Репортаж о поездке, открывшей глаза на сербское национальное самосознание, традиции братского народа, его образ жизни и, что главное, образ мысли.
Саша Савичевич обещал познакомить с истинной Сербией, и слово свое сдержал с лихвой...
Генеральный дистрибьютор RT и ВГТРК в Южной Европе встретил корреспондентов «Ридуса» на центральном вокзале Белграда обязательным чоканчичем ракии.
Чоканчич — это такой маленький фужер, аналогов которому найти трудно. Ну, а ракия — балканский самогон. Но это отдельная тема, требующая глубокой детализации. Ведь ракия, как ни странно, одна из главных составляющих самобытной сербской культуры.
Когда отдышались после первых «полста», Саша предложил, не мешкая, отправиться в самое сердце Сербии, деревню Рашичи, под Иваницей, что на границе с нынешней Боснией, в родовое гнездо Савичевичей.
Белград, сказал он, замечательный город, но все же несколько не то: мегаполисы похожи друг на друга в своем разнообразии. Нам же предстояло увидеть нечто уникальное. Путь предстоял неблизкий, а добраться хотелось засветло.
Кто-то из читателей, возможно, отметит факт того, что гостеприимный серб выпил, и тут же сел за руль… да это так. Но в Сербии и ПДД не столь строги, как у нас, и без ракии практически ничего не делается. Но об этом ниже.
Торопивший в дорогу Саша знал, о чем говорил. Ведь в пути, как оказалось, нас ждали остановки. Орашац — важнейшая для каждого уважающего себя серба географическая точка. Именно здесь полностью раскрылось самосознание нации.
Маленькая, тихая, уютная деревня ничем особо не примечательна, да так бы и затерялась среди зеленых холмов Шумандии (одного из 17 округов страны), если бы не угораздило её стать центром Первого сербского восстания против турецких окупантов.
В начале XIX в. творимый янычарами произвол переполнил чашу сербского терпения, а последней каплей стала Казнь Князева (Сеча Кнезова) — в 1804 году турки устроили массовую казнь сербских дворян и священников. После этого все, способные держать в руках оружие, сербы собрались в Орашаце, откуда под предводительством Карагеоргия Петровича началось восстание.
Вместе с Савичевичем нас сопровождал Душко, боевой товарищ Саши. Как и всех их ровесников, война в Югославии застала будущих кумовьев в самом расцвете юности. Савичевич учился тогда на военного летчика, а Душко служил в ВДВ.
По окончании войны, достойно выполнявших свой долг, героев хотели привлечь к ответственности, как военных преступников. Но многочисленные друзья, любящие родственники и просто отзывчивые сограждане не дали свершиться несправедливости. Савичивеч был оправдан, правда, за решеткой ему все же посидеть довелось.
После войны будущие кумовья не стали возвращаться к службе в вооруженных силах, Душко сегодня возглавляет отдел логистики в почтовой службе, ну, а Саша открыл вместе с братом Ваней телекоммуникационное агентство «Спутник» и информационное — «Восток».
Война и последующие преследования утвердили жизненные принципы и убеждения Савичевича. Хоть большой политики он и сторонился, но всегда был готов поддержать свой народ в борьбе за жизненные интересы. На одном из этапов этой борьбы Саша и познакомился с «Раша тудей».
«В 2007 году в Баня Луке (столице Республики Сербской, сербской части Боснии — прим.) должен был пройти митинг против притеснения сербов мусульманами, пользующимися покровительством НАТО, и его организаторы, товарищи мои, обратились за помощью: „Как привлечь внимание мировых, в частности, российских СМИ“, — рассказывает Саша. — Я и посоветовал им напечатать несколько десятков портретов Путина, наклеить их на картон и поднять, как транспаранты».
Впрочем, даже, такие нехитрые действия для его товарищей оказались серьезной проблемой, в итоге всё, включая печать портретов, Саша реализовал собственноручно.
Столь простая «политтехнология» превзошла все ожидания. Об этой новости раструбили все ведущие СМИ, включая AP, AFP и Reuters. Вскоре автора креативной идеи искали не только журналисты, но и спецслужбы. Пришлось залечь на дно. Однако первый опыт на общественной ниве оказался удачным, и вскоре Саша «навел мосты» с RT. Ну, а в нынешнем феврале исполнилось 10-летие их взаимовыгодного сотрудничества.
Надо заметить Савичивеч и дальше продолжал «хулиганить» на медийном поле в попытках связать Сербию с Россией и её национальным лидером. «Видеосэлфи», снятое Сашей на столичном стадионе «Маракана» в 2011 году, в день визита российского президента в Белград, получило «вирусный» характер.
Лозунг Савичевича: «Это — мой президент» довольно долгое время обсуждали на всех уровнях, а выраженная в этих словах идея с тех пор запала во многие сербские умы.
Город Гуча, известный на весь мир своим фестивалем духовых инструментов — последняя точка на пути в Рашчичи. Гуча, конечно. заслуживает отдельного пристального внимания. А надолго задержаться здесь мы не могли себе позволить - день близился к закату, а нам еще много где надо было побывать.
© Ridus.ru
Тем временем, наш неблизкий путь практически подошел к концу: с высоких серпантинов открывались ярчайшие красоты сердца Сербии.
Открывшиеся взору горные лужайки не менее яркие, чем швейцарские пейзажи из известных рекламных роликов, только наполнены они непередаваемым балканским колоритом.
Радость и спокойствие сопровождают здесь путника на каждом шагу.
Каждый прохожий, включая домашних животных, радуется здесь встречному, как родному.
Ну, а если кто-то расслышит русскую речь, задержаться и вовсе приходится надолго, дабы обсудить все последние события из жизни, здоровье родственников и, конечно же, политику Путина...
Рашчичи — обычная сербская деревня. Впрочем, не совсем обычная. Силами Саши и других реализовавшихся в жизни Савичевичией, этот населенный пункт превращен в настоящий действующий музей сербской истории под открытым небом. Причем, весьма технологичный. Например, интернет здесь проведен практически всюду.
Основателем Рашчичей является главный предок Савичевичией, Продан Глигорьевич, более известный как Хаджи-Продан (серб. Хаџи-Продан Глигоријевић; 1760−1825) — сербский воевода, участник Первого сербского восстания Сербской революции. В пещере получившей в последствии его имя, Хаджи-Продан скрыл соплеменников, где они смогли скрыться в ходе турецкого нашествия, а затем, дать врагу достойный отпор.
Саша вместе с другими Савичевичами, практически собственными силами, на собственные средства, установили памятные знаки в честь великого предка, а также помогли в реставрации часовни, возведенной многие века назад в память о подвиге Продана. Ведь за десятилетия правления Тито исторический памятник пришел в полную негодность…
В этой самой пещере полтора столетия назад славный предок Савичевичей спас многие жизни сограждан
© Ridus.ru
Во времена правления коммунистов, руководящие органы страны пытались сделать все, чтобы стереть из памяти сербов детали великой истории нации, Савичевич в этом уверен.
«Каменоломню могли построить в любом ином месте в округе, но построили ровно здесь, напротив пещеры Хаджи-Продана, и что это, как не акт вандализма, — негодует Саша. — Когда средства позволят, я обязательно выкуплю каменоломню, и тут же её закрою». И это отнюдь не пустые слова. Савичиевич уже приобрел землю рядом, и владельцы каменоломни не могут теперь расширить производство.
«Уж сколько раз они пытались у меня выкупить землю, но вот им!», — Савичевич показывает в направлении каменоломни неприличный жест…
Впрочем, здесь, в сердце Сербии, даже сотни лет оккупации не смогли бы вытравить национальный дух из местных жителей. Во времена Тито здесь едва ступала нога коммунистов. Небезопасно им было тут. Иваница, как известно — Родина Драголюба (Дражи) Михаиловича, лидера четников. хоть последний и был казнен подлым образом, но последователей у него осталось множество.
Все они сплочены, все готовы в любой момент прийти друг другу на помощь — и в большом, и в малом. Любовь к самим себе у них начинается с беззаветного почитания предков. Любовь к своей стране — с искренней любви к собственной деревне.
Каждый из Савичевичей, куда бы не отнесла его жизнь, всегда возвратится в Рашчичи; каждый внесет свою лепту в жизнь родного селения.
Если Саша, как уже отмечено выше, способствовал прокладке интернета, то сосед его (и само собой, родственник), работающий в полиции Белграда, здесь отдыхает душой, реставрируя ретро-продукцию советского автопрома.
Кроме того, совместными силами нескольких ветвей калана Савичевичей в Рашчичах построен гостиничный комплекс, да такой, которому позавидуют многие туристические центры. Все необходимые составляющие — от «вай-фая» до бассейна — усилены местным колоритом в лице душевного персонала и развеселой собаки.
В этом гостиничном комплексе и собрались вечером Савичевичи, во главе с отцом семейства, полковником Свето Милоевичем. По ряду причин, к огорчению собравшихся, к застолью не смог прибыть только Ваня Савичевич, Сашин брат, главред агентства «Восток» и автор «Ридуса».
Впрочем, заочно Ваню не раз вспомнили добрым словом. После недавней поездки в Донбасс Ваня удостоился особого почтения со стороны родных. Ну, а известие о включении Савичевича в «список врагов Украины и террористов» собравшиеся за столом встретили хохотом и едкими шутками…
Впрочем, негативные эмоции долго не занимали умы собравшихся. За таким столом, да в таком месте, подобное просто невозможно. Вкуснейший садж и множество других великолепных национальных блюд сопровождался мягкой ракией, которая веселила и расслабляла, но не дурманила…
Как вечер закончился ракией, так утро с нее и началось. Нет, выпивать на заре не начали. Завтрак был по-сербски традиционным — буреки и кофе…
Но сразу же после завтрака Саша повел гостей посмотреть на свою гордость — возрожденное в 2012-м дело Савичевичей, начатое в 1700 году, но прерванное коммунистами — производство сербского национального алкогольного напитка.
Ракия — это нечто сродни самогону. Отличие лишь в одном. Если самогон можно гнать из чего угодно, в первую очередь, из пшеницы, то ракия производится строго на основе определенных фруктов. Существует несколько видов ракии: шљИвовица — ракия из сливы; лОзовача — ракия из винограда, кАjсиjевача — ракия из абрикосов; дУњевача — ракия из айвы; крУшковача — ракия из груш; вИљамовка — ракия из разновидности груш — груши Вильямс; jАбуковача — ракия из яблок.
Савичевич, между тем, проводил экскурсию по собственному производству, выдающемуся даже по мировым стандартам. С одной стороны — ракия, как ракия, но если порыться в деталях — всё в ней особенное — от тайного семейного рецепта, до многократной перегонки и многолетней выдержки.
Впрочем, многолетней выдержки, как пояснил эксперт, требует лишь шливовица, остальные сорта выдерживаются несколько месяцев.
Однако главные составляющие производства ракии, в наибольшей степени отражающиеся на конечном качестве продукта — это фрукты и вода. И если говорить о производстве Савичевича, так в процессе дистиляции употребляется одна из самых чистых и качественных вод на Балканах — из горной речки Моравицы, которая берет начало в Национальном парке — Гора Голия, заповеднике биосферы, находящемся под защитой ЮНЕСКО.
Надо сказать, ракия для Сербии и сербов — это нечто значительно большее, нежели, скажем, водка для России и русских. Культура потребления ракии в Сербии складывалась на протяжении многих сотен лет. Оттого здесь пьют буквально все, но пьянеют лишь единицы. Алкоголиков в Сербии днем с огнем не сыскать. При этом пить сербы начинают в подростковом возрасте, в питейных заведениях свободно наливают с 15 лет…
Затем в дело вступает главный механизм, ивзсетный в России под названием самогонный аппарат
© Ridus.ru
Впрочем, с привычными перегонными кубами, агрегат на производстве Савичевича имеет мало общего...
© Ridus.ru
Своя, домача ракия — это часть местной культуры и предмет гордости хорошего хозяина, который непременно покажет гостю чан, полной сливы, приготовленной для ракии, угостит своей продукцией и будет напряженно ждать заслуженной похвалы. Фруктов в Сербии много, они дешевы, и производят ракию в огромных количествах: по самым скромным подсчетам, число хозйств в Сербии, где производят ракию составляет около 300 тысяч.
Когда продукт проходит несколько этапов перегонки, подходит следующий, не менее важный, этап —- настойка в бочках
© Ridus.ru
Ракия для Сербов на протяжении веков являлась неким символом борьбы за свободу и независимость. «Неизвестно кто и когда принес первый медный котел для изготовления ракии в Сербию, но сохранились турецкие законники, соответственно которым надо выплачивать налог за обладание любого котла в размере 12 акче, — пишет Момо Капор, сербский публицист. — Когда турки стали уезжать из этих краев, в то время как великая Оттоманская империя, как умирающий на Босфоре, встречала свои последние вздохи, ракия стала символом свободы, победы над исламом, запрещающим алкоголь…».
Надо отметить, что и сегодня ракия — это не только одна из главных составляющих сербской самобытности, это еще и один из инструментов политической борьбы за сохранение суверенитета. Ведь отказ от неконтролируемого производства самогона — одно из условий вступления страны в Евросоюз, которого в отличие от местных элит, рядовые сербы совсем не желают, прекрасно понимая, что евроинтеграция похоронит в стране сельское хозяйство, подобно тому, что случилось в Греции.
Ну, и самое последнее — разлить продукт и оформить. Впрочем, и это надо уметь делать качественно...
© Ridus.ru
Альтернативы евроинтеграции для сербов очевидны: о реальных перспективах создания политического союза России и Сербии говорят не только рядовые граждане, этот вопрос поднимается и на экспертном уровне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий