пятница, 28 июля 2017 г.

Загадки портретов М. Лермонтова: как на самом деле выглядел поэт?

Портреты М. Ю. Лермонтова

Ни один из прижизненных портретов М. Ю. Лермонтова не дает полного представления о том, как выглядел поэт. Более того, на всех портретах как будто запечатлены разные люди. И дело не только во внешности – выражение лица, поза, осанка, взгляд настолько разнятся, словно характеризуют противоположные психологические типы. В чем же загадка – в многогранности натуры Лермонтова или в том, что художникам так и не удалось разглядеть чего-то самого главного?


Неизвестный художник. Портреты М. Ю. Лермонтова в возрасте 3-4 лет, 1817-1818, и в возрасте 6-8 лет, 1820-1822

Самые ранние портреты М. Ю. Лермонтова выполнены неизвестными художниками, вероятно, крепостными. Это детские портреты, по ним еще сложно делать какие-то выводы.


Ф. Будкин. Портрет М. Ю. Лермонтова в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, 1834

На портрете работы Ф. Будкина заметно желание автора приукрасить натуру: удлиненное лицо, прямой нос, красивые линии лба, пышная шевелюра – это не реальные черты позирующего, а скорее, желание художника ему польстить.


П. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка, 1837

В изданиях произведений М. Лермонтова часто публикуют его портрет работы П. Заболотского. Художник был учителем живописи Лермонтова и хорошо его знал. Наверное, именно близкое знакомство с поэтом и дало ему преимущества – портрет выполнен в реалистичной манере и точно передает не только черты внешнего облика, но и некоторые черты характера. По сравнению с лихим самоуверенным гусаром с портрета Ф. Будкина, изображенный Заболотским поэт выглядит более правдоподобно: в его взгляде проскальзывает нерешительность, в позе отсутствует бравада. Среди прижизненных портретов работа П. Заболотского считается одной из лучших.


М. Лермонтов. Автопортрет, 1837

Находясь в ссылке на Кавказе, в 1837 г. М. Лермонтов написал автопортрет для любимой женщины – В. Лопухиной. Эта работа интересна тем, что в ней автор запечатлел собственные представления о себе – душевная мягкость и даже робость в сочетании с несколько детским лицом и неизбывной печалью в глазах создают образ трагический и неоднозначный, несколько романтизированный. При этом Лермонтов ни в чем не стремится приукрасить реальность – портрет правдив во всех деталях внешнего облика.


А. Клюндер. Портреты М. Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке, 1838 и 1839 гг.

В 1838-1840 гг. 3 портрета М. Лермонтова пишет А. Клюндер. Между этими работами проходит не больше года – но тем не менее, нельзя не заметить разницы в облике позирующего. При этом относительно первого портрета часто высказывались сомнения по поводу сходства с оригиналом.


П. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова в штатском платье, 1840

В 1840 г. еще один портрет Лермонтова пишет П. Заболотский. И снова в работе угадывается теплое отношение художника к позирующему и его близкое с ним знакомство – автор попытался изобразить не только внешние черты, но и настроение и эмоциональное состояние поэта в тот момент: сосредоточенный взгляд и твердость выразительных губ выдают волевой характер.


Д. Пален. Портрет М. Ю. Лермонтова в военной фуражке, 1840

Примечателен портрет, написанный однополчанином поэта – бароном Д. Паленом, после валерикского боя. Принято считать, что это наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных портретов Лермонтова.


К. Горбунов. Портрет М. Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой, 1840

Акварельный портрет кисти К. Горбунова – последнее прижизненное изображение Лермонтова. Художнику Р. Шведе довелось писать поэта уже на смертном одре.


Р. Шведе. М. Ю. Лермонтов на смертном одре

М. Ю. Лермонтов

Самыми точными обычно называют работы П. Заболотского и Д. Палена – возможно, такое впечатление складывается из-за того, что художники были хорошо знакомы с поэтом и запечатлели не только его внешний облик, но и свое теплое отношение к позирующему. Тем не менее, даже на этих картинах мы видим трех непохожих людей – как знать, может, это свидетельство частых и глубоких внутренних перемен, а вместе с ними изменений и внешнего облика поэта. Либо каждый художник акцентировал внимание на разных чертах, которые он сам считал самыми важными. Это останется одной из многочисленных загадок, связанных с личностью поэта. Еще одна из них – отношение Лермонтова к дуэлям: поэт был фаталистом и не целился в противников 

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий