вторник, 5 апреля 2016 г.

Анна Ахматова и Амедео Модильяни: любовь как искусство


Анна Ахматова и Амедео Модильяни.

Роман, полный невероятных предположений и досужих суждений, – именно такими оказались отношения талантливого итальянского художника Амедео Модильяни и великой русской поэтессы Анны Ахматовой. В нём было место и тайнам, и противоречиям, и рождению истинного искусства, в чертах которого угадывается недосказанная история глубокой любви. Две известные личности с особым отношением к противоположному полу смогли воспылать страстью друг к другу на весьма короткое время.

Отношение Анны Ахматовой к мужчинам


Анна Ахматова в молодости. 

Чтобы понять, насколько Анна Ахматова благоволила к мужскому полу, достаточно прочесть ее любимую фразу: «Культура женщины определяется количеством ее любовников». При этом, она подмечала, что, увы, у нее достойных кавалеров было меньше пяти. Замужем она была три раза, но многие источники утверждают, что у Анны были связи и на стороне. 


Анна Ахматова с мужем Николаем Гумилёвым и сыном. 

Причем, первый муж, Николай Гумилев, который стал, вскоре, известным поэтом, часто закрывал глаза на мимолетные увлечения своей супруги, благодаря чему они прожили в браке восемь лет. Сама же Ахматова, когда-то скажет о себе самой: «Чужих мужей нежнейшая подруга и многих безутешная вдова».

Отношение Амедео Модильяни к женщинам


Модильяни, Пикассо и поэт Андре Сальмон.

Что же касается жгучего красавца Модильяни, то он просто обожал мимолетные отношения с представительницами прекрасного пола. Часто его возлюбленными становились его же натурщицы, с которыми художник предавался любовным утехам прямо в процессе рисования. Его непостоянство в выборе партнерш не стало препятствием для искренней любви со стороны нескольких девушек. Официально таковыми являются Беатрис Гастинг и Жанна Эбютерн. 


Жанна Эбютерн. 

Обе были музами художника, а Жанна даже родила ему дочь. На свет должен был появиться и еще один их совместный ребенок, но Эбютерн, будучи беременной, покончила с собой, когда узнала о смерти своего Амедео. Что же касается Анны Ахматовой, то ее никак не связывали любовными узами с Модильяни и только в 60-х годах ХХ века сама поэтесса приоткрыла завесу их отношений, рассказав о великом художнике и его роли в ее судьбе.

Встреча Ахматовой и Модильяни


Художник Амедео Модильяни. 

Впервые они встретились в Париже, в 1910 году, когда русская поэтесса путешествовала по Франции и Италии со своим новоиспеченным супругом Николаем Гумилевым. У пары был медовый месяц. Сама Ахматова рассказывала, что итальянец сумел произвести на нее впечатление. Ведь вопреки нелепому внешнему виду (художник был одет в вельветовые штаны и куртку желтого цвета), его поведение было настолько галантным, а манеры – безупречными, что Анна даже забыла о его наряде. Но их знакомство было недолгим, и скоро Гумилевы вернулись домой.

Рождение романа


В мастерской художника. 

Не смотря на то, что поэтесса тщательно хранила тайны о своих отношениях, известно, что Модильяни ее просто обожал. Об этом он и признался Анне в первом письме, присланном ей через полгода после их встречи в Париже. В то время супруг Ахматовой находился далеко, и писательнице было легко воспылать чувствами к заграничному художнику. Он засыпал Анну страстными письмами и это дало свой результат. Когда Николай Гумилев вернулся домой, супруги сильно поссорились, и Анна уехала в Париж. Это случилось в 1911 году, и именно с этого момента началась история двух гениев искусства.

Как это было


Амедео Модильяни в мастерской. 

По словам самой поэтессы, именно с Модильяни у нее не было никаких отношений. Но, в это же время художник смог написать более 16 потрясающих картин с ее изображением. А сама Ахматова призналась своему знакомому Георгию Адамовичу, когда они проезжали мимо ее парижских апартаментов в 1965 году, «как часто здесь гостил у нее Модильяни». Вспоминая, Анна Андреевна рассказывает, что они с Амедео просто гуляли по улицам Парижа, поскольку художник был настолько беден, что ему нечем было платить за удобства во время их свиданий. 


Анна Ахматова. 

Их отношения поэтесса назвала предысторией жизни: короткой – Амедео, и длинной – самой Ахматовой. Эти два сердца объединяли особые взгляды на вещи. Модильяни восхищался способностью Анны угадывать мысли, а двадцатилетняя девушка поражалась его умению видеть мир не таким, каким видели его остальные. Художник часто водил русскую поэтессу в Лувр, приобщая ее к своей увлеченности Египтом. 


Картина Амедео Модильяни «Анна Ахматова».

Он даже рисовал картины с лицом Ахматовой в духе египетских женщин. Вспоминая, Анна Андреевна с трепетом рассказывает, как Амедео укрывал ее под дождем во время их прогулок, и описала случай, когда пришла к нему с букетом роз, а его не было дома. Здесь поэтесса признается, что начала отрывать и бросать лепестки ему под дверь. А сам художник потом скажет, что они очень красиво лежали. 


Анна Ахматова: заглядывая в будущее.

Эти слова скрывают в себе больше признаний в любви, чем самые громкие возгласы. Ведь только трепетные отношения позволяют сделать обычные цветы частью особенных воспоминаний. Воспоминаний о романе, который длился очень короткое время. Спустя несколько месяцев, поэтесса решила вернуться на Родину и, на прощанье, Амедео отдаст ей 16 своих картин с ее изображениями. Он попросит хранить их, но это окажется невыполненным обещанием, так как, вскоре, они сгорят во время пожара и лишь один рисунок будет с Анной всю жизнь. 

Когда закончилась любовь...


Талантливый художник и жгучий красавец Модильяни. 

После разлуки, Модильяни возвращается к своей разгульной жизни, от последствий которой, в 1919 году, и умирает. Анна узнает об этом случайно, прочитав старый журнал в 1920 году. Тогда об Амедео скажут, что скончался хороший художник, а в 1922 году его назовут великим. В 1990-х мир увидит выставку картин Модильяни, среди ста которых будет место и 12-ти портретам Ахматовой. Сама же Анна выйдет замуж еще дважды и никому не признается об отношениях с великим художником. 


Анна Ахматова на склоне лет.

И лишь на закате своей жизни она, с особым трепетом, поведает историю о жгучем красавце из Парижа, о котором не было написано ни одного стиха, но зато какая глубокая тоска появится в ее произведениях после их расставания. И сам Модильяни не станет кричать об их отношениях, а просто напишет картины с ее изображением. Видимо, так передают свои чувства настоящие люди искусства: молчат вслух, и кричат о них в своих гениальных произведениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий