеру использования человеческой силы, в котором недостаточная сила мышц компенсируется преимуществами технических приспособлений для усиления.
В случае тяги с помощью лебедок длительность перемещения немного увеличивается, так как сокращается расстояние, пройденное грузом, в пользу силы, а также поскольку необходимо обеспечить установку и крепление машин. Преимущество такого процесса основано на значительном сокращении рабочих и большой точности выполнения работ, позволявший проводить установку блоков на другие и сбоку остальных. Обратим внимание на установку лебедки с параметрами, аналогичными используемым графом Карбюри для его машин, и соответствующими принятым в то время нормам, однако сокращенными до шести по количеству брусьев. На каждую лебедку требовалось по 4 рабочих на одну перекладину, в общей сложности количество составляло 24 человека. Высказывались сомнения в том, что такой механизм был менее мощным, чем с применением силы 32 человек, работающих на 8 перекладинах, однако при увеличении количества лебедок, следует также увеличить количество тросов. Это повлекло бы за собой увеличение риска их разрыва в течение более долгой транспортировки, что было значительной проблемой в Античности с учетом того, что оплетка троса была не столь крепкой, как в XVIII веке, если соблюдать коэффициент безопасного предела прочности39.
Сила, которую прилагали 24 мужчины на лебедке с 6 перекладинами, в расчете по 20 кг на человека, составляла 480 кг. Если принять центром приложения силы участок в 1,70 м от центра вращения и участок вала в 10 см40, эта сила составляет (для горизонтального ворота) 8,160 кг.
Рис. 18. Трилитон в Баальбеке. Окончательная фаза транспортировки.
Четыре троса из пеньки, обеспечивающие тягу каждых четырех тонн, закручены вокруг валов и действуют на груз посредством таля с двумя шкивами, доводящими мощь машины до 16 320 кг; однако эта мощность сокращалась до 13 056 кг с учетом коэффициента трения. Шесть из этих механизмов, на которых работали 144 человека, обеспечивавших мощь тяги в 78 336 кг при повышенной мощности, должны были гарантировать перемещение каждого из блоков трилитона. Мы заметили, что условия их транспортировки исключали перемещение в вертикальном направлении, потому как каждый из камней был доставлен к месту кладки путем тяги в горизонтальном положении. Установка этих гигантских блоков требовала особенного их расположения, чтобы их фиксация была выполнена с поразительной точностью.
Этот финальный этап требовал еще более значительных усилий от механизмов, потому что грузы необходимо было снять с роликов, прежде чем доставить их к месту установки, и при затруднениях необходимо было приподнять блок для того, чтобы извлечь деревянные брусья, а это вызвало бы большие трудности, которых старались избежать. Чтобы сократить трение камней, единственным решением было смягчить поверхность, на которую их должны были доставить, с помощью сырой глины.
Баальбек. Неоконченный мегалит в каменоломне Шейха Абдалла (Фото Ж.П.Адама)
С учетом сильного давления сокращение коэффициента трения было слабым, но тем не менее заметным: удалось бы сократить вес груза на треть от начального значения, то есть до 533 тонн.
Необходимо вернуться к лебедкам с восьмью брусьями, управляемым 32 мужчинами, развивающими силу 640 кг (рис.18). Преобразованная воротом, эта сила составляет (при той же длине рычага и том же участке приложения силы, что раньше) 10 880 кг. Наконец, необходимо 16 таких машин и 512 человек, развивающих мощность 556 896 кг, чтобы установить каждый из трех огромных блоков41. Точное направление груза и корректировка траектории обеспечивались симметричным расположением лебедок, на которых можно было работать то с одной, то с другой стороны.
Установка, представленная на рисунке, должна была распределить силу тяги в нескольких точках спереди и сзади груза, однако при приближении груза к предшествующему блоку, необходимо было убрать все соединения передней части и перенести все тросы к задней, чтобы обеспечить прочное соединение плит. На той же иллюстрации показан механизм одной из лебедок, используемый для прочного закрепления. Было на самом деле необходимо обеспечить большую силу сопротивления для тягового механизма, чем та, которая требовалась для тяги груза, благодаря которой машина передвигалась. Устройство, изображенное на рисунке, состоит из анкерной бороны, погруженной в землю в зоне отсыпки грунта, на которую она опирается. Этот метод не нужен в случае, если поверхность является искусственной, и достаточно было предусмотреть перемещение лебедок перед полной отсыпкой грунта, прежде чем размещать бороны, анкерные тросы которых выходили из грунта. В случае, если поверхность была плотной и естественной, рытье котлованов для борон было более трудоемким, поэтому применялся ряд свай, укрепленных подкосами. Наконец, в случае каменистого грунта, необходимо было путем каменной отсыпки искусственно создать инертную массу большего веса, чем груз, на которой необходимо было его закрепить42.
При том, что камни плотно пригонялись друг к другу в месте их размещения, чтобы обеспечить их точную установку по прямой линии, проводилось обтесывание их лицевой стороны, что позволяло избавиться от возможных легких расхождений, которые могли появиться в результате выбирания тросов.
В заключении этого короткого исследования мы пришли к обоснованному, можно сказать, объяснимому человеческими факторами решению спорного вопроса об установке мегалитов Баальбека.
Предложенные аргументы, если и обращаются к современным математическим формулам, прибегают к ним лишь для объяснения производительности и эффективности машин и процессов, которые были известны и применялись на практике строителями в Античности.
Возникает археологическая задача, которая состоит в определении того, кто изобрел эти техники и в какой исторический промежуток это произошло. Зная то, что египтянaм не были известны шкивы43, вполне логично объяснить изобретение этого важного механизма для всех машин, использующих тросы и тали, а далее всех использующих подобный механизм устройств для подъема и выбирания каната, народом мореплавателей, таким как минойцы или финикийцы44. Следует надеяться, что однажды подводная археология найдет удовлетворительный и детальный ответ на этот вопрос, важность которого нельзя недооценивать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий