воскресенье, 17 апреля 2016 г.

школьные уроки


Как британские школьники раскрыли тайну Плесецка

Это произошло во времена, когда карибский ракетный кризис приблизил мир к ядерному Армагеддону, а нога человека еще не ступила на Луну. Анналы холодной войны пополнились совершенно неожиданным событием, в котором решающую роль сыграли уроки физики в одной из провинциальных школ Британии. Правда, школа была все-таки не совсем обычной. Это была мужская гимназия в городе Кеттеринг, где обучение велось с 11 лет по углубленной программе.

Обычно эффект Доплера объясняют на примере высоты звука полицейской сирены, которая меняется в зависимости от того, приближается ли машина к наблюдателю или удаляется от него.

В 1966 году преподаватель физики этой школы решил предложить своим ученикам другое проявление этого эффекта, когда частота и, соответственно, длина волны излучения, воспринимаемая наблюдателем, меняется вследствие движения источника излучения и/или движения наблюдателя (приемника).

Звали учителя Джеффри Перри, одним из его увлечений было наблюдение за космическими спутниками. Их-то он и решил использовать для демонстрации эффекта Доплера, вспоминает Майкл Синнетт, один из его бывших учеников.

"Джеффри Перри хотел продемонстрировать частоту спутника, когда тот двигался в направлении школы, над ней, а затем при удалении от школы", - рассказывает он.

Для этого нужно было специальное оборудование. И тут на сцене появляется коллега Перри, преподаватель химии Дерек Слейтер, в свободное от работы время увлекавшийся радиотехникой.




За 25 фунтов ими был приобретен армейский приемник CR-100 времен Второй мировой войны, генератор сигналов был взят напрокат, а между двумя зданиями школы был натянут провод, служивший антенной. Оборудование установили в дальнем углу кабинета физики. Ученики должны были заходить сюда до уроков и во время перемен, чтобы записывать сигналы со спутников. "Однажды мы заметили, что запущен спутник, сигнал которого отличался от других", - продолжает Майкл Синнетт.

Вооруженные знаниями о наклонении орбиты спутника по отношению к экватору, школьники стали отмечать маршрут таинственного космического объекта на старом глобусе. Им удалось установить таким образом, что этот спутник не был запущен с известного всем космодрома Байконур в Казахстане. Второй запуск позволил им уточнить новое место запуска спутников. В конце концов группа учеников из гимназии Кеттеринга установила, что речь идет о новом космодроме Плесецк, который находился на расстоянии в более чем 3 тыс. км от Байконура.

Перри сообщил об открытии местной газете, а также сотрудникам научного журнала. Казалось, что эта новость никого особенно не заинтересовала. Однако 18 апреля 1966 года в школьный кабинет физики нагрянули тележурналисты с камерами. Учителям и их ученикам была уготована известность.

Журналисты писали, что британские школьники "опередили американцев" в обнаружении Плесецка. СССР же не признавал существование нового космодрома еще целых 17 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий