Сирс Тауэр был построен более 30 лет тому назад. В 1974 году небоскреб стал самым высоким зданием в мире, превзойдя Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке на 25 метров. Более двух десятков лет Сирс Тауэр удерживал лидерство и лишь в 1997 году уступил Куала-Лумпурским «близнецам» - башням Петронас.
Сегодня Сирс Тауэр, несомненно, одно из самых величественных зданий в мире. До сих пор это сооружение остается самым высоким небоскребом на территории США.
Проект этого гигантского небоскреба родился в конце 1960-х. Он строился для чикагской компании «Sears Roebuck and Company», а разрабатывали его специалисты известной строительной фирмы «Skidmore, Owings &Merrill». «Отцом» высотки стал архитектор Брюс Грэм, руководивший этим небывалым по тем временам проектом, который, впрочем, и сегодня остается выдающимся шедевром технической мысли. Причем не только высота делает башню «Сирс тауэр» замечательной.
Много споров было в свое время вокруг конкурентов на звание высочайшего здания в мире. В 1998 году небоскребы Петронас (что в Куала-Лумпуре) сместили Сирс Тауэр с первой строчки в ТОП-10 величайших зданий. Весь «сыр-бор» произошел из-за того, что полная высота Сирс Тауэр, включая антенны, составляет более 500 метров, тогда как окончания декоративных шпилей Петронас находятся всего лишь в 452м. от земли. На первый взгляд, очевидно, что «близнецы» куда меньше Чикагского гиганта. Однако комиссия, которая определила первенство за Куалалумпурцами, так не посчитала. Дело в том, что циклопическая высота Сирс немного искусственна – дополнительные метры добавили зданию телевизионные антенны.
Крыша же Сирс Тауэр, находится на высоте 443 метров над землей. Шпили Петронас Тауэр также добавляют высоты небоскребу, но они являются неотделимым конструктивным элементом здания, поэтому специалисты взяли их в расчет при определении общей величины объекта. Теперь становится понятным, почему небоскреб Тайбей 101 обошел и Сирс Тауэр, и Петронас - крыша этого исполина располагается в 449 м. от земли. Шпиль Тайбей 101 добавил зданию дополнительные футы – рекорд зафиксирован на высоте 508 метров. Вот такая арифметика.
Прежде чем рассказывать о строительстве небоскреба, стоит коротко упомянуть основные характеристики здания и озвучить самые интересные цифры. Итак, стоимость башни Сирс высотой в 443 метра составила 150 млн. долларов – по тем временам это довольно внушительная сумма. В наши дни эквивалент затратам стал бы почти 1 млрд. долларов, а это в 1.5 раза меньше вложений в тайванский Тйбей 101. Впрочем, компания Сирс (Sears), которая и выступила заказчиком проекта, в 70-ых годах двадцатого столетия занимала одно из ведущих мест в мировой торговле и отнюдь не бедствовала.
В помещениях Сирс Тауэр планировалось создать несколько сотен тысяч рабочих мест, объединив в одном огромном офисе персонал корпорации. Часть комнат решили сдавать, потому что содержание здания стоило больших денег. Арендаторы не желали ютиться в крохотных душных «клоповниках», поэтому для повышения коммерческой привлекательности башни, проектировщикам было дано поручение создать светлое здание с просторными холлами и большими офисными площадями. Понятно, что свет и воздух могли обеспечить только высокие потолки, а, следовательно, размеры небоскреба следовало увеличить за счет роста вверх.
В 70-ых года XX века в Америке происходил настоящий бум небоскребов – высотки росли как грибы после дождя. Итак, 110-этажный Сирс обещал стать самым великим зданием не только в Чикаго, но и в США, и даже во всем мире. В 1969 году родилась сама идея строительства гигантской башни, однако заказчиками высотки двигало отнюдь не желание бахвальства, а сугубо практический интерес. В распоряжении застройщика оказалась площадь, в одном из деловых районов Чикаго, едва превышающая 5000 кв. м.
Основная доля забот по разработке небоскреба легла на архитекторское бюро Skidmore. В апреле 1971 года строительство вступило в активную фазу, а уже весной 1973-ого здание было полностью завершено. Удивительные темпы, не правда ли?
Уникальность Сирс Тауэр в том, что при желании этот небоскреб мог бы «надставляться», наращивая дополнительные этажи – эта особенность именно трубной архитектуры. Основным строительным материалом, который пошел на возведение Сирс Тауэр, была сталь. Как известно сталь – очень прочный материал. Для формирования небоскреба использовали несущие конструкции, состоящие из сварных труб с квадратным сечением. Первоначально было задумано внедрить 15 таких труб, потому что помимо офисов в Сирс Тауэр планировалось устройство гостиницы. Однако позже гостинца была исключена из проекта, и число труб решили уменьшить до 9. Эти гигантские трубы, составленные в единый ступенчатый конгломерат в расстановке 3х3, позволили зданию эффективно противостоять ветру.
В 1969 году компания "Sears, Roebuck & Co." была самым большим предприятием розничной торговли в мире и её штат насчитывал примерно 350 000 работников. Руководство решило собрать тысячи работников в офисах под крышей одного здания на западе делового района Чикаго. Для постройки здания требовалось 279 000 кв. м земли, а с учётом прогнозируемого расширения - и того больше, так что архитекторы "Skidmore" знали, что это здание будет одной из самых больших офисных построек в мире. Руководство "Sears" заранее решило, что первоначальная постройка должна быть тщательно спланирована так, чтобы вместить армию работников отдела сбыта, в то время как незанятую площадь, оставленную для будущего роста, планировалось сдавать небольшим фирмам до тех пор, пока она не понадобится "Sears". С этой целью необходимо было делать небольшие комнаты с высоким соотношением площади оконных проёмов к площади помещения, чтобы повысить их привлекательность для будущих арендаторов. Небольшая площадь требовала большей высоты здания. Архитекторы "Skidmore" предложили проект башни с площадью основания в 5 000 кв. м, постепенно сужающейся кверху рядом скосов, придающих Сирс Тауэр исключительно внушительный ступенчатый вид. По мере того как планы расширения "Sears" оптимистично росли, башня по предполагаемой высоте перевалила отметку в 100 этажей и обогнала недостроенный Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке в борьбе за звание самого высокого здания в мире. Ограниченный по высоте не законами физики и не отсутствием воображения, а скорее лимитами Федерального авиационного управления США для защиты воздушного сообщения, Сирс Тауэр полностью финансировался корпорацией "Sears" и должен был быть увенчан двумя антеннами для местной теле- и радиотрансляции. "Sears" и администрация Чикаго одобрили проект и первый элемент арматуры был установлен в апреле 1971 года. Строительство было завершено в мае 1973 года и обошлось в то время примерно в 150 млн долларов, что в 2005 году было бы эквивалентно 950 млн долларов. Для сравнения, построенный в 2004 году в Тайпее небоскрёб Тайпей 101 обошелся бы в 2005-м примерно в 1 млрд 640 млн долларов. Функционирование Как бы то ни было, оптимистические ожидания "Sears" в отношении роста не оправдались.
Продолжалось соперничество с привычными конкурентами (такими как "Montgomery Ward"), а затем компанию превзошли по влиянию другие гиганты розничной торговли: "Kmart", "Kohl's" и "Wal-Mart". Финансовое благополучие "Sears & Roebuck" пошатнулось в 70-х, когда компания потеряла свою долю на рынке и руководство стало ещё более осторожным. Сирс Тауэр ждало вовсе не то будущее, какое было запланировано в "Sears". Башня стояла полупустой около 10 лет, тогда как в Чикаго 80-х годов возводилось всё больше офисных построек. Компания была вынуждена заложить собственное здание. В 1993 году "Sears" начала сокращать свои служебные помещения в Сирс Тауэр и к 1995-му полностью освободила здание, переехав в новое здание в Хоффман Эстейтс в Иллинойсе. С того времени Сирс Тауэр сменила несколько владельцев, но корпорация "Sears" сохранила права на её название. Сейчас это офисное здание, предоставляющее помещения в аренду более 100 различным компаниям, включая крупные адвокатские конторы, страховые компании и фирмы по предоставлению финансовых услуг.
Ступенчатая структура Сирс Тауэр является лишь в малой степени дизайнерской прихотью архитектора, в основном она играет сугубо функциональную роль. Итак, 9 квадратных труб расположены на разной высоте. Площадь, занимаемая одной трубой, равна 22х22 метра. Трубчатый дизайн - выдумка инженера-проектировщика Фазлура Кана. Он просчитал, что каждая отдельная труба с квадратным сечением принимает на себя часть сильной ветровой нагрузки и поэтому давление на здание распределяется равномерно. Как видно на фото не все трубы имеют одинаковую высоту, только 2 из них доходят до самого последнего этажа, тогда как 3 штуки вздымаются до 90-ого, еще 2 штуки оканчиваются на 66-ом, а 2 прерываются на 50-ом этаже. Т.е., здание начинает сужаться именно с 50-ого этажа.
Венчают небоскреб 2 телевизионные антенны, каждая высотой около 88 метров. Надо отметить, что конечная высота Сирс была ограничена далеко не техническими возможностями, а регламентом Военно-Воздушных сил США. Просто более мощное сооружение стало бы серьезным препятствие на пути следования самолетов. В 70-ые года XX-ого века трубное проектирование являлось инновационным. Для того чтобы обеспечить зданию нужную устойчивость был организован прочный фундамент, поддерживаемый 114 сваями, вбитыми глубоко в землю. Вес башни поистине колоссален – более 440 млн. фунтов!
Для укрепления трубчатых несущих конструкций была использована сеть балок и колонн в наружных стенах. Для отделки небоскреба применили черный алюминий, который отличается пластичностью, хорошими декоративными качествами и легкостью. Стекла установили тонированные – это позволило избежать перегрева здания. Для осуществления вентиляции на уровне 29,64,88,104 этажа сделаны большие вентиляционные решетки, которые выполняют также декоративную функцию, прикрывая балочные фермы. Внутри здания курсируют 104 высокоскоростные лифта, разделяющие небоскреб на 3 зоны. В здании имеется система указателей, помогающая людям в ориентировании. В Сирс Тауэр имеется особая система пожаротушения, которая работает автоматически, кроме того, само сооружение построено из огнеупорного материала, поэтому даже в случае возгарания ему не грозит обрушение.
Стальной остов небоскреба покрыт облицовкой из черного анодированного алюминия (ее совокупная площадь составляет 113 312 кв. м) с более чем 16 100 окнами темно-бронзового стекла. Шесть автоматических моечных машин чистят их 8 раз в году.
Общая масса здания составляет 222 500 тонн. Оно стоит на 114 бетонных с каменной засыпкой сваях, глубоко вбитых в твердое скальное основание. Самый нижний уровень башни залегает на 13 м ниже уровня улицы. На заливку фундамента пошло более 600 000 кубометров бетона — этого количества хватило бы, чтобы построить 8-рядную автостраду протяженностью в пять миль. В здании проложено 3220 км электрического кабеля. А телефонными кабелями (их протяженность составляет 69 200 км) можно 1,75 раза обернуть всю нашу планету по экватору.
Постройка «Сирс тауэр» завершилась 3 мая 1973 г. Общая его стоимость составила более 150 миллионов долларов. В разгар строительства здесь трудилось до 2400 рабочих.
Площадь офисных помещений внутри огромного здания — более 418 000 кв. м; это больше чем 57 футбольных полей. Самый высокий функциональный этаж здания находится на высоте 436 м. Лифтовая система «Сирс тауэр» включает в себя 106 скоростных лифтов, в том числе 16 двухпалубных экспресс-лифтов. Со скоростью 488 м в минуту они доставляют пассажиров к двум верхним вестибюлям, откуда их развозят по этажам местные подъемники. Комплекс рассчитан на 12 000 человек, около 25 000 человек посещают здание каждый день.
Из-за колебаний рынка недвижимости огромная башня несколько раз оставалась частично незаполненной. Однако в последние годы «Сирс тауэр» снова стала одной из наиболее престижных построек Чикаго. Впрочем, после терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке владельцы многих компаний утратили желание арендовать офисы в высотных зданиях. Сейчас в «Сирс тауэр» заняты примерно 88 процентов помещений. Некоторые руководители фирм предпринимают дополнительные меры предосторожности, иногда весьма необычные. Так, президент одной фирмы, занимающей 88-й этаж небоскреба, закупил для своих сотрудников парашюты: на тот случай, если им вдруг придется экстренно покидать здание.
«Сирс тауэр» — одна из самых популярных достопримечательностей Чикаго. Ежегодно ее посещают около 1,5 миллиона туристов. Смотровая площадка расположена на отметке 412 м. Отсюда открывается захватывающая панорама Чикаго и окрестностей, лежащих на расстоянии 70—80 км от города. Говорят, что в ясный день с башни можно видеть сразу четыре штата — Иллинойс, Индиану, Висконсин и Мичиган. В былые времена туристов, желающих подняться на смотровую площадку «Сирс тауэр», не проверяли. Сегодня входящих проверяют даже более тщательно, чем в аэропорту. Вдобавок по периметру здание патрулирует с десяток полицейских, а парковка машин вблизи небоскреба и вовсе запрещена. Это — необходимые меры безопасности после крушения зданий Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке.
Помимо своих основных функций, башня «Сирс тауэр» выполняет роль теле- и радиотранслятора. В марте 2000 г. ее модернизировали. Теперь на башне по четырем углам крыши установлены четыре комбинированных антенны, каждая высотой 9 м. Это дополнение позволило обеспечить цифровым телевидением весь обширный район Чикаго. Существуют планы установки на крыше «Сирс тауэр» дополнительных 7-метровых вещательных антенн. Эта мера позволит башне еще на какое-то время удержаться в верхней строчке небоскребов-рекордсменов.
В марте 2004 г. появились сообщения, что страховая компания MetLife Inc., владевшая башней на протяжении последних 15 лет, решила продать «Сирс тауэр».
Одно из самых высоких зданий США - Sears Tower в Чикаго – предлагает туристам пощекотать себе нервы. Четыре стеклянных балкона под общим названием Ledge, установленные на западной стороне смотровой площадки Skydeck, позволят туристам взглянуть на город по-новому.
А благодаря прозрачному полу ни одна деталь окружающего пейзажа не ускользнет от их глаз. Балконы установлены на высоте 103-го этажа небоскреба, каждый из них может одновременно вмещать до 5 человек. Они изготовлены из сверхпрочного трехслойного стекла и способны выдерживать вес до 5 тонн. При этом толщина каждого слоя стекла составляет всего около 1,3 сантиметра, а толщина самих стеклянных стенок - около 4 сантиметров. Балконы имеют выдвижную конструкцию, что позволит беспрепятственно проводить мойку и техническое обслуживание небоскреба.
Чикаго (Chicago) — самый большой город штата Иллинойс, третий по числу жителей город США (после Нью-Йорка и Лос-Анджелеса), второй по значимости финансовый центр США и крупнейший транспортный узел Северной Америки. Чикаго протянулся дугой вдоль юго-западного побережья озера Мичиган (Lake Michigan) на 29 миль; центр города находится в районе впадения в озеро реки Чикаго. Население города составило, по данным на 2006 год, более 2,8 млн человек. Вместе же с пригородами "Большой Чикаго", занимающий почти весь северо-восточный "угол" штата Иллинойс, насчитывает около 10 млн человек. Через Чикаго проходит большинство национальных дорог, а также железнодорожных и авиационных маршрутов северной части США. Город, являющийся административным центром округа Кук (Cook County), по праву считается экономической, промышленной, транспортной и культурной столицей Среднего Запада. Чикаго обслуживают 2 крупных аэропорта и несколько мелких. Аэропорт О’Хара (O’Hare), расположеннный к западу от Чикаго, - один из самых крупных аэропортов в мире - занимает второе место в мире по количеству перевозимых пассажиров.
Во второй половине 18 века, во времена Американской революции, на территории современного штата Иллинойс проживало около 2 тысяч коренных американцев и малое число французских поселенцев.В 1810-х годах сюда стали прибывать американские поселенцы из Кентукки. Поселение Чикаго, положившее начало будущей метрополии, было основано французскими иезуитами на берегу реки Чикаго в одной из природных гаваней в южной части озера Мичиган. Название "Чикаго" - это измененное французами слово из языка местных индейцев майами-иллинойс "shikaakwa", означающее "дикий лук".В 1833 году Чикаго впервые появился на карте как посёлок с населением 350 человек. Развитие железных дорог и изобретения в области сельского хозяйства быстро превращали богатую прерию центрального Иллинойса в один из самых производительных и ценных сельскохозяйственных районов в мире, привлекая сюда фермеров-иммигрантов из Германии и Швеции. В 1837 году Чикаго получил статус города.
В 1871 году большая часть города сгорела в Великом чикагском пожаре. Город пришлось отстраивать заново, но это послужило толчком к величайшему строительному буму в истории страны и становлению Чикаго как одного из центров архитектуры США. Здесь работали такие известные архитекторы, как Дэниэл Бернем, Луис Салливан, несколько позже - Ван-дер-Роэ, с которых и началась революция в американском градостроительстве. Чикаго дает отличную возможность познакомиться с историей небоскребостроения: именно здесь в 1885 году был построен первый в мире небоскрёб. А за отстроенным после пожара Чикаго закрепилось прозвище "The Second City" - "Второй город". Сегодня у Чикаго, как и у каждого уважающего себя американского города, имеется множество прозвищ, самые известные из которых, пожалуй, "Город Ветров" ("The Windy City") и "Город, который работает" ("The City That Works").
К концу 19 века рост промышленности привлек иммигрантов из Восточной и Южной Европы. Основным центром промышленного производства становится Чикаго. В 1890 году Чикаго был вторым по размерам городом в США (после Нью-Йорка) с населением в 1,1 миллиона человек. С начала 20 века Иллинойс занимает одно из первых мест по индустриальному развитию в стране. В Чикаго стекались не только иммигранты из Европы: большое и важное сообщество сформировали афро-американцы, мигрирующие с сельского Юга, которые создали знаменитую джазовую и блюзовую культуру города.
В 1920-е годы Чикаго приобрел международную "славу" в связи с ростом организованной преступности во главе со знаменитыми гангстерами, такими как Аль Капоне.
Чикаго - город пляжей и парков, которые тянутся вдоль побережья на 46 км. Он славится множеством первоклассных ресторанов и кафе, неисчислимым количеством баров и ночных клубов. В Чикаго есть несколько районов, где находятся национальные рестораны и можно попробовать блюда различных кухонь мира. Этот город известен своими джазовыми и блюз - клубами. Ежегодно в нем проходит знаменитый джазовый фестиваль Chicago Jazz Festival. В районе от State Street до Magnificent Mile находятся шикарные магазины, галереи, бутики, сувенирные магазины - здесь обеспечен шоппинг мирового класса. В Чикаго расположены также множество музеев и театров.
Чикаго лежит в зоне умеренно-континентального климата. Здесь выделяются четыре сезона. Средняя температура самого жаркого месяца, июля, колеблется между18,8°C и 29,4°C, а самого холодного, января, - от -0,3°C до -8,3°C. Лето - самый дождливый сезон, с короткими ливнями и грозами, более обычными, чем затяжные дожди. Зима - самый сухой сезон, с осадками в основном в виде снега.
Деловой центр Чикаго, где расположены биржи, главная торговая улица Стейт-стрит (State Street), улица Ласалль (LaSalle), называемая чикагской Уолл-стрит, Мичиган-авеню (Michigan Avenue), считающаяся красивейшей улицей города, часть которой - "Великолепная Миля" (Magnificent Mile) - славится фешенебельными отелями, ресторанами и магазинами.
Самым первым небоскребом принято считать построенное по проекту американского архитектора Уильяма Ле Барона Дженни (William LeBaron Jenney) в 1885 году в Чикаго здание Хоум Иншуренс Билдинг (The Home Insurance Building), просуществовавшее до 1931 года. Первоначально оно имело "всего" 10 этажей, а в 1891 году были надстроены еще два.
Сегодня 5 из 10-ти самых высоких зданий в США и 10 из 50-ти самых высоких зданий в мире находятся в Чикаго.
Также по проекту знаменитого архитектора Сантьяго Калатравы строится "Сhicago Spire". Здание высотой 609 метров по форме напоминающее сверло, должно быть построено к 2011 году. В небоскребе будет 150 этажей, 1193 квартиры площадью от 50 до 956 м2 с трехметровыми потолками и окнами во всю стену.
Там стоит здание, построенное Луисом Салливаном, украшенное тонкой вязью из кованого железа и огромными окнами, а также небоскреб State of Illinois Building, спроектированный в 1985 году, с вращающимися полами и прозрачными лифтами. Небоскреб Tribune Tower, построенный в готическом стиле по международному конкурсному проекту в 1920-х годах, в котором размещаются редакции чикагских газет, можно увидеть сразу за Michigan-avenue Bridge, где раскинулся самый богатый район города.
Интересные факты о Сирс Тауэр
Площадь, занимаемая Сирс Тауэр, равна 8-полосному автомобильному шоссе.
Стали, пошедшей на строительство небоскреба, вполне хватило бы для выпуска 50.000 автомобилей.
В здании столько телефонных проводов, что ими можно было бы обернуть земной шар 1.75 раз!
С самой высокой смотровой площадки «Skydeck» в ясный день открывается вид на 4 штата США: Иллинойс, Индиану, Мичиган и Висконсин.
На крышах установлены 6 автоматизированных моечных машин, которые раз в 1,5 месяца очищают 16100 окон Башни.
Общая площадь Сирс Тауэр равна 57 футбольным полям.
Антенны Сирс Тауэр принимают удары молний не менее 600 раз в год, а то и чаще!
В Сирс Тауэр расположены туалеты на уровне 103 метров над землей – эти ватерклозеты признаны самыми «высотными» в мире.
Туристы, приезжающие в Чикаго, считают своим долгом посетить самую высокую точку города - смотровую площадку Skydeck. Она располагается на 103 этаже Сирс Тауэр в 412 метрах от основания здания. Скайдек превосходит по высоте другую знаменитую туристическую достопримечательность Чикаго - обсерваторию в Джон Хэнкок Центре. Справедливости ради, нужно упомянуть и о второй смотровой площадке – она находится на 99 этаже и играет роль запасной, эксплуатируясь во время профилактических работ на Скайдеке. Вид открывается из обсерватории великолепный! В хорошую погоду можно разглядеть окрестности на расстоянии 40-50 миль, вдоволь любоваться современной архитектурой Чикаго и даже заглянуть при помощи телескопа в другие штаты Америки – Висконсин, Мичиган и Индиану. Фантастика? Нет! Дорога вверх занимает не более 1 минуты, причем лифты, весьма напоминают шатлы, этакие космические челноки, оснащенные 50-дюймовыми мониторами с плоским экраном, с которых транслируется вид на удаляющуюся Землю. Всего к обсерватории курсирует 2 высокоскоростных лифта. Skydeck - это не только смотровая площадка, но еще и интерактивный музей, который помогает гостям Чикаго ознакомиться с историей города. В специальных электронных кисках каждый сможет совершить виртуальное путешествие по столице штата Иллинойс.
В ветреные дни посетителя обсерватории могут на «собственной шкуре» ощутить колебание здания. В Сирс Тауэр находятся не только офисы, но еще и рестораны, кафе, бары, в которых можно отведать самые изысканные блюда североамериканской, европейской, мексиканской кухни или наскоро перекусить, обсудив, увиденные красоты «города ветров». Ежегогодно Сирс Тауэр и Скайдек осматривает более 1 млн. туристов из разных частей света. Для отдыхающих предусмотрен отдельный вход с южной стороны башни.
В настоящее время Сирс Тауэр уже не принадлежит компании Sears. Из-за финансовых трудностей владельцы были вынуждены продать небоскреб и переехать в здание меньших размеров. Сейчас Сирс Тауэр сдается в аренду, но название Башни осталось прежним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий