пятница, 28 июля 2017 г.

6 масштабных афер, в которые в свое время поверили инвесторы


Не так давно все мировые СМИ облетела информация о том, что в Китае арестовали сотрудников компании, которая занималась разработкой автобуса-тоннеля. Проект под названием TEB ставил амбициозную цель: решить проблему пробок в современных больших городах. Инвесторам рассказывали о чудо-автобусе, способном передвигаться над потоком автомобилей. Но все это оказалось обманом.

Давайте вспомним эту и другие известные аферы, в которые в свое время верили инвесторы.

«Панамский канал»



Нет, сейчас речь пойдет не о Панамском канале, соединяющем одноименный залив Тихого океана с Карибским морем. Этот проект был успешно реализован в 1920 году. Тем не менее, в XIX веке название «Панамский канал» все ассоциировали только с самой масштабной аферой столетия.

В 1879 году стартовал масштабный инфраструктурный проект, создателем которого стал дипломат из Франции Фердинанд Лессепс. Поскольку он перед этим запомнился успешным строительством Суэцкого канала, инвесторы ему верили.

Панама в то время находилась под властью Колумбии. Местное правительство разрешило Лессепсу создать акционерное общество «Всеобщая компания Панамского межокеанского канала». Но все изначально пошло не так: компания потратила 60 млн долларов до начала земляных работ. Достаточно сказать, что эта сумма составляет 2/3 расходов на строительство Суэцкого канала.

В 1885 году деньги на проект окончательно закончились. Тогда руководители компании надумали организовать лотерею. Чтобы местные депутаты разрешили это, их пришлось «убеждать» чеками на сумму от 10 тыс. до 500 тыс. франков.

Впрочем, лотерея вполне ожидаемо не смогла спасти проект. Организаторы заработали на ней всего 254 млн франков, хотя рассчитывали на 720 млн. В 1889 году стало понятно, что «Панамскому каналу» пришел конец. На тот момент канал прорыли всего на 25%, потратив на это 1,3 млрд франков. В итоге пострадали 700 тыс. человек, которые купили акции компании.

Вот так и родилась крупнейшая финансовая авантюра XIX века. Лессепс и другие руководители «Всеобщей компании Панамского межокеанского канала» попали в суд. Их приговорили к 5 годам за решеткой. Правда, самого Лессепса суд отпустил в связи с его преклонным возрастом.

Американские схемы



В 1867 году компания Union Pacific Railroad зарегистрировала «дочку» Credit Mobilier of America. Это компания получила выгодные контракты на строительство железнодорожных путей. Поскольку в то время американское правительство делало ставку на развитие транспортной инфраструктуры, строительным компаниям предоставляли льготы и преференции.

Чтобы их получить, необходимо было найти поддержку в Конгрессе. В Union Pacific Railroad придумали эффективный способ, как договориться с конгрессменами. Политикам просто продали акции «дочерней» компании по номинальной стоимости. Разумеется, новоиспеченные акционеры поддержали предоставление Credit Mobilier of America субсидий от государства, несмотря на завышенные статьи расходов.

Обман удалось раскрыть в 1872 году. Помощник руководителя Credit Mobilier предоставил журналистам газеты New York Sun документы, которые касались коррупционной схемы. В результате выяснилось, что из 47 млн долларов государственной дотации почти половина оказалась на счетах Union Pacific.

Новый бензин



В 1916 году ученый Луис Энрихт объявил, что открыл новое химическое вещество, которое после взаимодействия с водой превращается в топливо для автомобилей. По его словам, тайный элемент стоил не более цента за галлон.

Открытие Энрихта заинтересовало самого Генри Форда. Он заявил о намерении приобрести патент, если ученый даст согласие на предварительные испытания вещества в лабораторных условиях. Форд даже подарил Энрихту авто, чтобы показать серьезность своих намерений.

В 1917 году финансист Бенджамин Йоакум купил у Энрихта все права на «бензин будущего». Ученый получил 100 тыс. долларов аванса, после чего передал предпринимателю запечатанный конверт. Впрочем, магической формулы в нем не оказалось, из-за чего изобретателя арестовали. Тогда Энрихт объявил, что сжег единственный экземпляр формулы. Удивительно, но его вину так и не удалось доказать.

«Король масла»



Американца Энтони де Анджелиса называли «королем масла для салатов». В 1955 году предприниматель создал компанию, которая занимала огромную долю на американском рынке растительного масла. В 1962 году он запланировал покорить соевый рынок. Для этой цели бизнесмен набрал у банков кредитов на 175 млн долларов.

В качестве залога де Анджелис предложил цистерны, в которых якобы находилось масло. Выяснилось, что они были наполнены обычной водой. Предприниматель применил элементарные познания в области физики: дело в том, что масло в воде имеет свойство скапливаться на поверхности и образовывать пленку.

Хитрость раскрыли только в 1968 году. После этого ряд кредиторов де Анджелиса обанкротились, а ему самому дали тюремный срок.

Мифическое золото



В 1993 году компания Bre-X Minerals из Канады купила на индонезийском острове Борнео месторождение золота Бусанг. Осенью 1995 года канадцы объявили, что рассчитывают добыть здесь как минимум 30 млн тройских унций золота. Вскоре они даже улучшили прогноз до 71 млн тройских унций.

Акции Bre-X Minerals на бирже в Торонто стали дороже в 10 раз. Капитализация компании выросла до 6 млрд долларов. Ее акциями заинтересовались многие крупные горнодобывающие компании.

В 1997 году на Борнео поехали специалисты, которые хотели подтвердить оптимистические прогнозы Bre-X Minerals. Но уже первые пробы продемонстрировали, что в породе содержится очень маленькое количество золота. На бирже все начали говорить, что канадцы явно преувеличили величину запасов золота.

В марте 1997 года акции Bre-X Minerals обвалились с 286,5 до 6 канадских долларов. Руководитель компании Дэвид Уолш сбежал на Багамы, где в следующем году скончался от аневризмы.

Автобус-тоннель из Китая



Этот проект представили летом прошлого года. Разработчики заявили, что инновационный транспорт может обходить загруженные магистрали мегаполисов и перевозить 300 человек. Китайцы говорили, что их автобус способен на 35% разгрузить городские дороги.

Демонстративное видео выглядело эффектно: футуристический автобус передвигался по улице над автомобилями. В TEB вложили свои деньги инвесторы из ряда стран, включая Францию, Индию, Бразилию и Индонезию. Общая сумма инвестиций в проект составила 1,5 млрд долларов.

Однако теперь инвесторы вынуждены иметь дело с китайскими правоохранительными органами, рассчитывая на возврат своих денег. Основателя компании и ее сотрудников подозревают в мошенничестве. Как оказалось, после съемки видео создатели разобрали участок рельсов длиной 300 метров, а сам «чудо-автобус» отправили на склад.

Комментариев нет:

Отправить комментарий