Статья расскажет об изменениях в таможенном деле, произошедших в период царствования Елизаветы Петровны.
Ключевой поворот в таможенном деле России произошел в годы царствования Елизаветы Петровны (1741 – 1761).
Это было время свержения немецкого режима, систематического покровительства всему национальному. Историческое значение правления Елизаветы состояло в подготовке к следующей эпохе, а историческая заслуга — в национальности ее направления.
Политическая воля Елизаветы определялась стремлением восстановить начала внутренней и внешней политики Петра I.
Вместе с тем ее правление не изменило в старых формах управления ни одной существенной черты и не принесло никакой существенной новизны.
Законодательная деятельность шла за указаниями жизни, развивалась путем практики и не возвышалась до сознания руководящих норм, потому что у власти не было потребности что либо переделывать и перестраивать. Идеалом был петровский порядок, но и его не всегда достигали, даже не всегда понимали.
Непоследовательность правительственного курса проявилась и в области экономической деятельности. Копировалась сама буква, а не дух петровских рецептов.
Государственные монополии, от которых Петр I отказался, как от финансовых источников, тормозящих прогресс, вновь расцвели в руках отдельных счастливцев, а тариф 1757 г. явился не исправленным, а усиленным изданием тарифа 1724 г.
Действительно, под предлогом поощрения промышленности были монополизированы сусальное, кружевное, шляпное, обойное, красочное, мозаичное и некоторые другие производства.
Фактически же осуществление подобных мер обусловливалось личными интересами каких-либо влиятельных лиц того времени. Вельможи елизаветинского царствования нередко делаются представителями или участниками тех предприятий, которым отдается на откуп или в виде монополии та или другая отрасль производства и торговли.
Поощряя внутреннее производство некоторых товаров, например, шелка, в интересах отдельных фабрикантов разрешался беспошлинный импорт необходимого им сырья и других материалов. Иногда облагались высокими пошлинами или совсем запрещались к вывозу из страны изделия обрабатывающей промышленности.
Довольно часто стеснялся вывоз за границу сырья, добываемого или производимого в России, с целью не допустить его удорожания внутри страны.
Таким образом, именными и сенатскими указами в годы царствования Елизаветы Петровны таможенный тариф 1731 г. довольно часто подвергался различного рода изменениям и дополнениям без общего пересмотра.
Важнейшим мероприятием в области таможенного дела стала ликвидация таможенных ограничений внутри страны.
Русское государство, политическое становление которого произошло в ХV – ХVI вв., в экономическом отношении оставалось раздробленным на бесчисленное множество отдельных мелких областей, в каждой из которых взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров.
После смерти Петра I, восстановившего мыты и мытные сборы, купцы стали роптать на то, что по дороге к Петербургу их товары везде останавливают и требуют от посланных от них приказщиков, работников и извозщиков выписей, и с тех выписей берут по гривне и более с каждой выписи; а тех же, кто не не дает, держат с теми товарами и требуют по два дня и более, а некоторых за несдачу бьют, и возы и кипы, и в барках ярусы разбивают и досматривают, безнаказанно портя товары.
Также, во время вешнего каравана купцам ставили заставы, якобы для досмотра работных людей и их паспортов, мимо тех городов плывущим судам. Те заставщики ежегодно для своих прихотей причаливали к берегу, и от их привала судам чинилась немалая трата. Многие барки тем привалом тратили и держали их с теми барками у тех пристаней дня по два и более, от чего они претерпевали немалую обиду и платили работным людям. А более того удержания, вешняя вода во реках уходила, из-за чего многие товары вовремя не прибывали.
Стремясь оградить торговлю от злоупотреблений, правительство перепечатывало прежние указы, издавало в подкрепление тех новые, но тщетно.
Нарушения постановлений не прекращались. Они могли исчезнуть только с устранением их причин, то есть самих мытных пошлин, что было славным деянием царствования императрицы Елизаветы Петровны.
Кроме мытов, перевозов, мостовщин и пр. существовало много других мелочных сборов (с найма извозчиков и плавсредств, с ледокола и водопоя, с продажи товаров, привозимых на торжки и ярмарки, с продажи дегтя, клеймения хомутов и т. д., что вместе со сложной процедурой досмотра товаров и записи в книгах серьезно стесняло торговлю.
Внутренние сборы в середине ХVII в. существовали в 17 различных видах, отчасти сохранившихся со времени Новоторгового устава, отчасти введенных вновь Петром и его преемниками.
Сборы эти, особенно тяжело ложившиеся на малоценные товары, взимались откупщиками в большем размере, чем следовало, и приводили к тому, что многие люди подвергались суду и наказанию и народ разорялся.
Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:
Комментариев нет:
Отправить комментарий