Помните эпизод из "Приключений капитана Врунгеля", когда Христофор Бонифатьевич учит Фукса названиям судовых снастей при помощи игральных карт? Недавно я нашел реального исторического персонажа, который якобы на самом деле использовал такой метод обучения в своей практике. И вообще по находчивости он мог вполне посоревноваться с капитаном Врунгелем. Знакомьтесь: эстонский капитан Кихну Йыннь.
На самом деле нашего героя звали Энн Ууэтоа. Однако в кругу эстонских мореходов он был известен под прозвищем Кихну Йыннь, то есть Йыннь с острова Кихну.
Кихну - небольшой остров в Балтийском море у берегов современной Эстонии. Вся жизни его обитателей связана с морем. Мужчины либо ловили рыбу, либо на самодельных трёхмачтовых парусниках возили в ближайшие порты булыжники, необходимые для строительства волнорезов и каменных набережных.
О Кихну Йынне до сих пор ходит много разнообразнейших рассказов, в которых почти невозможно различить, где кончается истина и начинается выдумка.
Кихну Йыннь был необычным капитаном: он не имел никакой теоретической подготовки, и в то же время управлял кораблем нисколько не хуже тех, кто по нескольку лет проучился искусству кораблевождения! Правда, поговаривают, что Кихну Йыннь все же занимался в «мореходке»... полтора дня, после чего махнул на учебу рукой.
Рассказывают, что как-то Йыннь пустился на паруснике «Сиймон» через океан в Америку. Пошел туда, совершенно не умея пользоваться секстантом. И все же доплыл благополучно... следуя в кильватере за шедшим туда же шведским кораблем! На обратном пути, пользуясь только компасом и лагом, он добрался благополучно до Европы. Добрался с небольшим отклонением: вместо Англии вышел... к берегам Норвегии. Но и тут Кихну Йыннь не растерялся: «Во всем виноват, конечно, Гольфстрим!» — заявил он.
Кихну Йыннь был любителем острых ощущений, часто играл со смертью в прятки. Найдет, бывало, старое, пришедшее в негодность судно, на которое другие капитаны не осмеливались и ногой ступить, и пускался на нем в плавание. Набрать команду на такое судно не так-то просто. Опытных моряков в таких случаях никаким калачом не заманишь. Йыннь набирал новичков в морском деле, которые и в парусах-то не разбирались. Но не беда. Кихну Йыннь выходил и из этого положения. Он прикреплял к снастям игральные карты и в рейсе командовал примерно так: ребята! Поднять «пиковый туз», ослабить «семерку червей»! Говорят плавание проходило нисколько не хуже, чем с бывалыми моряками.
Кихну Йыннь не терялся в любой обстановке. Как-то поздней осенью вел он свой парусник на зимовку в Пярну. Но не дошел. В двух километрах от порта его корабль вмерз в лед. И что вы думаете, и тут он не потерял присутствия духа! Выпилил в борту судна кусок обшивки, приобрел кузнечный инструмент и начал подковывать крестьянских лошадей, возивших по ледяной дороге грузы с островов на материк.
Много раз тонул Йыннь. Но до поры, до времени Нептун миловал старого моряка. Последний свой рейс морской волк совершил на паруснике «Рок Сити», который шел из Балтики в Англию. По пути датский пароход врезался в борт парусника. Пробоину кое-как залатали. Но вскоре разразился шторм, и судно, набрав воды, затонуло. Часть команды спаслась, остальные моряки, в том числе и Кихну Йыннь, погибли. Тело Йыння нашли потом на датском побережье, привязанным к мачте. Датские моряки, хорошо знавшие Кихну Йыння, похоронили его на своей земле.
В 1992 году останки Кихну Йыння и судового плотника Карла Йерквельта были возвращены в Эстонии и перезахоронены на кладбище острова Кихну.
В Пярну в честь отважного капитана установили двухметровый памятник.
Имя Йыння до сих пор популярно в Эстонии. Про него пишут книги.
В честь него называют корабли.
И даже сорта пива...
Вот таков был Кихну Йыннь - эстонский капитан Врунгель.
Источник
На самом деле нашего героя звали Энн Ууэтоа. Однако в кругу эстонских мореходов он был известен под прозвищем Кихну Йыннь, то есть Йыннь с острова Кихну.
Кихну - небольшой остров в Балтийском море у берегов современной Эстонии. Вся жизни его обитателей связана с морем. Мужчины либо ловили рыбу, либо на самодельных трёхмачтовых парусниках возили в ближайшие порты булыжники, необходимые для строительства волнорезов и каменных набережных.
О Кихну Йынне до сих пор ходит много разнообразнейших рассказов, в которых почти невозможно различить, где кончается истина и начинается выдумка.
Кихну Йыннь был необычным капитаном: он не имел никакой теоретической подготовки, и в то же время управлял кораблем нисколько не хуже тех, кто по нескольку лет проучился искусству кораблевождения! Правда, поговаривают, что Кихну Йыннь все же занимался в «мореходке»... полтора дня, после чего махнул на учебу рукой.
Рассказывают, что как-то Йыннь пустился на паруснике «Сиймон» через океан в Америку. Пошел туда, совершенно не умея пользоваться секстантом. И все же доплыл благополучно... следуя в кильватере за шедшим туда же шведским кораблем! На обратном пути, пользуясь только компасом и лагом, он добрался благополучно до Европы. Добрался с небольшим отклонением: вместо Англии вышел... к берегам Норвегии. Но и тут Кихну Йыннь не растерялся: «Во всем виноват, конечно, Гольфстрим!» — заявил он.
Кихну Йыннь был любителем острых ощущений, часто играл со смертью в прятки. Найдет, бывало, старое, пришедшее в негодность судно, на которое другие капитаны не осмеливались и ногой ступить, и пускался на нем в плавание. Набрать команду на такое судно не так-то просто. Опытных моряков в таких случаях никаким калачом не заманишь. Йыннь набирал новичков в морском деле, которые и в парусах-то не разбирались. Но не беда. Кихну Йыннь выходил и из этого положения. Он прикреплял к снастям игральные карты и в рейсе командовал примерно так: ребята! Поднять «пиковый туз», ослабить «семерку червей»! Говорят плавание проходило нисколько не хуже, чем с бывалыми моряками.
Кихну Йыннь не терялся в любой обстановке. Как-то поздней осенью вел он свой парусник на зимовку в Пярну. Но не дошел. В двух километрах от порта его корабль вмерз в лед. И что вы думаете, и тут он не потерял присутствия духа! Выпилил в борту судна кусок обшивки, приобрел кузнечный инструмент и начал подковывать крестьянских лошадей, возивших по ледяной дороге грузы с островов на материк.
"Рок Сити" - последний корабль Кихну Йыння
Много раз тонул Йыннь. Но до поры, до времени Нептун миловал старого моряка. Последний свой рейс морской волк совершил на паруснике «Рок Сити», который шел из Балтики в Англию. По пути датский пароход врезался в борт парусника. Пробоину кое-как залатали. Но вскоре разразился шторм, и судно, набрав воды, затонуло. Часть команды спаслась, остальные моряки, в том числе и Кихну Йыннь, погибли. Тело Йыння нашли потом на датском побережье, привязанным к мачте. Датские моряки, хорошо знавшие Кихну Йыння, похоронили его на своей земле.
Надгробный камень Кихну Йыння
В 1992 году останки Кихну Йыння и судового плотника Карла Йерквельта были возвращены в Эстонии и перезахоронены на кладбище острова Кихну.
Памятник Йынню в Пярну
В Пярну в честь отважного капитана установили двухметровый памятник.
Имя Йыння до сих пор популярно в Эстонии. Про него пишут книги.
В честь него называют корабли.
И даже сорта пива...
Вот таков был Кихну Йыннь - эстонский капитан Врунгель.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий