воскресенье, 24 апреля 2016 г.

О пяти самых необычных деньгах современности

Money


Здесь не будет набивших оскомину каменных монет острова Яп, ракушек Соломоновых островов и прочих купюр в 10 квинтиллионов пенге, о которых знает каждый. Тем более, что все они - уже дани истории.

В мини-рейтинг Альманаха вошли необычные предметы и средства, которые и в наши дни служат для регулярных денежных расчётов между людьми.

К примеру, знаете ли вы, что деньги могут быть съедобными?

Да, могут. И открывают пятёрку необычных.

1. Сыр

Cheese

В провинции Эмилия-Романья на севере Италии банк Credito Emiliano принимает стандартные головы сыра Пармезан в качестве обеспечения по кредитам сыроделам. В его подвалах скопилось уже 17 тыс. тонн сырной продукции. Каждая голова оценивается в 300 евро. Благодаря тому, что процесс сыроделания жёстко стандартизован, а вся продукция маркируется и нумеруется, головы сыра имеют чётко понятную стоимость. И сыроделы время от времени рассчитываются ими между собой, а также с подрядчиками.

2. Минуты

В разных странах, включая Кению, Нигерию, Египет и Зимбабве, сотовый телефон означает банк в кармане. И люди там используют свои предоплаченные мобильные минуты в обмен на деньги, или на товары и услуги. Очень часто предоплаченные минуты могут быть потрачены в магазинах для мелких сделок. Причём доллар мобильный равен доллару товарному. А перевод "валюты" осуществляется нажатием нескольких клавиш.

3. Купоны

canadian-tire-money

В 1958 году компания Canadian Tire ввела поощрительные купоны для покупателей своих шин. Ими можно было оплачивать часть покупок в фирменных магазинах. Причём, в отличие от российских купонов МВидео или Эльдорадо, канадские не имели ограничений по сроку действия. Впрочем, их номинал был от 5-10 центов до 1-2 долл. Совершенно неожиданно, эти бумажки стали популярными у канадцев, и многие другие магазины, бары, отели начали принимать их от клиентов в качестве частичной оплаты товаров и услуг.

4 Бутылочные крышки

В 2005 году пивоваренный завод в Камеруне объявил конкурс, где покупатели могли выиграть призы по коду, нанесённому на внутреннюю сторону крышки пивной бутылки. Этот маркетинговый ход вызвал взлёт продаж, и другие компании начали проводить аналогичные конкурсы. Дошло до того, что призовые комбинации можно было найти под каждой крышкой. Выигрыши варьировались от минут на мобильные телефоны или новых бутылок пива до автомобилей класса люкс. В итоге люди стали использовать крышки для мелких расчётов. Например, за поездки на такси.

5. Серебряные карты

В 2007 году американец Рон Хельвиг создал технологию ламинирования небольших (до 1-2 г.) слитков серебра и золота, которая исключала их замену или подделку. Тонкая пластина драгоценного металла вместе с сертификатом подлинности закатывалась в пластиковый футляр, габаритами не превышающий обычную кредитку. Такие карты стали популярны в Нью-Гемпшире для мелких расчётов. Что любопытно, карточка с 0,5 г. серебра номинируется и котируется в 1 долл., тогда как рыночная стоимость металла - около 25 центов.

Как видим, у центробанков давно нет монополии на денежную эмиссию. По меньшей мере три функции денег может выполнять всё, что угодно. И даже не обязательно из материального мира. Лишь бы это нечто имело ценность в глазах широкого круга потребителей. Не случайно экономисты говорят:деньгами называется всё, что люди согласны принимать в качестве денег. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий