Форсирование Вуоксы и штурм плацдарма на ее противоположном берегу, вылазка во вражеский тыл и спасение раненых офицеров, ранение и отказ покидать поле боя… Это не хроника напряженных фронтовых недель, таким выдалось 9 июля 1944 года для старшего сержанта Петра Гончарова.
В июне 1944 года началась наступательная операция советских войск на Карельском перешейке и в Южной Карелии. Силам Ленинградского и Карельского фронтов, Балтийского флота, Ладожской и Онежской военных флотилий предстояло нанести совместный удар по позициям оборонявшейся в этом районе финской армии.
К 23 июня 44-го части 23-й армии Ленинградского фронта вышли к южному берегу реки Вуокса. На противоположном берегу находился укрепленный рубеж противника. Удержать его финны пытались любой ценой.
Важным для них было выиграть время — хотя бы сутки, чтобы успеть подтянуть резервы, а для советских сил — форсировать реку как можно быстрее и выбить врага с занимаемых позиций до подхода подкрепления.
Отделение пулеметной роты старшего сержанта Петра Гончарова 9 июля в числе первых преодолело водную преграду.
«Показал себя одним из бесстрашных воинов», — напишут потом в представлении старшего сержанта к ордену Отечественной войны. И там же пара строк о главном подвиге героя: «Участник боев на Карельском перешейке при форсировании реки Вуоксы и занятии плацдарма противника из станкового пулемета уничтожил 120 человек белофиннов».
Он воевал с первых дней войны, защищал город на Неве, участвовал в прорыве блокады в районе Синявина. К июню 44-го он командовал отделением пулеметной роты 946-го полка 23-й армии, имел медаль «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».
События 9 июля 44-го позднее с пафосом изложат и в представлении старшего сержанта Гончарова к главной награде страны.
Той июльской ночью пулеметчики во главе со старшим сержантом Гончаровым одними из первых достигли северного берега реки Вуоксы.
Форсировать мощную водную преграду, местами достигавшую 500 метров, — задача не из простых. Одна осветительная вражеская ракета — и защитники как на ладони. Но бойцам повезло: их заметили слишком поздно.
Пулеметчики яростно вцепились в занятый финнами берег. Расчет Гончарова с ходу ударил по рыбацкому домику на берегу: засевшие в нем вражеские автоматчики мешали дальнейшему продвижению батальона. Невзирая на мощный обстрел и потери, стрелки Гончарова работали безошибочно. Бронебойно-зажигательными снарядами они подавили одну за другой все огневые точки и заняли наконец казавшийся неприступным рубеж.
Обескураженные потерей выгодного участка обороны финны предприняли контратаку. Пустив в ход значительные силы, они остервенело штурмовали позицию, на которой закрепились бойцы. Несмотря на численное превосходство, защитники стояли намертво. Вслед за первой не увенчались успехом вторая и третья попытки противника занять дом на берегу Вуоксы.
Советские бойцы продолжали наступление, а финны ожесточенно сопротивлялись. На одном из участков они все же сумели вклиниться в боевые порядки красноармейцев.
А в блиндаже, теперь уже в тылу врага, остались два тяжелораненых лейтенанта — Павловский и Телятников. На их спасение отправилась группа разведчиков, ее возглавил все тот же старший сержант Гончаров.
К блиндажу группа двигалась ползком, осторожно, от траншеи к траншее, держа наготове автоматы, ножи и ручные гранаты. Действовать нужно было слаженно и быстро: любая оплошность могла сорвать вылазку, да и раненых офицеров финны могли обнаружить в любой момент. И вот, когда до блиндажа оставалось всего пара сотен метров, группу заметили. Яростно ударили вражеские минометы, медлить теперь было равносильно смерти.
Оценив обстановку, Петр Гончаров рванул к цели. За ним последовали и другие бойцы. Финны не жалели огня, пытаясь отрезать все пути к заветному рубежу, но разведчики, лавируя под минометным обстрелом, все же сумели прорваться.
Подобрали раненых офицеров и приготовились к новому броску, к своим.
Гончаров прикрывал группу и уходил последним. Выстрелы не смолкали, с оглушающим свистом и скрежетом ложились осколки мин и гранат, а старший сержант, рискуя собой, давал разведчикам шанс вернуться живыми.
Отстреливаясь очередями, он заставлял врага залечь к земле, а после короткими перебежками отступал по следу товарищей.
До своих оставалось не больше двух бросков, когда плечо Гончарова прошила пуля. Стиснув зубы, он приготовился к очередному маневру. И вот — пехотинец в расположении своих. До подхода подкрепления раненый и измученный, перевязанный наспех, он отразил еще три контратаки противника, и только потом отправился в госпиталь.
Наступление советских войск в Карелии продолжилось и завершилось в августе44-го выходом Финляндии из войны, а старший сержант Петр Гончаров в марте45-го стал Героем Советского Союза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий