воскресенье, 29 марта 2020 г.

Торговый устав 1653 года

Услуги таможенного декларанта

Статья расскажет об изменениях в таможенном законодательстве XVII в., связанных с принятием Торгового устава 1653 г.

В середине ХVII в. в таможенной политике государства произошли серьезные изменения, обусловленные, прежде всего, самодержавно-бюрократической тенденцией. Во-первых, 25 октября 1653 г. царем Алексеем Михайловичем был подписан указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров», положивший начало таможенной реформе.

Появление в 1653 г. единой уставной грамоты было обусловлено предшествующими актами и явилось завершением прежней таможенной политики.

Основой для выработки уставной грамоты 25 октября 1653 г. («Торгового устава») стала челобитная торговых верхов. 

Будучи купцами, они добивались: 

  • Введения единой рублевой пошлины, взимаемой в виде фиксированного процента с цены товара при его продаже как с местных, так и с иногородних жителей; 
  • Освобождения от уплаты пошлины покупателей товаров; 
  • Отмены проезжей пошлины; 
  • Разрешения торговать в селах и слободах, где не было таможен;
  • Освобождения хозяев от ответственности в случае нарушения таможенных правил их приказчиками и кабальными людьми.

Выражая одновременно интересы таможенной службы, челобитчики ходатайствовали о предоставлении головам права конфисковать товары, не явленные таможне, и обыскивать лиц с целью пресечения беспошлинной торговли. Они также поднимали вопрос о включении в практику таможенного дела правила, согласно которому торговцам, отправляющимся в другие города, в обязательном порядке выдавалась бы особая «выпись» с перечислением вывозимых товаров. 

Торговые люди ратовали и за то, чтобы материальная ответственность таможенных голов за недобор пошлинных сборов наступала лишь после расследования причин недоимки.

Надо сказать, что требования купцов были в основном удовлетворены: 

  • Было установлено равное для всех таможенное обложение. торговых сделок единой рублевой пошлиной и ликвидированы проезжие сборы: «А которые напредь сего сбирывались на Москве и в городех с весчих и невесчих товаров проезжия, рублевыя и всякия мелкия пошлины, и те проезжие и мелкие всякие сборы отставить»;
  • Купцам вменялось в обязанность правдиво указывать таможенную стоимость предъявляемых таможне товаров: «А торговым всяких чинов людем товаров своих и на покупку товаров денег не таити и цены с товаров не убавливать и являть в таможнях товары и деньги, и продажную цену сказывать прямо в правду без всякия хитрости»;
  • Были определены наказания за нарушение таможенных правил: за утайку товара и в случае занижения его продажной цены товар подлежал конфискации. При повторном нарушении следовало «тем людем, сверх тех их взятых товаров, чинить наказание, бить кнутом нещадно»; 
  • Устанавливался контроль за перемещением товаров: «А Которые торговые люди повезут с Москвы в иные городы товары свои, и из городов к Москве, или в иные городы и на те проезжие товары, таможенным головам и целовальникам давать выписи за руками и за таможенными печатями, чтобы те товары были ведомы, а в выписях писати именно, сколько кто каких товаров с Москвы в городы, или из городов к Москве повезут, и в таможенной Книге записывать особ статьею»; 
  • Были определены права голов: «А сыскивать про утаенные товары и про цену всякими сыскинакрепко; а буде кто доведется пытки, того пытати. А для утаенных товаров таможенным головам и целовальникам посылать на дворы ко всяких чинов людем и к иноземцам безпенно, чтоб в избылых ни кто не был»;
  • Устанавливалась их ответственность: «А буде которые таможенные головы и целовальники, сверх продажной цены на товар, учнут прибавочную цену накладывати, и лишняя пошлины имать, и тем головам и целовальникам чинить наказание без всякой пощады».

В то же время в Торговом уставе нечего не говорилось о взаимоотношениях воевод и таможенных голов.

Запрещалось торговать в селах проездом из города в город: 

«А меж таможен на дороге торговым людем никакого товару не продавать и не покупать»

Впрочем, полностью такая возможность не исключалась: 

«А которые люди на Москве и в городех явят деньги на товар в уезде: и с тех имать по десяти денег с рубля»

Рублевая пошлина (10 денег с рубля) взималась в 2 приема: сначала купец уплачивал пошлину с денег, привезенных с целью покупки товара (5 денег с рубля); затем — с этого покупного товара при его продаже (5 денег с рубля). В общей сложности это и составляло с денег и с товаров по десяти денег с рубля.

Наряду с рублевой пошлиной продолжали взиматься некоторые прежние сборы: амбарное, аршинное, мостовое, перевозы на Волге и Оке, мытная пошлина в Москве (10 денег с рубля) и др., об упразднении которых не говорилось.

Во-вторых, поскольку вскоре обнаружилось, что многие положения Устава не выполнялись, З0 апреля 1654 г. царем была подписана дополнительная уставная грамота «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов».

Грамотой упразднялось такое «злодейство» как взимание и откупное содержание («отдача в откуп») «проезжих пошлин и мытов, по рекам с судов посаженного и привального и грузового, и с людей головщины, и с саней полозового, с телег и на гостиных дворах... в Москве, городах и селах, а также в вотчинах и поместьях светских и духовных феодалов».

Одновременно повелевалось: «проезжие всякие мелкие пошлины и мыты, которые были в таможнях на вере сбираны, и на откуп отдаваны... приложити в торговую рублевую пошлину, и сбирати в таможнях выборным, верным головам и целовальникам».

По всей видимости, закону придавалось чрезвычайное значение. Он был подписан собственноручно царем Алексеем Михайловичем в двух экземплярах, один из которых был положен в Успенский собор.

Тем не менее и после этого отдельные откупные сборы оставались в откупном содержании, как удостоверяет указ 1682 г., которым было велено таможен на откуп не отдавать, по причине оказавшихся больших «недоимок на откупщиках».

В-третьих, началось решительное наступление на привилегии иностранных купцов. Свобода торговли, предоставленная иноземцам, ставила русских купцов, бедных капиталами и к тому же отягощенных очень высоким промысловым налогом (20% с дохода), в положительную невозможность соперничать с иностранцами, которые были зажиточнее сами по себе и опирались на обильные капиталы их отечества. Вследствие этого, вся деятельность русских купцов должна была ограничена внутренним, мелочным торгом, к которому иноземцы не допускались.

Кроме этого, иностранцы зачастую действовали в нарушение местных законов и обычаев, нанося значительный ущерб государственной казне и еще больше затрудняя положение русских торговых людей.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий