Минские разработчики создали тренажер для машинистов локомотивов и подарили его Детской железной дороге. 42.TUT.BY изучил необычное устройство и опробовал его в действии.
Когда-то Дмитрий и его коллега Антон сами были юными железнодорожниками. Похоже, железнодорожный «вирус» в них остался: на протяжении нескольких лет они работали над тренажером, на котором юные машинисты смогут научиться управлять локомотивом.
«Это на 80% реальное ведение поезда»
Антон и Дмитрий показывают свою разработку в действии. Запускается программа, и мы уже смотрим сквозь экран в лобовое стекло тепловоза. Впереди — десять километров виртуального маршрута, живописной горной узкоколейки.
— Тренажер мы разрабатываем с 2005 года. Это на самом деле уже третья версия, — рассказывает Дмитрий. — Здесь используется приборная панель, которая практически полностью воспроизводит основные приборы и органы управления тепловоза ТУ7А и позволяет управлять работой дизеля, освещением, системой охлаждения, песочницей, подавать звуковые сигналы и пользоваться радиостанцией.
Поезд на мониторе медленно начинает разгоняться.
— Процентов на 80% это — реальное ведение поезда, — оценивает разработку Валерий Савич, начальник Детской железной дороги и сам в прошлом машинист на пассажирских поездах. — Может, недостает осязательных моментов — когда ты чувствуешь движение поезда всем организмом.
По его мнению, после занятий на тренажере детям будет намного проще «пересесть» на реальный локомотив.
— На виртуальном тренажере дети смогут реализовать теоретические знания, которые они до этого получили. Когда они придут на летнюю практику, им будет проще адаптироваться: уже будут знакомы пульт управления и назначения приборов.
Протестировал разработку и Олег Омельчук — юный машинист «со стажем». На детской железной дороге он занимается уже шестой год, управление тепловозом освоил три года назад, по итогам прошлого сезона назван лучшим машинистом ДЖД.
— Такое впечатление, что сижу за настоящим пультом, — делится он. -Тот же пульт, те же вибрации, что и на тепловозе. Как в реальности. Здорово!
«Хотим сделать технологию более доступной»
Разработчики поясняют: пусть их тренажер и любительский, но по своим возможностям он может дать фору многим профессиональным комплексам.
За основу тренажера Дмитрий с Антоном взяли компьютерный симулятор Train Simulator 2015, созданный компанией Dovetail Games. Он позволяет пользователям разрабатывать свои дополнения. В качестве «дополнения» в симулятор добавили виртуальную модель узкоколейного тепловоза ТУ7А — именно такие машины водят поезда Детской железной дороги в Минске.
Почти все составляющие пульта управления ребята доставали и дорабатывали сами. Металлический каркас — станина пульта — в прошлом компьютерный стол, приборы — автомобильные, адаптированные к использованию в тренажере. Мощный игровой компьютер предоставило Минское отделение Белорусской железной дороги.
— Увязать пульт с программой на ввод данных оказалось достаточно просто, — вспоминает Дмитрий. — А вот с выводом данных было сложнее. Мы создали модульную систему, которая выступает своеобразным «буфером» между виртуальной средой игры и оборудованием приборной доски. Мы использовали целый комплекс модулей, которые позволяют «оживить» приборы: шаговые двигатели, датчики углового перемещения, оптические развязки.
Денег на постройку тренажера ушло сравнительно немного. Игровой компьютер с аудиосистемой и монитором стоили около двух тысяч долларов. Модули, обеспечивающие работу пульта, и приборная доска обошлись еще примерно в 350 долларов.
Профессиональные тренажеры для машинистов поездов стоят намного дороже: от 40 до 200 тысяч долларов. К тому же каждый тренажер, как правило, узко заточен лишь под определенный тип локомотивов и средств разработки сценариев и маршрутов не предоставляет.
— Разница в цене — за счет монополии на рынке, — объясняет Дмитрий. — Сейчас очень мало компаний поставляет такие решения под ключ, и они стараются иметь на них максимальную выгоду.
Тренажеры для транспорта всегда были прерогативой крупных компаний. Но сегодня настолько развиты информационные технологии, что такой тренажер вы можете собрать своими руками. Мы хотим сделать технологию симуляторов более доступной и известной.
Локомотив в спальне
Свой первый работающий тренажер разработчики подарили Детской железной дороге. Уже в следующем году юные машинисты будут изучать на нем особенности управления тепловозом ТУ7А и сдавать квалификационные экзамены перед летней практикой.
В ближайших планах Дмитрия и Антона - разработать для тренажера виртуальный маршрут Минской детской железной дороги, реализовать работу локомотивной радиостанции для переговоров курсанта с инструктором и подготовить сценарии поездок с нештатными и непредвиденными ситуациями.
— Есть игры, в которых просто хорошо проводишь время. Есть те, которые время просто пожирают. А есть те, в которых можно и чему-то научиться. Если симмер (поклонник игр-симуляторов. — Прим. TUT.BY),знающий, с какой стороны взяться за паяльник, поставит себе задачу собрать дома пульт вроде нашего и у него есть игровой мощный компьютер, то 300−400 долларов — и вы управляете локомотивом из своей спальни.
Устройство пульта позволяет управлять любым локомотивом, доступным в Train Simulator, хоть и с некоторым ущербом для реализма.
— C технической точки зрения компьютеру все равно, чем вы управляете. Мы можем подключиться к чему угодно, — самолету, автомобилю, танку… Вопрос только в аппаратной части и самом пульте.
Мы намеренно пошли на ряд действий, чтобы наша разработка могла легко быть перестроена под любые нужды и практически под любую программную платформу. Хотите автосимулятор? Пожалуйста. Добавить шарма в War Thunder? Чуть сложнее, но тоже можно. Кроме шуток — модули, которые мы используем в приборной доске, и большая часть программного обеспечения изначально и разработаны «виртуальными пилотами» для авиасимуляторов.
Думаю, на этой теме могла бы зародиться и неплохая игровая студия. Все, что требуется нашему тренажеру для того, чтобы вырасти в полноценный проект, — это собственный программный продукт, к которому возможность сборки вот таких тренажеров станет вкусной приправой.
Мы не ставили пока перед собой задач поставить производство тренажеров на поток или собирать их под заказ — любой из наших единомышленников может повторить наш опыт. А мы охотно подскажем как.
Источник
Читать полностью: http://42.tut.by/491239
Читать полностью: http://42.tut.by/491239
Комментариев нет:
Отправить комментарий