среда, 6 апреля 2022 г.

Активное развитие таможенного законодательства в XVIII веке

Услуги таможенного декларанта

Статья расскажет, как развивалось таможенное законодательство в XVIII в. при Елизавете Петровне.

Со временем стеснение внутренней торговли, имевшее место в XVIII в., становилось нетерпимым.

Поэтому в 1747 г. при Сенате была учреждена специальная комиссия из членов Коммерц-коллегии, Берг-мануфактур-коллегии, а также из представителей именитого купечества, которой было поручено составление нового внутреннего тарифа.

Предварительная работа комиссии отличалась основательностью. Ее главное внимание обращалось на существовавшие сборы и доход от них.

Но прежде, чем комиссия закончила подготовительную работу, П. И. Шувалов, фактически возглавлявший правительство Елизаветы Петровны, предложил Сенату смелый проект уничтожения внутренних таможенных поборов.

Выходец из простонародья, ставший крупным откупщиком горных заводов, беломорских звериных промыслов и некоторых других предприятий, П. И. Шувалов считал, что прежняя таможенная система не только разоряла народ, но также умножала судебные разбирательства и плодила различные комиссии, обременительные для казны.

Изобразив в представленном проекте многие притеснения и несправедливости, проистекающие от несовершенной организации таможенного дела, он указал на то, что целовальники собирали больше пошлин, чем было определено:

«А что они мимо ящиков у себя удержат, того и познать трудно, сколько принесет, тому и верят»

Бюджетную недостачу вследствие отмены внутренних таможенных сборов сенатор предложил возместить путем увеличения внешних экспортно-импортных пошлин и общего подушного сбора.

20 декабря 1753 г. предложения П. И. Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов».

Одновременно ею был утвержден доклад Сената от 18 декабря 1753 г. с тем же названием. В следующем году внутренние таможенные пошлины были отменены на основной территории страны, а в 1755 г. — в Малороссии.

Заменившая их единообразная 13%-я «новоположенная» или, «новоположенная прибавочная» таможенная пошлина на границах государства должна была отныне взиматься со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых и пограничных таможнях.

Ее высокая ставка была удачной и выгодной для России, ибо вывозились из России главным образом сырые продукты, за которые платил пошлину иностранный потребитель, а ввозились главным образом предметы роскоши, приобретаемые и оплачиваемые богатыми людьми.

В целях ужесточения борьбы с контрабандой в 1754 г. Сенат учредил на западной границе институт пограничных таможенных объездчиков.

С тем, чтобы заинтересовать объездчиков и других таможенных служителей в поимке контрабандистов, было установлено выдавать им четвертую часть конфискованных товаров, а доносчикам — половину товаров, задержанных по их указанию.

В связи с отменой внутренних таможенных границ и переходом к взиманию 13%-й пошлины 1 декабря 1755 г. был принят новый Таможенный устав. Согласно ему российским и иностранным купцам, привозившим в российские порты или таможни товары из-за границы предоставлялась отсрочка в уплате новоположенных пошлин сроком на один год с момента поступления товара в пакгауз.

Если же купец просрочивал уплату внутренней пошлины, то закладные товары подлежали продаже с публичного аукционного торга. Из вырученных денег следовало подлежащее число пошлины взять в казну, а остальные отдать тому купцу с роспиской.

Целый ряд новых уставных положений развивал таможенное законодательство, исходя не столько из сиюминутных фискальных интересов, сколько из потребностей российской торговли в целом.

Отныне иностранные товары, очищенные в российских портах и пограничных таможнях необходимыми пошлинами и сборами, могли затем вывозиться русскими подданными для продажи за границу без уплаты каких-либо дополнительных сборов.

Если иностранец ввозил в Россию товары с целью продажи в третьи страны (для отпуска за границы), то такие товары следовало, взяв надлежащую пошлину, отпускать с аттестатами через другой порт или пограничную таможню, не спрашивая с них как проезжей, так и за отпуск за границу никаких пошлин. А если оборотного аттестата на срок в ту таможню, от которой отпуск был, не поставит, то следовало взыскать проезжую пошлину полновесными ефимками по 10 копеек с рубля, и в поставке тех аттестатов брать с них поруки.

Одновременно вводилось правило, согласно которому партикулярным людям (частным лицам), кроме купечества, разрешалось иметь при себе в случае выезда за границу не более 100 червонных, золотые и серебряные часы, табакерки, шпаги, пряжки и тому подобное для своего единственного употребления, не для продажи, в единственном числе беспошлинно. Излишки подлежали конфискации.

Установлениями главы IV устава «О доносах про утайку от пошлин товаров, и как с оными поступать» поощрялось доносительство людей всякого чина об утаенных от пошлин и без таможенного клейма товарах.

В случае доносительства к подозреваемому лицу посылали кого надлежало с понятыми.

В случае подтверждения факта контрабанды товар конфисковался без всякого доследования. Хозяина контрабандного товара допрашивали, выясняя маршрут, которым те товары провезены мимо таможен, или устанавливая таможенных служителей, допустивших послабление или служебное преступление, если товары все же миновали таможню.

Доносителю из тех конфискованных причиталась половина (за вычетом причитающихся с нее таможенных платежей). Другая половина отходила казне.

За клевету доносителей, если они были в рангах или дворянского звания, подвергали штрафу в 200 рублей. Они также должны были возместить все приключившиеся от того хозяевам убытки.

Для остальных предусматривалось наказание кнутом.

Лавочникам наказывалось строго следить друг за другом и пресекать торговлю неявленными товарами. Обнаруживая в продаже такой товар, староста или лавочник могли отбирать его в свою пользу, объявляя об этом в таможне и уплачивая необходимые пошлины.

Обо всех подобных происшествиях предписывалось сообщать в Коммерц-коллегию. Купцы и доносители, недовольные производством дел о контрабанде, также могли обратиться в Коммерц-коллегию, как высшую правительственную инстанцию по делам о таможенных нарушениях и преступлениях.

Все конфискованные товары, подлежащие в казну, где бы они не были конфискованы, и взысканные штрафы следовало отсылать в Канцелярию конфискации и в ее контору. 

Однако в связи с тем, что таможни страны (кроме столичной и Кронштадтской) находились на большом расстоянии от Петербурга и Москвы, сенатским указом 1 июля 1757 г. было признано нецелесообразным присылать в Канцелярию конфискации и ее контору дешевые и громоздкие товары, перевозка которых была также сопряжена с высокими накладными расходами. 

Повелевалось продавать такие товары на месте, с публичного торга в тех местах от тех таможен, учинив наперед в тех городах публикации. Вырученные от распродажи деньги вместе с дорогими товарами повелевалось направлять по-прежнему в столичные города.

Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий