воскресенье, 30 июля 2017 г.

Битва на итальянской жатве


Скорее можно назвать "битвой на жатве" соревнование по скоростной уборке хлебного жнивья, которое в Италии называется Palio di grano.

Такое соревнование мне довелось увидеть в июле этого года на юге Италии в Чиленто.

Я бы никогда не подумала, что подобное мероприятие может быть не только интересным и захватывающим в спортивном смысле, но и наполненным глубочайшим смыслом в отношении сохранения традиций народа.

Буквально вечером перед поездкой на пальо прочла фразу о том, что народ, потерявший свои корни и традиции, живёт в мире, которому увы! уже не принадлежит.

Мне очень хочется этим постом передать не только атмосферу соревнования и праздника по случаю пальо, но и продемонстрировать, как жители Чиленто  бережно хранят свои корни и активно поддерживают традиции.



Много лет в небольшом южноитальянском городке Казелле-ин-Питтари (Caselle in Pittari) проводится спортивное по форме и фольклорное по содержанию соревнование под названием Palio di Grano, которое можно интерпретировать, как "Битва за зерно".

И уже который раз я прилагаю максимум усилий, чтобы успеть на это мероприятие, насколько оно привлекательно ярким спектаклем и душевными персонажами. Для себя я его называю Днем среди настоящих людей. Можно присовокупить и фудблогерскую страсть, т.к. там еще ждет богатейший стол с традиционной локальной кухней.



"День" начинается очень рано, т.к. в июле любую битву можно проводить лишь в прохладные утренние часы, иначе жара никому не оставит ни малейшего шанса на победу.

Поэтому уже в шесть утра собираются участники битвы и пешком шествуют к полю боя.



Если бы не яркие флаги и не слишком большое количество участников, шествие можно было бы сравнить с театрализованным представлением на тему "Крестьяне идут убирать урожай зерна": традиционная одежда, серпы, корзины с провизией на головах у женщин.


  
Как ловко южноитальянские женщины умеют носить тяжести на голове! В моем репортаже еще будет прекрасная возможность убедиться в их способностях эквилибристок.



Обратите внимание на костюмы женщин! И на то, что молодые девушки не отстают в этом от своих бабушек.



Летняя одежда обязательно белого цвета. И понятно! Жаркий климат не оставляет выбора! А если начать читать литературу о традициях жатвы, окажется, что и у славян на жатву выходили только в белых одеждах.



Одна из женщин для этого события всегда использует обувь, которая была в ходу сразу после войны. Такие сандалии изготовляли из покрышек американских грузовиков.

А вязаные шерстяные носки какие своеобразные! Есть в них оправданная сермяжная правда)))



Не смотря на кажущуюся фольклорность,людей ждет настоящее спортивное соревнование, в котором есть правила, судьи и секундомеры.

В соревновании участвуют восемь команд, каждая из которых имеет свой флаг и атрибутику с его цветами. Команды представляют кварталы городка-устроителя , а также соседние городки.



Перед соревнованием проходит жеребьевка полос пшеничного поля, на которых команды сразятся в силе и ловкости крестьянских навыков по уборке зерна.



Вот и пшеничное поле для битвы. Поле засеяно одним из старинных сортов пшеницы, которые активно восстанавливают в Южной Италии.



Полосы поделено на участки, т.к. соревнование представляет из себя эстафету сменяющихся жнецов, за которыми идут те, кто вяжет срезанные колосья в снопы, и те кто, собирает из снопов копны.

Победителем считается тот, кто не только быстрее всех соберет ниву, но и не оставит после себя никаких огрехов в виде неубранных колосков или плохо сформированных копен.

Время победителя сравнивают с результатами предыдущих лет, чтобы установить рекорд.



Пока команды готовятся на старте, интересно обратить внимание на инструменты современного крестьянина. В одной руке серп, которым работал, возможно, еще его предок, а в другой руке видеокамера. И даже не удивляет сей факт!



Гораздо более интересны напалечники из бамбука, которые защищают пальцы от случайных порезов серпом. Крестьянин пояснил, что обычно такие напалечники надевают на все пальцы руки, но для скорости в соревновании ограничиваются двумя для самых критичных пальцев.



Итак, объявляется готовность. Жнецы поднимают серпы и в каждой команде звонят в коровий колокольчик, подтверждая готовность на старте. Кажется, что это лишь спортивные жесты. Но, оказывается, за ними стоят древние ритуалы, сопровождавшие начало жатвы.



Дан старт и первые жнецы бросились в атаку.



У каждой команды разработана эстафетная тактика по расстановке жнецов. Самые сильные и крепкие парни начинают и заканчивают соревнование.



Неожиданностью для всех стало участие в одной из команд женщины в качестве жнеца. Ее имя Роза.

В момент, когда я прорвалась сквозь запреты судей, чтобы сфотографировать Розу в поле, я еще не предполагала, насколько данное мероприятие будет наполнено женским духом. Нет, не политико-феминистским, а именно подчеркнуто уважительным к роли женщин в подобном событии.



Пока я предавалась эмоциям, первые жнецы преодолели свой участок, и им на смену бежали другие.



Как только были убраны первые три участка, к своим обязанностям приступали женщины, которые должны были связывать колосья в снопы.



Такая работа тоже требовала скорости, поэтому готовые снопы женщины относили к месту формирования копн так, что ветер свистел, когда они пролетали мимо.



Копны формировали самые пожилые мужчины команды. Правильность формирования копны потом оценивалась судьями, поэтому от ее укладчиков требовалась уже не скорость, а опыт.



Последняя роль, но менее главная, у самых малых и...



... старых членов команды, которые должны собрать все колоски с убранной полосы. Это задание требует не скорости или умения, а внимания и тщательности.



Когда половина поля была убрана, был объявлен обеденный перерыв. Казалось бы, что за чушь, когда время идет на минуты?!

Ан нет! Обед в поле является неотъемлемой частью традиции, поэтому должен быть и..точка!



Приготовить полевой обед - задание для женской части команды. Оказывается, судьи оценивали и обед каждой команды: типичность его блюд и бравуру кулинарок.



Самым типичным блюдом для обеда во время жатвы является местный рецепт рататуйя. Овощное блюдо сервируется в каравае хлеба.

Рецепт салата из анчоусов был найден одной из участниц в старой книге. Это блюдо было отмечено потом специальным призом.



Обратите внимание, что на поле принесено сало, а не колбаса, и запомните этот факт! В дальнейшем у нас будет возможность вернуться к этому вопросу.



Как же без сыра Качокавалло?! Сыр, фактически, единственное белковое блюдо для такого обеда.



И без вина никак! Наверное, это единственное в своем роде спортивное соревнование, во время которого поощряется пить вино))))



Вода принесена в поле в глиняных кувшинах, которые отлично сохраняют прохладную температуру воды.

И не нужно думать, что это лишь дань традиции! Такие кувшины до сих пор используются местными крестьянами во время полевых работ.



Снова забил колокол, судьи включили секундомеры и началась окончательная борьба за победу.

Наученная соревнованиями предыдущих лет, я уже знала, где мне нужно находиться, чтобы заснять самые жаркие моменты соревнования. Последние колоски, которые вот-вот срежет жнец побеждающей команды.



"Шайбу! Шайбу!"-так можно интерпретировать крики, которые слышит жнец, выкладывающийся из последних сил.



Но не самый первый жнец команды определяет победу. Их трое, поэтому срезав свои крайние колоски, он устремляется на помощь отстающему.



А на финише уже роет копытом знаменосец, но судья удерживает его от опрометчивого броска.



Никто уже не вырвет знамя победы из крепких рук. Остались считанные секунды до момента, когда его воткнут в подготовленную копну и секундомер зафиксирует, возможно, рекордное время.



Естетственно, мне было не угнаться за победителями. Но финиш второй команды я смогла заснять.



И третьей...



И даже неспешный финиш самой последней. Куда уж им было торопиться?!)))



Но зря вы думаете, что победа была уже в кармане у команды, показавшей самое лучшее время. Судьи посмеивались себе в блокнотики, записывая штрафные очки.

Хе-хе! Также посмеивались и опытные члены команды, претендующей на победу, и поэтому тщательнее вязали снопы,и собирали колоски...



Фухххх-ххх... наконец-то все закончилось. Можно спокойно вздохнуть...



Нужно отдать должное природе, которая в этом году подкинула для соревнований условия с кондиционированным воздухом, т.е. нагнала туч, а ночью сбрызнула дождичком.

Поэтому не случилось ни обмороков, ни солнечных ударов. В прошлый раз такой удар хватили именно меня.



Помню, что фотографировала этого товарища, лицо которого было густо усыпано бисером пота, и вдруг меня суют головой в чан с холодной водой))) Оказывается, сфоткала и отключилась)))

Сейчас товарищ вспоминает случившееся и улыбается. А лицо его в этот раз не такое "бисерное", видимо, из-за природного кондиционера.



В этот раз бисерные пузырьки только поздравительные. Нужно отметить, что первый раз заметила игристое вино в данной ситуации.



Ничего не имею против новой традиции))))



А теперь посмотрите на этих счастливых людей. Их еще не объявили победителями, но они уже осознаютсебя таковыми. И вовсе не потому, что смогли всех перегнать. Победители потому, что они- команда: стар и мал, крестьяне и интеллигенты, мужчины и женщины. Прототип общества, которое позволяло выживать...

В этот момент они чувствуют себя патриотами, хоть слово это практически вне употребления, патриотами своей земли, за честь которой они сейчас все вместе боролись.

Пока здесь живут такие люди, ответственно относящиеся к тому, кого оставят после себя, их земля не пропадет.



Пока судьи разбирались со своими штрафными очками, началась чисто фольклорная часть события.



Обмолот зерна при помощи волов.
На круглой утоптанной площадке по кругу было разложены снопы и по ним прогоняли волов, тащивших тяжелый камень.
Снопы периодически перетряхивали вилами.



Когда я увидела ту самую жницу Розу, руководившую теперь волами, мне пришли в голову некрасовские строки про "Есть женщины в русских селеньях... коня на скаку остановит..."

Мне кажется, что сейчас этими строками можно описать и женщин южноитальянского Чиленто, где происходит событие.



Вот вам в доказательство еще одна, отважившаяся прокатиться на камне между волов.

А сами волы какие красавцы! Это порода Подолика. Их предков когда-то варвары привели с собой с территории нынешней Украины. Скот отлично прижился в этих местах, вписавшись в экосистему, что называется.



Ну и еще одна из смелых итальянских женщин!



А это я! Шучу, конечно, но вполне серьезно потому, что прокатилась на камне, как и тот фотограф. Только фото не получились(((



После обмолота волами, показали, как обмолачивали цепами. Вот, где спортзал!



На убранном поле в это время уже работала настоящая молотилка. Поля в этой местности маленькие, поэтому большой комбайн не пустишь.

И волы именно поэтому до сих пор существуют. Некоторые поля с сильным уклоном в горах трактором не обработаешь..



Заслуженные награды раздавали, когда у природы уже кончился весь запас кондиционированного воздуха. Солнце жарило на всю катушку. Не смотря на палящий зной, всем хотелось выразить самые сокровенные чувства, которые обуревали в волнующий момент награждения.

Именно в тот момент, когда участница была награждена за старинный салат с анчоусами, стало понятно, что женский дух уверенно занял свое место в этом мужском мирке. И без какой-либо подсказки со стороны руководящих товарищей!)))



Чтобы быть краткой, мешок, который тащат парни, это свеже обмолоченное зерно в качестве приза команде, занявшей второе место.



И объявление победителя. Нет, никакие штрафные очки не помогли.



Пальо или переходящее знамя победы в битве на жатве зерна уже в пятый раз достается этой команде.



Чтобы понять, что объединяет в команду крестьян, поэта, ресторатора, учителя, которые сейчас стоят под победным стягом, я приведу, что написано на официальной футболке команды.

" Пальо-ди-грано не привычка и не причуда, а просто существование. Существование в знаниях и в обязанностях, составляющих те бессмертные отношения, которые всегда связывают человека с его землей"

Лучше не скажешь! Очень человечно и вселенно.

Участники не расслабляются! Впереди их ждет испытание веселым коллективным застольем. Не зря и у славян есть выражение "Веселиться, как во время жатвы" )))

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий