Пустяковый случай обернулся серьезным уголовным делом
Из обвинительного заключения прокуратуры:
«Плащенков Дмитрий Николаевич <…> обвиняется в том, что он, имея умысел на тайное хищение озимой пшеницы, хранящейся в помещении склада <…>, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, из корыстных побуждений, с целью реализации своего преступного умысла, подошел к левой части стены здания, где, просунув в имеющееся в стене отверстие принесенный с собой совок, таким образом незаконно проникнув в помещение склада, стал извлекать из него озимую пшеницу, которую стал ссыпать в принесенное им эмалированное ведро».
Сегодня часто можно услышать фразу: «Некоторые миллиардами воруют у государства, и до сих пор на свободе, а простого человека за ведро картошки посадят!» Говорят эту фразу риторически. Между тем, жизнь раз за разом доказывает, насколько это утверждение верно.
В суде Светлоярского района Волгоградской области рассматривают дело жителя поселка Нариман ДмитрияПлащенкова. Его обвиняют в грабеже. 78-летний мужчина якобы похитил со склада ведро зерна. Сумма ущерба – 81 рубль 61 копейка. И хотя вернул все мужчина сполна (в деле есть квитанция, что он внес в кассу предприятия 100 рублей), это ответственности с него не снимает. Сейчас он под подпиской о невыезде.
По сусекам наскребли на дело
Конечно, вор должен сидеть в тюрьме, а грабители и подавно. И чтобы прочувствовать всю глубину этого уголовного дела, мы отправились в поселок Нариман, где сошлись воедино все поднаготные составляющие деревенских законов жизни.
Дмитрий Плащенков – мужчина старой советской закалки, секретарь комсомола, работал на заводе, состоял в компартии. Три года назад он оставил квартиру в Волгограде детям и уехал к женщине в Нариман. Сколотил сарай, завел хозяйство… Как записано в материалах дела (дословно): «содержат различную птицу: 15 курей и 6 гусей».
- Я человек хозяйственный. А тут зерно рассыпается по дороге из машин, когда его везут на склад. Негоже это. Пошел к охраннику склада, спросил – можно я буду сметать зерно с земли, чтоб птицу кормить. Разрешили. Что ж тут плохого? – говорит дедушка.
А 7 декабря 2015-го его поймали стоящим на коленках с ведром у склада, где хранится зерно местного фермерского хозяйства. Ну как поймали…
- Я давно заприметила, как он к складам ходит: утром с тележкой, вечером – с ведром. В тот день как раз с проверкой начальник приехал. Гляжу, а дед опять в сторону складов с ведром пошел. Я за ним. Нашла его стоящим на коленках у стены одного из зданий. В одной руке совок с зерном, в другой – ветошь, которой он заделывал подкоп под складом. Сзади него стоит ведро, наполненное зерном. Хватаю ведро и жду, чем дело закончится, - рассказывает охранница СайбатДжанакаева.
- Ну какой подкоп? Там щель меньше сантиметра, здание старое. Если б дыра была, в нее все зерно из хранилища высыпалось, - возмущается дед.
Из обвинительного заключения прокуратуры (орфография и пунктуация сохранена):
«С собакой гулял и увидел у стены кучу зерна, которое высыпалось из щели в здании. Пошел домой, взял ведро, совок и веник, собрал этот мусор с земли. Заметая зерно, он сделал пару шагов вперед, в сторону стены склада, при этом ведро осталось у него сзади. Заметя последний совок, он повернулся к ведру, чтобы его ссыпать в него, но ведра на месте не было. Он поднял голову и увидел, что перед ним стоит женщина, с виду цыганской национальности, которая молча стояла и смотрела за его действиями. Он подумал, что она пытается у него украсть ведро, после чего он также как и она молча, подошел к ней и правой рукой взялся за дужку ведра и с силой дернул ведро в свою сторону, но она пыталась удержать его при себе. Все действия происходили молча, так как она ему ничего не говорила и он молчал».
Немая сцена…
- Я думал что цыганка (она смуглая такая) хочет украсть мое ведро. Женщина ж не сказала, что она охранник, что нельзя тут с земли собирать зерно, - негодует мужчина.
Простота из жизни советского прошлого, где в колхозе все общее, а значит ничье. Стереотипы, которые ломает нынешнее время. А, между тем, история, которая все больше напоминает анекдот, на этом не закончилась.
- Опешив от наглости деда, я звоню начальнику, который как раз отъезжал от соседского склада. Кричу ему: тут мужчина зерно у нас забрал, с ведром как раз на дорогу выходит. Езжайте ему наперерез, задержите, - вспоминает женщина. – Он его догнал, перегородил дорогу, и выбежал, чтоб схватить. А на тормоз авто не поставил. Пока с дедом разбирался, машина покатилась вниз. Пришлось начальнику догонять автомобиль, который уже летел в сторону чьего-то забора. Пока догонял свою «Ниву», дед зашел в свой дом, - продолжает рассказ Сайбат.
Из обвинительного заключения прокуратуры (дословно):
«Человек на машине предложил подвезти меня до дома, на что я отказался, тогда тот поехал дальше, а я пошел домой, где высыпал собранное им зерно курам».
«Тебя посодют, а ты не воруй!»
Вот так по зернышку, по ведерку, история закончилась для Плащенкова уголовным делом. Пострадавшие вызвали полицию, написали заявление на Плащенкова: мол, похитил ведро зерна, накажите по всей строгости. И наказали. Правоохранители возбудили уголовное дело. Прокуратура проверила законность и утвердила обвинительное заключение. Слова женщины-охранника, ее начальника, да ведро с совком приобщили к делу.
Выяснить, было ли зерно чистым со склада или вперемешку с землей, собранное у стены, уже не узнает никто – его курысъели. Но похитил зерно дед открыто и нагло, а это уже не просто кража, а грабеж, как выражаются, среди бела дня. Маховик закона запустили, и его уже не остановишь.
Как пояснил журналисту газеты «Комсомольская правда-Волгоград» адвокат некоммерческой организации «Коллегия адвокатов «Правозащита» Волгоградской области Владимир Бондарев, статья за грабеж не предусматривает примирения сторон и не зависит от суммы ущерба – хоть пять копеек забери, наказуем сам факт открытого хищения. И забрать заявление пострадавшие не могут, ведь в таком случае дело заведут уже на них – «за дачу заведомо ложных показаний».
- Это дело, на мой взгляд, переплюнуло все дела о «колосках» при сталинском режиме, как выражаются представители «либеральной общественности». Меня удивляет позиция силовиков, которые бездушно утверждает обвинительное заключение. И осудят Плащенкова. Пожилому человеку, честно прожившему жизнь, будет нанесена незаживаемая рана, которая уже не затянется. Мне по-человечески его жаль, – говорит адвокат.
Жалеет его и охранница Сайбат.
- Если б он пришел, покаялся, может, и дела бы не было, и суда. Но не пришел же, а наоборот хамовито себя ведет. А я лишь выполняла свою работу. Я должна была его задержать, я за это зарплату получаю.
Не в восторге от судебных забот и сам пострадавший –заместитель гендиректора фермерского хозяйства Николай Игнатов:
- Меня тоже утомили эти суды. Четыре раза уже ездил, а теперь посевная началась, вообще не до этого.
Как говорит адвокат, это все у них от зимнего безделья…
«А от кого нам тут закрываться?»
Мы приехали в поселок Нариман в полдень. Время обеденное, и жизнь в поселке замирает. В офисе фермерского хозяйства,куда заглянули пообщаться с пострадавшими от рук Плащенкова, тишина. Двери кабинетов нараспашку, на столах лежат документы, папки и ни души.
- А где все? – спрашиваю у единственного на все здание человека. Женщина сидела в одном из кабинетов за закрытыми дверями.
- На обеде, - отвечает, не поднимая глаз.
- А почему у вас все двери нараспашку? – недоумеваю.
- А от кого нам тут закрываться? У нас не воруют, - также недоуменно отвечает женщина.
На складах та же картина. Здания стоят в чистом поле, вокруг только ветер. 10 минут ищем охранника, находим на соседней территории за забором.
- Нет, склады это не моя территория, там девушка должна быть, она видимо на обеде, - говорит молодой человек.
Обед – святое дело, поэтому девушку мы не нашли, начальника охраны тоже, только мужчину встретили с пустым ведром по дороге на склад.
- А вы думали, в сказку попали? - смеется местная жительница. - Это же Нариман, здесь коммунизм канул в прострацию, и мы вместе с ним.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
"Нужен новый уголовный кодекс!"
Борис СМАГОРИНСКИЙ, председатель общественного совета при ГУВД по Волгоградской области:
- Для России это довольно типичная история, когда из-за палки колбасы или ведра картошки дознаватели должны выполнить массу работы, составить кучу документов и потратить на это время, которое лучше было бы уделить на более серьезные дела. Но у нас такое законодательство, что сделать это они обязаны. Давно говорят, что нужно упростить процесс судопроизводства в отношении таких дел. Нужны и новый УК иУПК. Сейчас в них приняли столько изменений и дополнений, что порой даже самый опытный сотрудник в них не разберется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий