среда, 26 июля 2017 г.

Путешествие в прошлое: 30 фотографий русских крестьян-ремесленников за работой

Русские крестьяне за работой.

Судьбы всех крестьянских семей в России были весьма схожи. Многие годы они жили в одной деревне и занимались одной и той же работой, причём работали много и тяжело. Семейное ремесло, как правило, передавалось из поколения в поколение. В нашем обзоре 30 фотографий, сделанных в начале 20-го века, на которых запечатлены русские сельские ремесленники за работой.

Плетение лаптей


Плетение лаптей.

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.

В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Ремонт обуви


Сапожник. Фото 1903-1905 года.

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет... Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» - писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Для крестьянина это были огромные деньги. Чтобы собрать такую сумму нужно было продать четверть ржи (около 200 кг).

Изготовление деревянных ложек


Изготовление деревянных ложек.

В старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. Для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.


Ложкарь с учениками.

И ещё ложкари.

Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.


Плетение корзин для ложек.

Базарный обоз, гружённый ложками в корзинах.

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).


Спрос на ложки всегда был высок.

Изготовление игрушек


Семья за изготовлением деревянных игрушек.

Деревянные игрушки на Руси называли «потешками», которые своими корнями уходят в 9 век. Самыми популярными мотивами для игрушек были солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.

Считающуюся сегодня одним из символов России матрёшку русские мастера стали изготавливаться только в конце 19-го века. Прототипом её стала японская игрушка Фукурума. Правда, русской деревянной игрушке придали особую форму и одели в сарафан.


Изготовление игрушек из глины.

Изготовление валенок

Валенки могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были не много, а секреты этого ремесла передавались их поколения в поколение. В различных регионах России в валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии – «валенцами», а в Нижнем Новгороде – «чесанками».


Мастерская по изготовлению валенок.

Обработка льна

Особое место в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна.


Крестьянские девушки со льном.

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили. 


Лён нужно было вымочить в воде.

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах. 


А потом лён били.

Следующий шаг – лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат – мягкое, чистое, шелковистое серое волокно.


Рукодельницы с готовым льном.

Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.


Ткачихи за работой.

Вышивание

Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение. 


Женщины за вышиванием.

Для своих работ вышивальщицы использовали самые различные мотивы, как правило, природные, наделяя их особым смыслом. Так, круг и ромб символизировали солнце, а крючковатый крест был пожеланием добра и взаимопонимания.


И девочки вышивают.

Плетение кружев

Историки отмечают, что ни в одной стране не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.


Девушка-кружевница за работой.

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства – постоянной статьёй экспорта.


Вместо школы - плетение кружева.

Ткачество


Девушка с прялкой.

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясомолочной промышленностью.


Ткачиха за работой.

При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать. 


Ткачиха и её работы.

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа


Печать на ткани.

А так же...

В начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.


Плетение ремней.

Популярно было рыболовство,


Рыбалка.

и плетение корзин.


Семья за плетением корзин.

Были мастера по окрашиванию тканей, столяры и гончары.


Окрашивание ткани в огромной бочке.

Столярная мастерская.

Гончар за работой.

Любителей истории заинтересуют и Ретро фотографии Иона Дик-Дическу, сделанные в революционном Петрограде в 1917 году

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий