среда, 30 марта 2016 г.

ПЕРВЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ АВИАПЕРЕЛЕТЫ В РОССИИ

Регулярные полеты по первой международной почтово-пассажирской линии Москва – Кенигсберг. Фото: aviator.guru
Регулярные полеты по первой международной почтово-пассажирской линии Москва – Кенигсберг. 
Утром 1 мая 1922 года летчик Иван Филиппович Воедило поднял свой самолет в воздух с московского аэродрома на Ходынском поле и полетел на запад, через Смоленск и Каунас, в германский Кенигсберг. Летчик был русским, а самолет — немецким, пятиместный пассажирский «Фоккер F III» с открытой кабиной пилота.
Тогда еще никто не знал, что полет не только положит начало одной из первых в мире регулярных пассажирских авиалиний, но и фактическим станет днем рождения сразу двух авиационных гигантов, существующих и в наше время, — российского «Аэрофлота» и немецкой «Люфтганзы».
Еще в ноябре 1921 года Советская Россия и германская Веймарская Республика учредили совместную акционерную компанию «Германо-Русское общество воздушных сообщений», или Deutsch-Russische Luftverkehrs A.G. (сокращенно Deruluft, или «Дерулюфт»). Совместное предприятие должно было наладить воздушную перевозку пассажиров и грузов между странами.
Германия, даже разбитая по итогам Первой мировой войны, обладала развитой промышленностью, в том числе авиационной. И Россия резонно рассчитывала во время совместной работы получить от немцев организационный, технический и производственный опыт их специалистов. С советской стороны в общество «Дерулюфт» вошли Народный комиссариат внешней торговли РСФСР и Народный комиссариат путей сообщения, а с немецкой — ведущая авиакомпания Германии «Аэро-Ллойд».
По договору общество «Дерулюфт» взяло на себя обязательство организовать грузопассажирские перевозки по линии Москва — Кенигсберг. Протяженность этой первой в нашей стране регулярной воздушной трассы составляла 1300 км. Так как самолеты того времени не могли летать слишком далеко, на маршруте запланировали три промежуточных посадки — в Смоленске, белорусском Полоцке и литовском Каунасе.
Рейсы Москва — Кенигсберг стали выполняться дважды в неделю, в первое время перевозили в основном дипломатов и почту. Обслуживались самолеты «поровну» русскими и немецкими специалистами, летчиками и техниками.
Интересно, что среди первых пассажиров «Дерулюфта» был знаменитый русский поэт Сергей Есенин, посетивший столицу Восточной Пруссии вместе с женой Айседорой Дункан. Их самолет приземлился 10 мая 1922 года в 20.00 на кенигсбергском аэродроме Девау. Также в 1920-е дважды в Кенигсберг самолетами «Дерулюфта» плетал и другой знаменитый поэт той эпохи — Владимир Маяковский.
Перелет из Москвы в Кенигсберг занимал всего восемь часов, что существенно экономило время по сравнению с путешествием на поезде, продолжавшемся в то время целых два дня. Четыре года спустя, в 1926-м регулярную авиалинию продлили до Берлина.
Увеличение расстояния воздушной трассы было оформлено новым советско-германским договором, по которому «Дерулюфт» обязался ежегодно в период с 1 мая по 31 октября поддерживать регулярное пассажирское сообщение по линии Москва — Берлин, причем шесть раз в неделю и в обоих направлениях.
Продолжительность полета по трассе составляла 13–15 часов. Регулярное авиасообщение между столицами позволило существенно снизить и себестоимость услуг связи: по сравнению с дорогостоящими в то время телеграммами быстрая воздушная почта оказалась значительно дешевле.
Новый договор зафиксировал и изменения в составе участников АО «Дерулюфт». Место «Аэро-Ллойд» заняла известнейшая ныне в мире авиакомпания «Люфтганза», образованная в январе 1926 года путем слияния транспортной группы «Аэро-Ллойд» и промышленного концерна «Юнкерс». Рекламный слоган «Дерулюфт» тогда гласил: «Из любого уголка Германии в течение 15 часов в Москву!»
С лета 1928-го деятельность «Дерулюфта» была расширена за счет организации полетов по новой линии Петербург (Ленинград) — Ревель (Таллин) — Рига. В том году протяженность регулярных маршрутов авиакомпании достигла 2640 км.
Помимо германских самолетов, на трассах «Дерулюфта» стали появляться машины отечественного производства. Первой стал ПМ-1, пятиместный пассажирский полутораплан, созданный под руководством Николая Николаевича Поликарпова, одного из первых советских авиаконструкторов.
В начале 1931 года в авиапарк «Дерулюфта» добавились самолеты АНТ-9, созданные выдающимся авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Это уже был ничем не уступающий западным аналогам пассажирский авиалайнер с тремя двигателями, способный перевозить на 700 км девятерых пассажиров и двух летчиков.
«Дерулюфт» в 1930-е был преуспевающей авиакомпанией, но в его судьбу вмешалась большая политика. Вскоре после прихода к власти Гитлера и установления в стране соответствующего политического режима советское правительство решило свернуть все совместные предприятия с Германией.
В 1936-м как раз истек срок очередного соглашения между «Аэрофлотом» и «Люфтганзой». И 28 июня того же года «Аэрофлот» официальным письмом уведомил немецких партнеров о расторжении соглашений, заключенных между Всесоюзным объединением Гражданского воздушного флота СССР и германским акционерным обществом «Люфтганза». В результате 31 марта 1937 года деятельность общества «Дерулюфт» была прекращена.
Несмотря на довольно краткую историю — всего 15 лет, авиакомпания «Дерулюфт» сыграла значительную роль в создании первых пассажирских маршрутов в нашей стране. Именно на линиях «Дерулюфта» будущий «Аэрофлот» учился организовывать регулярные воздушные перевозки пассажиров и грузов.
Не случайно в 2014 году один из новейших лайнеров «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100 получил личное имя — «Иван Филиппович Воедило». Как официально указано авиакомпанией, самолет «назван в честь первооткрывателя регулярных полетов по международной почтово-пассажирской линии Москва — Кенигсберг (Калининград)», совершившего свой первый рейс 1 мая 1922 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий