понедельник, 14 февраля 2022 г.

Торгово-посредническая деятельность в Новогородском государстве

Услуги таможенного декларанта

Статья расскажет о торговом назначении Новогорода в удельное время на Руси и его торговых партнерах.

Продолжая тему статьи «Особенности таможенных отношений в удельное время», поговорим о городе, добившегося наибольших успехов в торгово-посреднической деятельности — Новгороде.

Новгородцы широко осваивали богатства северных рек и Белого моря, завоевывали все новые земли, основывали там свои колонии или опорные пункты, заставляли туземное население платить дань (преимущественно мехами) как в казну Новгородского государства, так и в пользу тех богатых бояр-промышленников, которые организовывали и поддерживали экспедиции ушкуйников.

Главное богатство Новгорода и главный предмет его вывоза составляли ценные меха — собольи, лисьи, бобровые, куньи и др., — которые в огромных количествах поступали из всех частей обширного Новгородского государства и затем вывозились в Среднюю и Западную Европу.

Средневековая Европа предъявляла громадный спрос на меховые товары, ибо меха употреблялись тогда не только для изготовления теплой одежды, но были любимым украшением одежды и даже обуви, и Новгород был поставщиком этого товара на целую Европу.

Кроме мехов, Новгород вывозил в Европу кожи, китовое и моржовое сало, воск, смолу, строевой лес. Привозились в Новгород из-за границы сукна и др. материи, металлические изделия, вина, соль.

Уже в ХII в. в Новгороде была заграничная торговая фактория, так называемый готский двор (основанный купцами из г. Висби на о. Готланде). В конце ХII в. здесь появляется немецкий двор, который в ХIII-ХIV вв. (по мере образования и усиления Ганзейского союза) растет в своем значении и играет главную роль в ходе новгородской внешней торговли.

Кроме чужеземных торговых дворов, в Новгороде были дворы приезжих русских купцов: псковский, тверской, половецкий, смоленский. Иноземные гости имели в Новгороде беспошлинный торг, жили здесь своим укладом.

Новгородцы, со своей стороны, широко торговали в русских землях, везде пользуясь большим авторитетом и таможенными преференциями. Везде новгородцам разрешалось гостить без рубежа. В отношении их товаров пошлины произвольно не завышались.

Главными торговыми партнерами Новгорода являлись ганзейские города. Вначале это был Висби (на о. Готланд), затем Любек, позже — ливонские города Дерпт, Ревель и Рига.

Торгуя с русскими землями, ганзейцы добивались:

  • Предоставления им права беспрепятственного приезда и отъезда (даже в случае возникновения войны);
  • Обеспечения местными властями защиты их личных и имущественных прав, возможности селиться на определенный срок;
  • Освобождения от обычая берегового права;
  • Предоставления права взыскивать с местных жителей торговую задолженность;
  • Непривлечения к ответственности за проступки, совершенные соотечественниками, за их убытки;
  • Неконфискации имущества, оставшегося после смерти купца, выдачи родному городу покойного для последующей передачи родственникам;
  • Введения правил, облегчающих привоз и вывоз товаров, производство погрузочно-разгрузочных работ, предоставления лоцманов и перевозчиков, возможности заготовки леса для судового ремонта и т. д.

Ганзейцы также стремились к образованию самостоятельных поселений, факторий и контор с собственным управлением, добивались полного невмешательства местных властей в их дела и даже претендовали на то, чтобы укрывать на своей территории беглых местных жителей и судить последних за преступные деяния против фактории и ее обитателей.

Одновременно они пробивали брешь в старинном гостином праве, которое запрещало гостю:

  • Торговать с другим гостем (иноземец сначала должен был удовлетворить местных купцов);
  • Торговать в розницу (за исключением ярмарочных дней);
  • Доставлять товары в город произвольным маршрутом;
  • Пользоваться собственными весами;
  • Вступать в непосредственные отношения купли-продажи с крестьянским населением.

Кое-что в этом отношении у ганзейцев получалось. Однако в целом их отношения с новгородцами складывались непросто, зачастую конфликтно. Несмотря на то, что в каждом договоре немцев с новгородцами оговаривалось их взаимное право торговать без стеснений, без насильственного захвата у них товаров, вся история русско-ганзейской торговли есть один сплошной захват русскими или немцами товаров посторонних лиц за убытки, действительно или якобы ими понесенные, непрерывный ряд насильственных действий, основанных на идее круговой поруки между лицами, происходящими из одной и той же местности или принадлежащими к одной и той же национальности.

Принцип индивидуальной ответственности, таким образом, за исключением не соблюдался. Это не удивительно, поскольку средневековое торговое право в принципе не исключало групповой ответственности. Так, в одном из договоров (1269) говорилось, что в случае столкновения между новгородцем и «зимним гостем» «летний гость» за это не отвечает и наоборот. Целым рядом соглашений Ливонского ордена с Новгородом и Псковом устанавливалось, что в случае столкновений между орденом и Псковом новгородские купцы не подлежали ответственности и задержанию и наоборот.

С точки зрения таможенного дела особый интерес представляют обстоятельства, связанные с транспортировкой немецких (иностранных) товаров до Новгорода.

Дело в том, что после разгрузки морских судов перевозка грузов по Волхову осуществлялась на ладьях. Это вызывало потребность в лоцманах. Неизбежно возникали споры о расценках, сроках доставки товаров, компенсации ущерба в случае аварийных ситуаций и т. д.

Спорные вопросы рассматривались судом во дворе церкви св. Иоанна. В случае аварии новгородцы требовали оплаты за наем ладьи с момента ее отхода от Новгородской пристани. Немцы же соглашались на компенсацию, если аварию терпела уже груженая ладья.

Известно, что в договоре 1269 г. нашла выражение точка зрения новгородской стороны: при аварии с немца взималась плата за наем судна, хотя бы только отправившегося за товаром.

По прибытии лодий с товарами в Новгород, их требовалось разгрузить, а товар перевезти к немецкому гостиному двору. Потребность в перевозчиках возникала при совершении как этой, так и обратной операции.

Долгое время Новгород отказывал немцам в праве пользоваться собственными средствами транспорта и своими людьми, желая сохранить за новгородцами и эту отрасль деятельности. Лишь в 1423 г. новгородцы и ганзейцы пришли к соглашению и немцам было дозволено самостоятельно транспортировать грузы небольших размеров.

К настоящему времени сохранилось не много свидетельств уплаты иностранцами в Новгороде таможенных пошлин и торговых сборов.

Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий