Что толкает их на суицид? Какие мотивы лежат в основе таких поступков?

Знаменитый философ и писатель Альбер Камю как-то сказал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — второстепенно».

И Камю во многом, конечно, прав. Потому что самоубийство — такая же вечная проблема, как и убийство. И существует она практически столько же, сколько существует само человечество. Более того, большинство исследователей считает, что суицид характерен только для человека. А случаи якобы самоубийств животных — это либо поэтические вымыслы, либо неправильная интерпретация наблюдений за поведением животных.

И это, по сути, парадоксальное явление превратилось для многих стран, имеющих разный уровень культуры и этнический состав населения, общественное и политическое устройство, в острую и трудно решаемую проблему.

Суицид входит в десятку основных причин, влияющих на общий уровень смертности населения. Например, в США в этом списке она девятая, в Швеции, Дании и Финляндии — шестая, в Японии — седьмая.

Если же говорить о количественной стороне проблемы, то, например, в США в 90-е годы прошлого века ежегодно регистрировалось 12 самоубийств на 100 000 человек. А в Венгрии и Швеции и того больше — 40—38 человек на 100 000 жителей.

Во Франции кончают жизнь самоубийством больше людей, чем погибает в дорожных происшествиях. Причем в северной части Франции случаев самоубийства в три раза больше, чем в южной.

В последние годы в Европе и Америке увеличилось количество самоубийств среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. Наблюдается рост суицидов и среди российских подростков.

Вообще же в мире ежедневно совершается около 1500 самоубийств А число погибших от собственной руки даже превышает число жертв от рук убийц и насильников.

Что же толкает людей на самоубийство? Какие причины лежат в основе этого страшного и одновременно странного явления?

Их немало. Так же как и немало теорий, объясняющих феномен самоубийства. Среди них можно выделить три группы гипотез, пытавшихся разобраться в природе самоубийства: социологическая, антропологическая и психиатрическая.

Представители социологической школы считают, что в основе самоубийств лежат социально-бытовые условия и что нервно-психические отклонения только в очень редких случаях являются причиной суицида. То есть по их мнению, самоубийство — болезнь, но не индивидуума, а социального организма.

Другое направление — антропологическое — основной причиной самоубийств считает различные аномалии в строении и развитии организма. Представители этой школы одно время объясняли самоубийства характерными изменениями черепа самоубийц: например, преждевременным зарастанием черепных костей, вдавливаниями и неровностями черепа, образованием выпуклостей на его основании. То есть такими морфологическими аномалиями, которые определенным образом производят механическое воздействие на мозг и тем самым влияют и на правильность течения психической жизни данного лица.

А вот сторонники психиатрической школы всякое самоубийство объясняют психическими отклонениями. В недавнем прошлом вообще считалось, что всякое самоубийство совершается в состоянии психической ненормальности. Этого же мнения длительное время придерживались апологеты психопатологической концепции, которая однозначно рассматривала самоубийство как результат психического заболевания.

Однако в дальнейшем с помощью статистических методов было установлено, что только 23—30 % самоубийц страдали каким-либо психическим заболеванием.

Широкое распространение получила и основанная на идеях Фрейда психоаналитическая концепция, трактующая суицид как следствие нарушения психосексуального развития личности. По мнению Фрейда и его сторонников, влечение к самоубийству у подростков развивается в связи с аутоэротизмом, удовлетворяемым онанистическими эксцессами, которые рассматриваются в то же время как унизительный акт, угрожающий тяжелыми последствиями, и отсюда возникают ущемленные комплексы и влечение к самоубийству.


Изучая причины суицида, ученые исследовали также структуру мозга самоубийц. И выяснили, что он, в частности, по химической структуре отличается от мозга обычного человека. Особое внимание исследователей привлекла рибосомная РНК, или р-РНК, отвечающая за синтез белков в мозгу, которые обуславливают многие мыслительные процессы: например, такие, как обучение, память и возникновение новых связей между клетками мозга.

В свою очередь, каждая молекула р-РНК несет особые белки-маркеры, которые, будучи активированными, «отключают» ее и, таким образом, останавливают синтез белков. Так вот, в гиппокампе — участке мозга, который отвечает за реакции организма на стресс, у самоубийц молекул-маркеров намного больше, чем у обычных людей.

На этом основании нейробиологи полагают, что люди с такими особенностями более подвержены воздействию стресса, а значит, они более склонны к самоубийству.

Кроме р-РНК, суицид могут спровоцировать и нарушения обмена серотонина. Исследование этой связи началось еще в 60-х годах прошлого века. Оказалось, что в стволовых структурах мозга у самоубийц содержание серотонина понижено. В свою очередь, пониженный уровень серотонина в головном мозге тесно связан с депрессией и агрессивным поведением, а также склонностью к совершению необдуманных поступков.

Впрочем, о влиянии концентрации серотонина на суицидальное поведение мнения специалистов расходятся. Некоторые из них отмечают, что недостаток серотонина обнаружили только в каком-то одном отделе головного мозга. Другие сообщают о нарушении последовательности химических реакций, в которых участвует серотонин.

В некоторых же исследованиях была обнаружена связь между активностью серотонина в префронтальной коре людей, пожелавших уйти из жизни, и эффективностью этой попытки.

У людей, которые пытались покончить жизнь самоубийством наиболее «надежным» способом, например, приняв большое количество лекарств или совершив прыжок с большой высоты, активность серотонина в префронтальной коре была самой низкой.

А в 1995 году американские ученые обнаружили, что нарушения серотониновой системы у людей, склонных к самоубийству, можно определить при помощи простого анализа крови. Оказалось, что количество серотониновых рецепторов на тромбоцитах крови пациентов с суицидальными наклонностями значительно больше, чем у людей с нормальной психикой.

Таким образом, из всего вышеизложенного следует однозначный вывод: серотониновая система головного мозга самоубийц имеет определенные нарушения.

И уже в самом начале нашего столетия ученые установили, что у людей, страдавших депрессией и покончивших жизнь самоубийством, количество нейронов в орбитальной префронтальной коре (участки коры, расположенные непосредственно над глазами) было ниже нормы.