Статья посвящена успехам Голландии в посреднической торговле с Россией в период XVII-XVIII вв.
Как и в статье «Внешняя торговля Росии ХVI — XVII вв.» , в текущей заметке речь пойдет о вопросах внешнеэкономической деятельности России.
В XVII в. в борьбе за преобладание в торговле с Россией соперничали две нации: англичане и голландцы. В конечном счете лавры победителя стяжали вторые.
В 1618 г. голландский резидент в Росси Исаак Масса писал в своем донесении генеральным штатам из Архангельска:
«В настоящее время англичане здесь осрамлены, а наша речь теперь в силе... в течение 50 лет (от торговли с англичанами), царь не получал никакой выгоды, между тем, как от нас голландцев ежегодно поступают значительные суммы в таможню... Насколько здесь прежде англичан уважали, настолько их ныне презирают; насколько они прежде держали здесь себя гордо, настолько они теперь повесили нос и сделались чрезвычайно ласковы к нам; впрочем, иначе они и не могли поступить, и если не представится какого-либо средства, то компания их рушится в этом году, так как в этом году прибыло лишь три английских корабля в Архангельск, а наших было больше тридцати.»
Надо сказать, что и в последующие годы в Архангельск прибывали главным образом суда под голландским флагом.
Заслуживает внимания и тот факт, что основную массу товаров, доставляемых в Россию на голландских судах, составляли товары из Франции. Большая часть русского экспорта также направлялась во Францию. Таким образом, торговля с Московским государством проводилась, в сущности, в широких размерах не Голландией, а Францией.
Что же помогло голландцам потеснить англичан на русском рынке и утвердиться в роли посредника в русско-французской торговле? Причины можно назвать следующие:
- Голландия имела больше судов, чем Франция.
- Строительство судов в Голландии обходилось дешевле, чем во Франции (опыт судостроения; относительная дешевизна строительного леса и рабочей силы).
- Голландские матросы отличались большим профессионализмом (там, где на французском судне необходимо 12 матросов, голландское ограничивается восемью).
- Голландские матросы были неприхотливы в еде, довольствуясь камбалой, сыром, пивом, водой и небольшим количеством водки. Рацион же французов неизменно включал свежий хлеб, свежее мясо, хорошие сухари, вино и разные водки.
- Голландские купцы были сведущи в морском деле; в случае необходимости они с успехом подменяли матросов.
- Голландские купцы были и состоятельнее французских: они почти всегда возмещали непредвиденные расходы в случае форсмажорных обстоятельств, имели возможность не только сбывать товары в кредит на один — два года, но и закупать русские товары на наличные деньги. Голландцы были хорошо осведомлены о положении дел и общественных настроениях в России. Они знали свою клиентуру и умели различать среди русских купцов добросовестных плательщиков от недобросовестных и, в случае банкротства, умели избежать неприятных последствий.
- Следует сказать и об учрежденном в Амстердаме обществе морского страхования, имевшем 60 военных кораблей, которые сопровождали торговые суда и охраняли их от нападений пиратов.
Несмотря на то, что в ХVIII в. Англии удалось потеснить Голландию в торговле с Россией, количество голландских судов, участвующих в этом деле, увеличивалось с каждым годом. В середине ХVIII в. их количество доходило до 300 — 400, а в 1773 — 1777 гг. оно составляло в среднем 642.
Голландцы фигурировали главным образом в качестве посредников между Россией и Южной Европой, привозя с юга и из своих колоний товары и вывозя туда русское сырье. Как велика была их роль, характеризуется лучше всего тем, что не только в первой половине столетия, но еще в 80-х годах в России существовал вексельный курс исключительно на Амстердам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий